858

МОЛДАВСКАЯ "DULCINA" ПО-ЕВРОПЕЙСКИ

В этом году покупатели солидных молдавских супермаркетов неперестают удивляться: несмотря на наступление осени, с прилавков непропала свежая клубника. А когда при более близком "знакомстве" соформленными совсем по-европейски упаковками к тому же выясняется, чтопродукция произведена в Молдове, многие и вовсе испытывают легкий шок.И даже начинают недоверчиво выпытывать у продавцов, что за шутку с нимипытаются сыграть, откуда на самом деле крупные, сочные, манящие ягоды ипочему им пытаются приписать "молдавское гражданство".Действительно, еще с советских времен мы приучены к мысли, чтосвежая клубника круглый год и каждый день в шесть часов утра - это не пронас. Но сегодня времена другие, и постепенно происходит ломкаустоявшихся стереотипов, изменение менталитета наших граждан и нашегобизнеса. В 2004 году в Молдове стартовал проект по развитию агробизнеса(ПРА), финансируемый Агентством по международному развитию США(USAID) и внедренный Citizens Network. Проект ориентирован на поддержкуфермерских хозяйств и сельскохозяйственных компаний в процессе развитиясекторов и производств с высокой добавленной стоимостью. В конечномитоге это должно привести к росту экспорта и торгового потенциалаМолдовы, увеличению доходов и занятости населения в сельской местности,диверсификации и реструктуризации отрасли.Совместное молдавско-голландское предприятие "Interconsult-MD"стало одним из первых реципиентов технической и финансовой помощи врамках ПРА. Фирма была создана в 2001 году двумя учредителями - ГеоргеУнку из Молдовы и Яном ван Агхтовеном из Голландии. В течение трех летони изучали и пробовали разные методы и направления производствасельхозпродукции с высокой добавленной стоимостью. В 2004 годукомпаньоны решили остановить свой выбор на выращивании клубники.- Для моего голландского партнера было очень удивительно, что вМолдове практически никто не занимается выращиванием клубники, -говорит Георге Унку. - Это высокорентабельный бизнес, требующийзначительных первичных затрат, но быстро окупаемый. Спрос на продукциюустойчивый, в том числе и на экспорт. Но у нас эта культура считаласькапризной и не очень выгодной из-за низких урожаев, поэтомувыращиванием клубники и не занимались всерьез. Однако, изучив опытразвитых стран, мы пришли к выводу, что и в Молдове можно получатьвысокие урожаи и сделать бизнес высокодоходным. Надо толькоиспользовать рассаду современных высокоурожайных сортов, внедритьпередовые технологии и обеспечить высокое качество продукта. Именно вэтом плане помощь CNFA в рамках проекта развития агробизнеса оказалнашему предприятию неоценимую услугу. За два года мы отладили досовершенства все технологические цепочки по выращиванию клубники, еесбору, упаковке и доставке потребителям в лучшем виде. С 6 гектаровплантаций мы в этом году собрали свыше 60 тонн сладких ягод, из которых98% были реализованы на местном рынке. Небольшие партии былиэкспортированы "на пробу". Через пару лет надеемся не менее 50%выращиваемой продукции поставлять в страны ЕС в свежем виде.Сегодня для Георге Унку все очевидно, и он рад своему выбору. Но двагода назад сомнения то и дело одолевали его. В Молдове нет традицийвыращивания клубники, нет апробированного посадочного материала итехнологий, не так много специалистов, с которыми можнопроконсультироваться, получить дельный совет или исчерпывающий анализситуации. Сотрудничество с проектом поддержки агробизнеса с лихвойкомпенсировало эти недостатки и вселило уверенность участникамэксперимента. Учредители "Interconsult-MD" первым делом со всейтщательностью отнеслись к подбору участка под будущую плантацию. Какотмечает Георге Унку, в этом процессе важны три основных критерия:наличие поблизости воды и электроэнергии для организации капельногоорошения и быстрого охлаждения ягод прямо в поле, а также хорошейдороги, чтобы к полю можно было подобраться в любую погоду. Такойучасток и был подобран возле Балканского шоссе между Кишиневом иКриулень.Но это был только первый этап работы. Затем с помощью CNFA былиподобраны и закуплены высокоурожайные сорта клубники, которые быливысажены в соответствии с требованиями интенсивной технологии. Сортазавозились из Украины и из Голландии, причем были подобраны с учетомразных сроков созревания, чтобы тем самым продлить время плодоношенияи поставки продукции в свежем виде. На гектар было высажено по 40 тыс.штук рассады, в то время, как обычно в Молдове практиковалась норма в 10-15 тыс. На всей плантации установили капельное орошение - необходимый иважный компонент получения стабильных высоких урожаев.Для клубники очень важно, чтобы к ягодам в процессе уборки,сортировки и упаковки как можно реже прикасались человеческие руки.Тогда она лучше хранится. Чтобы добиться этого, была организованаупаковка и сортировка прямо в поле, в процессе уборки. Упаковкапроводится в пластиковую тару по 0,5 кг. Кроме того, клубнику необходимокак можно быстрее после уборки охладить. Этот интервал не долженпревышать 20-40 минут. Быстрое понижение естественной температуры ягодпозволяет продлить сроки их хранения и реализации. Для достижения этойцели совместно с CNFA приобрели маленькую холодильную камеру соспециальным приспособлением для быстрого охлаждения клубники прямо наполе. И дальше путь лежит прямо на прилавок.Добившись построения замкнутой технологической цепочки и ееэффективной работы, фермеры не остановились в своих поисках и решениях.На части плантаций сооружены арочные туннели - чтобы укрывать подпленкой клубнику от ветров и заморозков весной и получать ранний урожай.В этом году к имеющимся 6 га высадили рассаду еще на трех гектарах. Приэтом использовали фриго-рассаду ремонтантного сорта, который плодоноситот весны до осени. Фриго-рассада подразумевает возможность высаживать еев грунт в любое время года. Все эти новшества и технологии до этого неприменялись в Молдове. Кроме того "Interconsult-MD" приступил квнедрению требований для сертификации своего производства помеждународной системе качества EurepGAP. Она гарантирует, что впроцессе выращивания свежей сельхозпродукции соблюдались требованиякачества и безопасности продукта на всех стадиях и по всем компонентам:воды, почв, методов защиты, уборки и т.д. Это открывает доступ продукта вовсе крупные супермаркеты не только Молдовы, но и европейских стран.Сегодня плантация клубники "Interconsult-MD" - это примерсовременного земледелия с высокой добавленной стоимостью, сприменением современных технологий и сортов, с соответствием продукциисамым высоким стандартам и взыскательному вкусу. На плантацияхфермеров на постоянной основе работают около полутора десятковработников, в сезон уборки их число возрастает до 100. Но самое главное - вМолдове появился новый качественный продукт с высокой добавленнойстоимостью. Специалисты проекта по развитию агробизнеса разработали длянего собственный бренд DULCINA, под которым помогают производителюпродвигать выращенную клубнику на молдавский и зарубежные рынки.Так что если вы завтра в супермаркетах вновь увидите крупную,сочную, достойно упакованную свежую клубнику, то знайте: это незаморское чудо. Это наша, молдавская DULCINA!
0