705

Ошибку можно исправить

Статистические данные об обороте капитала на рынке ценныхбумаг Молдовы не могут не внушать серьезную тревогу. Вотсутствии крупных покупателей и при перегруженности ценнымибумагами, выставленными для продажи, он превратился вфондовый магазин c неходовым товаром, т.е. малопривлекательным (мягко говоря) как для серьезных продавцов,так и для ответственных покупателей.Как и прогнозировалось, в том числе и автором в 2002-2004гг., массовый выброс на РЦБ ценных бумаг, принадлежащихинвестиционным фондам, привел лишь к одному - значительномуснижению уровня цен, т.е. ликвидности самого РЦБ. Снижение врезультате этого его роли в отвлечении денежной массы спотребительского рынка и рынка депозитов вынуждаетНациональный банк все чаще применять для сдерживанияинфляции стерилизацию денежной массы. Но при этом нарастаетдемонетизация экономики, могут увеличиваться объемыбартерных операции, сдерживается оптимизация процентныхставок по кредитам. НБМ в сентябре с.г. был вынужденувеличить ставку рефинансирования с 12,5% до 13%.Рискну высказать предположение, что столь "решительные"действия по наведению "справедливости" в деятельностиинвестфондов были обусловлены недостаточно глубокимпониманием их роли и значения, не только и не столько какносителей неких социальных функций, а, прежде всего, какважнейших факторов макроэкономической стабильности.Роль и значение рынка ценных бумаг в рыночном хозяйствесопоставимы с ролью и значением Госплана и Госснаба вплановой экономике. В обоих случаях эти механизмыобеспечивают необходимый при любом типе производства процессперелива капитала из одной сферы экономики в другую, изодной отрасли в другую, от одного предприятия к другому,предоставляют обществу важную информацию - сведения орыночной цене или ценности для экономики отраслей ипредприятий, т.е. создают основу для процесса оценкирисков, оценки степени привлекательности экономики дляинвестиций. С этой точки зрения административноевмешательство в рынок ценных бумаг путем законодательногозапрета покупки крупными (обеспечивавшими до 70% оборотакапитала на РЦБ) покупателями в лице инвестфондов оказалосьвесьма болезненной политэкономической ошибкой, сопоставимойпо своим последствиям с преждевременной либерализацией цен икампанейщиной в осуществлении массовой приватизации.В результате абсолютно все "участники игры" - государство,акционерные общества и рядовые граждане - оказались вкрупном проигрыше. Государство в условиях предельно низкихрыночных цен на корпоративные ценные бумаги из-зазначительного превышения Предложения на этот товар всравнении со Спросом, не может на удовлетворительныхусловиях продолжить реализацию Программы приватизации. В2006 г она осуществлена не более чем на 20%.Акционерные общества при низкой ликвидности РЦБ вряд лимогут рассчитывать на размещение дополнительных эмиссийсвоих акций и облигаций для мобилизации инвестиций.Стагнация рынка ценных бумаг, кроме всего прочего, непозволяет использовать его огромный потенциал для запускаинтеграционных финансово-экономических процессов лево - иправобережных сегментов народного хозяйства Молдовы. Рядовыеграждане (более 800 тыс. акционеров инвестфондов) понеслисущественные потери вследствие невозможности приращенияинвестфондами своего капитала, запрета на выплатудивидендов, не проработанности процедуры ликвидации фондов вчасти их реорганизации в инвестфонды взаимного типа.Установленная Парламентом предельная выкупная цена акцийфондов предстает под давлением конкретной ситуации на рынкенереальной. И акционеры в связи со всем этим своеобразнопротестуют. Не более 15% из них за полтора года подализаявления на выкуп своих акций. Низкие цены на акцииобуславливают и серьезные потери акционеров фондов приобязательной продаже имущества фондов в рамках реорганизациии ликвидации. Однако с другой стороны получилось как в тойпоговорке: не было счастья, да несчастье помогло.К сегодняшнему дню подавляющее большинство ликвидируемыхинвестфондов все-таки накопило значительные суммы в денежномвыражении. К тому же, худо-бедно сохранился кадровыйпотенциал фондов, сохранилось их влияние в качествеакционеров многих фабрик и заводов. Поэтому с большой долейуверенности можно прогнозировать отсутствие серьезныхзатруднений в случае их деятельности в качестве инвестфондоввзаимного типа, т.е. финансовых компаний беспрепятственновыкупающих по первому требованию и продающих по меренеобходимости свои акции. Дело за малым - расшифроватьзаконодательным путем процедуру реорганизации невзаимныхинвестфондов во взаимные. В этой связи в июле т.г. вНациональную комиссию по ценным бумагам были представленыподробно расписанные предложения. В частности, проектызаконов о внесении изменений и дополнений в Закон обинвестфондах и в Закон об акционерных обществах. Общий"знаменатель" этих предложений - создание благоприятныхусловий для возникновения инвестфондов взаимного типа путемреорганизации невзаимных фондов. Это, безусловно, обеспечитскорейшее возвращение на рынок ценных бумаг Молдовы крупныхпокупателей, существенно увеличит за счет этого объемыоборота капиталов, предотвратит финансовую несостоятельностьсамой Фондовой биржи и прекращение ее работы. Реакция на этипредложения была весьма благожелательна.Для оживления экономики необходимо срочно оздоровитьинвестиционную сферу, вернуть ей хотя бы зачаткимноговариантности, создать точки роста для преодолениямонополизма и утверждения лояльной конкуренции в этой сфере.Нельзя не видеть, что столь нежелательное явление, как ростдепозитных ставок по банковским вкладам населения исопутствующий рост процентных ставок по коммерческимкредитам во многом обусловлен именно монополизмом вденежно-финансовой системе страны. Население по-прежнемуимеет только три адреса вложения своих свободных средств:потребительский рынок, депозитные вклады и рынокнедвижимости.По моему убеждению, дело настолько серьезно, что уже нетерпит отлагательства, рассмотрение вышеуказанныхпредложений необходимо осуществить в первоочередном порядке.
0