617

Новый "Ревизор"

В конце октября в театре им. Э.Ионеско состоялась необычная премьера - римейк спектакля "Ревизор" Н.Гоголя, поставленного П.Вуткэрэу в 1997 году. Таким был "Ревизор" в 1997-м. Городничий(в центре) - С.Козуб, который и сегодняблистает в этой роли.Примечателен он и тем, что первые исполнители ролей городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского - А.Козуб, судьи Ляпкина-Тяпкина - А.Сокиркэ, попечителя богоугодных заведений Земляники - П.Ойстрик, "из дальних странствий возвратясь" и став актерами театра им. Эминеску, на приглашение исполнить свои роли в новой версии спектакля откликнулись незамедлительно. Бывшие коллеги - воспитанники московского Высшего театрального училища им. Б.Щукина А.Меньшикова - Анна Андреевна, А.Сокиркэ-Ященко - Мария Антоновна. В.Дручек - Хлестаков, Г.Пьетрару - смотритель училищ Хлопов и выпускники молдавской Академии музыки, театра и изобразительного искусства, в течение нескольких лет активно осваивавшие в театре им. Э.Ионеско принципы вахтанговской школы, В.Нофит - почтмейстер Шпекин, В.Самбриш - Добчинский, Д.Мамей - Бобчинский, А.Локоман - Осип совместно вносят в спектакль азарт молодости.Как и девять лет тому назад, спектакль увлекает изобретательной импровизацией. Из стихии игры возникают образ и стиль жизни буржуазного города с жаждой наживы, демонстрацией ослепляющего блеска "вещного" мира, утратой человеческого достоинства, культом бесчувственного секса.Занавес еще не открылся, но по столу, уставленному множеством бутылок, по торчащей из-под занавеса голой ноге и лежащему рядом с ней сапогу уже "готовенького" зрители предугадывают, что без пьяного угара здесь не обойдется. Но увиденное превосходит все ожидания.Действие начинается в сауне. Из клубящегося пара вырисовываются причудливые фигуры. Обнаженная девица исступленно извивается вокруг шеста на столе. Разгульная песня "Ах, Марусечка, а жить так хочется!" ввергает полупьяную клиентуру в неистовый пляс. Шабаш неожиданно прерывает мужчина крепкого телосложения, выделяющийся особой значительностью. По всему видно - хозяин, городничий. Он собрал здесь всех, чтобы сообщить пренеприятнейшее известие: "К ним едет ревизор". Но в пару и пьяном угаре ни его слова, ни рассказ о страшном сне с необыкновенными крысами, ни чтение письма Чмыхова, предупреждающего о приезде чиновника "с предписанием осмотреть всю губернию и особенно наш уезд" и живущего "где-нибудь инкогнито", не вызывают ничего, кроме гомерического хохота и еще более неистового пляса.Неожиданно влетевшие в сауну Бобчинский и Добчинский, задыхаясь от нетерпения и переполняющих их эмоций, перебивая друг друга, сообщают о чрезвычайном происшествии - они видели в гостинице молодого человека приятной наружности, едущего из Петербурга в Саратовскую губернию. Вторую неделю в трактире он "забирает все на счет и ни копейки не хочет платить". Значит, он и есть тот самый ревизор. Эти слова действуют на чиновников отрезвляюще. Они тут же решают двинуться в гостиницу. Но столь ответственную задачу городничий возлагает на себя.К тому времени Иван Александрович Хлестаков, преодолев колдобины и городские нечистоты, добирается до своей комнатенки под лестницей, снимает туфли, вымазанные несусветной гадостью, старательно чистит их о дверной косяк и как капризный ребенок требует, чтобы Осип снял с него пальто и накормил. Изголодавшийся здоровенный Осип и сам давно мечтает, как бы что-нибудь поесть. Но хозяин трактира предупредил, что в долг больше не дает. Жалкий вид трясущегося от голода Хлестакова все же заставляет Осипа пойти к трактирному слуге за обедом. Едва Хлестаков успевает проглотить принесенную ему в последний раз похлебку и то, что подавалось под именем жаркого, как, содрогаясь от страха, в каморку втискиваются городничий и Бобчинский. Не в силах держаться на подкашивающихся ногах, Бобчинский сваливается на дверной косяк и тут же вымазывается прилипшей к ней дрянью. Сморщившись от вони, он дрожит еще сильнее. Городничий прилипшую к нему пакость даже не замечает.Согласие Хлестакова переехать в дом городничего в новой версии спектакля отмечается торжеством. Чиновники и простой люд, облаченные в костюмы строителей, маршируют с флагами и лозунгами: "Мы гордимся своим городом!". Пародия на узнаваемые праздники усиливает отображение стиля жизни как фарса. Любовные сцены Хлестакова с Анной Андреевной и Марией Антоновной дополняют его красками жесткого бурлеска. Во сне городничего его жена Анна Андреевна превращается в инфернальную ведьму. Из вспыхнувшего адского огня возникают хвостатые чудовища. Эта вакханалия походит на ту, что была в сауне. С той лишь разницей, что ее участники превращаются в хвостатых крыс. Смешение правдоподобия и фантастики размывает границы реальности и бреда. Нечистота внешнего мира теперь воспринимается как проявление внутренней грязи обывателей буржуазного города.В последней сцене спектакля чтение письма Хлестакова к его другу Тряпичкину, не в лучшем свете выставляющего чиновников и особенно городничего, который "глуп, как сивый мерин", перерастает в потасовку и завершается убийством Бобчинского. Сообщение о приезде "по именному повелению из Петербурга чиновника" делает не жандарм, как у Н.Гоголя, а красотка, с уверенной небрежностью дымящая сигаретой на верхней ступени лестницы, с которой только что свалился городничий.Вслед за В.Мейерхольдом, поставившим "Ревизора" в 1926 году, Петру Вуткэрэу ровно 80 лет спустя также может написать на афише, что он "автор спектакля" и признаться в том, что в его постановке Гоголь вовсе "не Гоголь". Но зато в его новом "Ревизоре" во всем безумии беспредельной "свободы" и затягивающих в бездну соблазнов возникает образ современного буржуазного города.
0