635

Биотоплива нет, но есть интерес...

На этой неделе заместитель министра сельского хозяйства ипищевой промышленности Анатолий Спиваченко сообщил о том,что чешские инвесторы изучают возможность строительства вМолдове (при финансовом содействии ЕБРР) завода попроизводству этанола из зерна. Сумма инвестиций воборудование такого завода составит 15 млн евро. Ранеепредставитель новых совладельцев джурджулештского терминалав полуофициальной обстановке озвучил любопытную мысль: неисключено, что вместо нефтеперерабатывающего завода вблизитерминала будет построен завод по производству биоэтанола.Но, вроде бы, джурджулештский и чешский проекты не связанымежду собой. Во всяком случае, пока.Еще раньше, в начале 2006 года, руководство АО "ФлоареСоарелуй" заявило о том, что на неиспользуемых ныне площадяхбэлцкого масложирового комбината возможно будет созданопроизводство биодизельного топлива из рапсового масла. Неисключают подобную возможность и в "Bio Company Raps"(Липкань).Будет ли реализовано какое-то из этих намерений, покажет неочень близкое время. Кстати, на "несрочность" даннойпроблемы косвенно указывает и тот факт, что депутатыПарламента недавно отклонили законопроект о развитиибиоэнергетической индустрии в Молдове, который, надопризнать, был компиляцией европейских директив и малоотвечал молдавским реалиям. Тем не менее, очевиден ростинтереса к производству биоэнергоносителей в Молдове.Технология получения моторного топлива из растительногосырья была разработана англичанами Даффи и Патриком в 1853году. Только спустя сорок лет немец Рудольф Дизель изобрелсвой знаменитый двигатель, который работал на арахисовоммасле. Но солярка в то время стоила дешевле, поэтому и сталана следующее столетие основным видом топлива для дизельныхдвигателей. Только в начале 1990-х годов человечествовспомнило о биотопливе.Для производства биодизеля годятся любые растительные маслаи животные жиры. В азиатских странах сырьем для производствабиодизеля служит пальмовое масло, в США и Бразилии - соевое,в Европе - преимущественно рапсовое. Лидером биодизельнойиндустрии Евросоюза является Германия, где производится 1,3млн тонн рапсового биотоплива в год. Из тонны рапса всреднем получается 300 кг масла, и затем из него около 270кг биодизеля - метилового эфира. Он может производиться какв заводских условиях, так и на мобильных мини-установках.Биодизель можно использовать как в чистом виде (маркаВD100), так и в качестве добавки к обычной солярке. Наиболеераспространенная пропорция - от 5 до 35%. В таком случаесущественного тюнинга не потребуется. Ресурс двигателя прииспользовании биодизеля не меняется, это топливо обладаетхорошими смазывающими свойствами. Впрочем, не лишено оно инедостатков. Мощность двигателя при работе на биодизеленесколько снижается, особенно в холодное время года, какследствие, на 5- 8% увеличивается расход горючего. Биодизельагрессивней, чем обычная солярка, к лакокрасочным покрытиям.Однако большинство производителей автомобилей уже вносят вдизельные двигатели конструктивные изменения, чтобыадаптировать их к эффективному использованию биотоплива.Другой вид "растительного горючего" - биоэтанол, заменительили добавка к бензину. Это высокооктановый спирт, получаемыйпутем ферментации сахара, который, в свою очередь, получаютиз крахмала зерновых культур, сахарной свеклы или тростника.Такой спирт денатурируют, что исключает его пищевоеприменение.В Евросоюзе биоэтанол производят из сахарной свеклы и зерна.Согласно исследованиям Международного энергетическогоагентства, в среднем в ЕС с одного гектара посевов пшеницыможно получить около 2 тыс. литров биоэтанола, с гектарасвеклы - 5 тыс. литров. При этом средняя стоимость (назаправочных станциях) зернового биоэтанола составляетпримерно 0,59 евро/л, свекловичного - 0,60 евро/л. В 2005году в ЕС было получено около 500 тыс. тонн биоэтанола,примерно на 16% больше, чем в предыдущем году. Тем не менее,на эти цели было израсходовано менее 1% от валового сбора итого и другого вида сельхозпродукции.Сегодня доля биотоплива на европейском рынке относительноневелика - чуть более 2%. Однако, согласно ДирективеЕврокомиссии 2003/30/ЕС, к 2010 году удельный вес биотопливав общем объеме потребления топлива в странах ЕС долженувеличиться до 5,75%. В абсолютном выражении это составляетболее 13 млн тонн. При этом отдельные национальные программыустанавливают гораздо более амбициозные задачи. Например, воФранции доля биотоплива в общем объеме потребления горючегодолжна возрасти с нынешних 5% до 7% к 2010 и 10% к 2015году.Цели Евросоюза, развивающего био-направление в своемэнергетическом секторе, очевидны. Во-первых, это повышениеуровня энергетической безопасности. Во-вторых, частичноерешение экологической проблемы. В этой связи напомним, что,согласно Киотскому протоколу, ЕС должен к 2012 годусократить выбросы двуокиси углерода на 8%. А чистоебиогорючее - это экологичный вид топлива, он сгорает почтибез токсичных отходов. В-третьих, стимулирование (за счетсубсидий, льготных кредитов и фискальных преференций)производства биотоплива - это и вариант стимулированиясельского хозяйства, что имеет особое значение дляевропейских стран с большой площадью сельхозугодий.Однако во многих странах ЕС возможности расширения посевовзерновых и технических культур исчерпаны. Кроме того, какотмечают европейские специалисты, себестоимость производствасельхозпродукции даже в странах с высокоразвитым аграрнымсекторов в последние годы существенно увеличилась. Чтоявляется тревожным фактором, особенно в преддвериирадикального сокращения масштабов субсидирования сельскогохозяйства в соответствии с новой аграрной политикойЕвросоюза (в частности, для европейского свеклосахарногокомплекса момент истины наступит в 2008 году). В этой связиотдельные эксперты считают экспансию европейскогоагробизнеса на Восток наиболее экономным способомувеличения производства сырья для биоэнергетики ЕС.Почвенно-климатические условия Молдовы весьма благоприятныдля выращивания зерновых, в частности, кукурузы. Впрочем,это не означает, что РМ можно считать хорошей сырьевой базойдля производства биотоплива. "В структуре посевных площадейРМ зерновые культуры и так занимают неоправданно большуюнишу, поэтому вряд ли стоит активно ратовать за увеличениеэкстенсивного производства зерна, - считает Виктор Мороз,доктор экономики, завотделом Института менеджмента,сельского развития и повышения квалификации. - Тем более чтомасса прибыли с одного гектара посевов зерновых культурзначительно уступает прибыли с гектара более интенсивныхкультур, например, сахарной свеклы. Более того, если учестьнынешние закупочные цен в РМ, то получится, что, пригипотетическом равенстве других затрат со среднеевропейскимих уровнем, себестоимость биоэтанола из пшеницы в Молдовесоставит порядка 0,56 евро/л, из сахарной свеклы - 0,51евро/л".Но молдавские сахаропроизводители отмечают, чтоперепрофилирование европейского свеклосахарного комплекса напроизводство биоэтанола щедро оплачивается субсидиями. ВМолдове же эту проблему никто еще не рассматривал под такимуглом. Поэтому говорить о массовом производствесвекловичного биоэтанола в РМ, скорее всего,преждевременно. Хотя, кто знает. Ходят слухи, что кое-гдеуже перегоняют свекловичную мелассу на технический спирт.С другой стороны, еще не факт, что если какие-то европейскиеинвесторы решатся построить завод по производству биоэтанолав Молдове, то он будет работать исключительно на местномсырье. Тем более что в будущем джурджулештский терминалбудет способен принять и сухогрузы. Судьба биодизельнойиндустрии в РМ также туманна. В странах СНГ наибольшийинтерес к биодизелю из рапсового масла наблюдается всоседней Украине. Там подсчитали, что приемлемая ценабиодизеля складывается при урожайности рапса 4 т/га. Носебестоимость сырья и готового продукта будет ниже, еслипроизводство рапса, масла и биодизеля будет вертикальноинтегрировано в рамках холдинга. Если к тому жегосударство компенсирует производителям маслосемян 10-15% ихзатрат, цена биодизеля станет привлекательной дляпотребителя. Видимо, украинским и европейским инвесторамтакой расчет показался оптимистичным, коль скоро в этойстране уже идет строительство десятка заводов попроизводству биодизеля. А значит, с организациейсобственного производства биотоплива заинтересованныемолдавские структуры могут и опоздать.
0