544

Первым делом - самолеты

В минувшую среду постоянные комиссии Парламента началирассмотрение проекта закона о внесении изменений идополнений в госбюджет на 2006 год. Поправки вносятся попросьбе Правительства и по инициативе Министерствафинансов. Суть их заключается в том, что для пополненияуставного капитала Государственного предприятия авиакомпании"Аир Молдова" из госбюджета должны быть извлечены 93,1 млнлеев.Вероятно, автор поправок обладает хорошо развитым чувствомюмора, которое редко встречается в таком жанре, какзаконотворчество. Во всяком случае, он нашел удачное местодля дополнительной статьи 12-прим в бюджете, трактующей опередаче денег Государственному агентству гражданскойавиации для внесения в уставный капитал государственнойавиакомпании. Собственно статья 12 утверждает ассигнованиядля создания новых рабочих мест: Обществу глухих - 920 тыс.леев, Обществу слепых - 665 тыс., Обществу инвалидов - 252тыс. леев. Дальше идет "Аир Молдова" со своими 93миллионами. Между прочим, это близко к одному процентугосударственного бюджета.Остальной текст законопроекта содержит указания намеханическую перестановку цифр в нужных местах. Посколькуувеличение расходной части невозможно без соответствующейкорректировки доходной, то обе части будут измененысинхронно и бюджетный дефицит останется прежним - 110501,6млн леев. Дополнительные доходы Правительство намеренополучить от налога на добавленную стоимость - было 5873,9млн леев, стало 5967,0 млн. Значит ли это, что будетулучшена собираемость этого налога, или его сбор ужепревысил запланированный уровень, в законопроекте неуказывается.Новость эта только вброшена в оборот, хотя Правительстворассматривало этот вопрос еще месяц назад. Вопросов по этомуповоду возникает много, но основных всего два - насколькоэто законно и насколько это необходимо.Авторы поправки в первую очередь позаботились о том, чтобысоблюсти закон о госбюджете. Этот закон полностью соблюден -дефицит остался прежним, а увеличив расходную часть, минфинувеличил и доходную часть. Но депутатам предстоит решитьболее сложную проблему: правомерно ли использовать бюджетныесредства на финансирование авиакомпании. С одной стороны -деньги не принадлежат минфину или Правительству, этообщественные деньги. С другой - "Аир Молдова" хотя и имеетстатус госпредприятия, но работает на открытом рынке и ненесет никакой социальной нагрузки. Что могло бы послужитьсмягчающим обстоятельством, как в недавнем случае с АО"Фармако" (из госбюджета выделено 16 млн леев намодернизацию производства). Здесь тонкий вопрос: дело в том,что часть прибыли госпредприятий тоже идет в бюджет и там,как в общем котле, обезличивается. И уже оттуда этипредприятия в случае необходимости финансируются. Так что всамом факте передачи некой суммы в уставный капиталавиакомпании нет ничего странного. Другое дело, что"Аир-Молдова" не является прибыльным предприятием, еерастущие долги - отдельный разговор, который еще неизвестнокогда состоится. Можно еще добавить, что господдержка, даеще в такой откровенной форме, безусловно создаст длякомпании конкурентные преимущества перед другими игроками нарынке авиаперевозок. Здесь логика простая: если естьфинансовые проблемы и нужны деньги, то можно взять кредит,выпустить облигации, сократить производственные затраты.Другое дело, что кредит "Аир Молдове" никто не даст,облигации никто не купит, а что касается режима экономии,то, не исключено, что этот ресурс уже исчерпан.Второй вопрос касается фактической стороны дала: на какиецели будут потрачены деньги. Правительством на этот счетбыло сказано коротко - не приобретение самолетов. Однако,простой подсчет показывает, что 93 млн леев - это всего семьмиллионов долларов. Много самолетов не купишь. Даже одногоне купишь. Среди депутатов было высказано предположение,что, возможно, планируется приобрести машину так называемой"малой авиации" для президентских нужд. Предпочтение нашегоПрезидента маленьких реактивных самолетов большим хорошоизвестно. Удобно, экономично, оперативно. До сих порВладимир Воронин использовал для своих блиц-поездоксамолеты, арендованные за рубежом, а теперь вот решенокупить машину для государственной авиакомпании. Такрассуждали депутаты.Вторая версия, ожившая в последние дни - деньги будутпотрачены на погашение задолженности по лизингу двухаэробусов А-320, которые использует на своих линиях "АирМолдова" с 2004 года. Вроде бы заканчивается или ужезакончилось действие лизингового контракта сфирмой-владельцем, и для его продления необходимо выплатитьдолг. (Напомним, самолеты фактически принадлежали западномубанку, они достались ему как невыкупленный залог. Ноконтракт на лизинг был подписан "Аир Молдовой" с какой-тооффшорной фирмой, что послужило поводом для расследования состороны ЦБЭПК. Результаты расследования неизвестны).Третья версия, наиболее подходящая к правительственномуварианту - выкуп одного из двух "эрбасов", то есть единаявыплата его остаточной стоимости после трех летиспользования по лизингу. Однако, как удалось выяснить,контракт был заключен на оперативный лизинг, который, вотличие от финансового, не дает права выкуп. Фактически, этобыл контракт на аренду.Существует и четвертая версия. Из источника в "Аир-Молдова"стало известно, что готовится приобретение в лизинг с правомвыкупа еще одного "эрбаса" - А-319 у турецкой компании (122посадочных места в комплектации 8 мест бизнес-класс и 114мест эконом-класса). И семь миллионов долларов - это первыйвзнос за машину, которая может стоить, по оценкам экспертов,50 млн с НДС (данные из Интернета). Первый взнос, такимобразом, составляет 14% и вполне соответствует международнойпрактике. И связана эта покупка с тем, что с одним из 320-хпридется расстаться - фирма-владелец нашла ему другоеприменение и контракт на его лизинг не будет продлен. Покаофициально это никем не подтверждено, но, по некоторымпризнакам, похоже на правду. Машина, вероятно, будетновая, или с очень небольшим сроком эксплуатации.Если эта версия окажется правдой или хотя бы близкой кправде, то дальше имеют смысл только экономические расчеты:каков срок окончательного погашения стоимости самолета икакими будут ежемесячные перечисления (за аренду 320-х "АирМолдова" ежемесячно платит до 200 тыс. долларов), на какихусловиях будет осуществляться техническое обслуживание,страховка, режим эксплуатации и т.д. Эксперты считают, чтодля авиакомпании это может быть хорошая сделка, вопрос лишьв том, сможет ли она переварить это приобретение. Извлечьпользу из той жертвы, которую, как ни крути, приноситобщество, выделяя деньги из госбюджета."Аир Молдова" не одинока в своих проблемах. С начала 1990-хгодов этот рынок потерял покой во всем мире. Связано это срезким удорожанием производства и эксплуатации самолетов. Впервую очередь подорожали материалы и топливо. Ценовойскачек резко обогнал растущий естественным образом спроснаселения к этому виду транспорта. Все смешалось в небе и навзлетных полосах. Перевозчики ищут новые формы кооперации,весьма популярными стали альянсы, всевозможные вариантыслияний и поглощений авиакомпаний, не забыта приватизация.По данным из интернет-ресурсов за прошедшие 10 лет объявленоболее 80 попыток продажи государственных предприятий вчастные руки. Из них 25 оказались успешными. Несколько летактивно идет торг вокруг таких крупных европейских компаний,как Air France (в продаже 20%), Alitalia, Olympic Airlines(Греция), EL AL (Израиль), Malev (Венгрия), AustrianAirlines. В некоторых случаях приватизация тянется подесятку лет, именно потому, что конъюнктура для продажинеблагоприятная и правительства выжидают. Примеровпоглощения просто не пересчитать, их тоже десятки. Тенденциикак таковой нет - одни компании скупают региональныхперевозчиков, другие избавляются от филиалов и дочернихпредприятий. Одни сосредотачивают бизнес, другие егодиверсифицируют. Эта картина характерна для всех крупныхконтинентальных рынков - северо-американского, европейскогои азиатского.Практикуется в мире и государственная помощь. Но этотпроцесс обставляется огромным количеством условий,выполнение которых жестко отслеживается специальнымиконтролирующими органами. Например, в 1997 годуправительству Италии было разрешено предоставить компанииAlitalia помощь на сумму 1,6 млрд долларов. Санкционировалаи контролировала выполнение всех условий Европейскаякомиссия. А вот помощь для Olympic Airlines Еврокомиссиясначала разрешила, а потом заблокировала - какие-то тамусловия не были выполнены. История с государственной помощьюAir France на 3,3 млрд долларов, также под надзором ЕК,окончилась скандалом: четыре другие страны Евросоюзаоспорили ее законность в судебном порядке, указав нанеобоснованные конкурентные преимущества, полученныефранцузской компанией. Но они проиграли, Еврокомиссияотстояла свою позицию.Так что предоставление "Аир Молдова" бюджетных денег неявляется прецедентом, подобная практика распространена вмире. Европейская комиссия вряд ли заинтересуется этим делом(хотя почему бы и нет - наши самолеты летают в Европу исоставляют, таким образом, конкуренцию тамошнимперевозчикам), а больше отслеживать процесс некому.
0