570

У профсоюзов с математикой все в порядке

На этой неделе в парламентских комиссиях началось обсуждениепроектов бюджетов социального и медицинского страхования на2007 год. Партнеры Правительства здесь - обязательные и несовсем удобные гости, лоббирующие в стенах законодательногооргана то, что не прошло на коллективных переговорах."Последний шанс" используют все стороны. И если о позицииработодателей общественность наслышана, то мнениепрофсоюзных органов зачастую остается в тени - они более"скромно" ведут себя на сцене политических дебатов. Междутем позиции двух, казалось бы противоборствующих, сторон вомногом схожи. За небольшим исключением - все-таки защитаправ трудящихся видится ими в несколько разных плоскостях.Зато и патронат, и профсоюзы едины в своем мнении -Правительству пора переходить в вопросах социальной политикиот несложных арифметических действий к высшей математике. Вчем выражается умение считать, рассказала "ЛП" начальникдепартамента финансов, социального страхования и имуществаКонфедерации свободных профсоюзов "Солидарность" МарияКреминская.Цифры, по мнению финансиста с большим стажем, - единственныйнепредвзятый "свидетель", который может рассказать о многом.Аргументы Конфедерации свободных профсоюзов целиком основанына расчетах, и "с расчетами в руках мы доказываемнеспособность исполнительной власти просчитать социальныйэффект от ежегодного перераспределения налоговой нагрузки наработника", считает Мария Креминская. Профсоюзыкатегорически возражают против увеличения ставокиндивидуальных взносов социального и медицинскогострахования. "Если, по прогнозам минэкономики, средняязарплата по стране в 2007 г. вырастет на 365 леев (с 1650 до2015 леев), то индивидуальные взносы работника (4% соцстрах+ 2,5% медстрах) составят в абсолютном выражении 131 лейличного удержания. Из них 81 лей - взносы в соцстрах, 50леев - в медстрах. Считаем дальше. Получается, что вследующем году удельный вес взносов только социальногострахования вырастет в 3 раза, а в 2009 г., согласносреднесрочным прогнозам, в 9 раз! С такими темпамиувеличения индивидуальной ответственности работника могутсправиться разве что зарплаты развитых стран, на чей опытлюбят ссылаться разработчики законов. Надо научиться считатьи соизмерять доходы! При запланированном росте зарплат поэкономике на 22% реальная зарплата вырастет только на 12%. Иудельный вес индивидуальной нагрузки на среднюю зарплатуподрастет до 12%. Вот вам и вся арифметика", - говоритМария Креминская.Республика воспитывает сильных финансистов, но недальнозорких экономистов, считают в профсоюзах. "Хорошеезрение" позволило бы увидеть иные источники пополнениядоходной части бюджета социального страхования. "Я считаю,что в 2001 г. была допущена ошибка, когда в 35 статью законао государственной системе социальном страховании внеслипоправки и передали функции сбора взносов налоговойинспекции", - считает специалист. Этот организационныйпередел, по идее, нужно было довести до логического конца -упразднить Нацкассу и присоединить ее структурныеподразделения к фискальным органам. Половинчатое решение,когда Нацкасса составляет списки начислений, следит засуммами и отчетами, а налоговики занимаются сборомсоцвзносов, уже привело к несостыковкам данных НКСС и ГГНИпо аккумулированию средств и задолженностям. Поскольку уфискальных органов есть свои "родные" приоритеты в налоговомадминистрировании, социалка остается на втором плане."Сотрудничество" налоговиков с Нацкассой привело к тому, чтос нового года у бухгалтеров предприятий добавится работы позаполнению двух новых форм деклараций: ежемесячных отчетовпо суммам начислений и удержаний - перед налоговойинспекцией, ежеквартальных - перед НКСС. Как говорится,только чтобы у них все сошлось.Лишенная стимула "непосредственного общения" сналогоплательщиками, НКСС, видимо, потеряла вкус к активнымдействиям. На сегодняшний день задолженность предприятийперед бюджетом социального страхования достигает миллиардалеев. Причем, не только исторических, но и текущих долгов.Чем не потенциальный источник пополнения доходной части!Надо только работать с плательщиками правильно. Может быть,расширить лимит расчетной базы взимания индивидуальноговзноса с 3 до 5 средних зарплат по экономике. Болеедифференцированный подход, по мнению профсоюзныхспециалистов, необходимо применить к ставкам взносов дляпредприятий с особо опасными или вредными для здоровьяусловиями труда. Эта норма существует в законе с 1999 года,и с тех пор она ни разу не применялась, говорит МарияКреминская. Между тем, по нашему мнению, труд работников попервому списку неблагоприятных рабочих мест (в шахтах, вавиации) требует повышенной на 10% ставки социального взносадля компенсации рисков профессиональных заболеваний ираннего выхода на пенсию. Зарплата работников, идущих повторому списку, потребует 5- процентной надбавки к общемутарифу. Но второго списка в природе молдавскогозаконодательства не существует. И это тоже большое упущение,считает специалист, предъявляющая претензии к минэкономики,которое не в силах определить методику для формированияперечня опасных профессий. А это и работники легкойпромышленности, железнодорожного транспорта, автомобилисты,некоторые строительные специальности. Там и уровеньзаболеваемости, и смертности от несчастных случаев выше.Пока же, кроме перераспределения нагрузки по временнойнетрудоспособности на плечи предприятий, исполнительнаявласть ничего не придумала.Казалось бы, профсоюзные работники должны былиприветствовать это начинание. Ан нет. ОдобренныйПравительством законопроект о передаче функций пообеспечению первоначального периода нетрудоспособности наплечи предприятий уже обсуждался в двух парламентскихкомиссиях, и, судя по всему, не нашел там полной поддержки.Против него единым фронтом выступили и социальные партнеры.Еще до принятия закона дефицитный бюджет социальногострахования был сверстан за вычетом расходов в сумме 99 млнлеев, которые и составляют цену вопроса. Но дефицит можетувеличиться, если парламентарии не одобрят закон одополнительной социальной ответственности предприятий. И этобудет непробиваемым аргументом исполнительной власти. "Мыкатегорически против такой бюджетной экономии. Во-первых, невсе предприятия, особенно мелкий бизнес, потянут,дополнительный груз. А в ненаблюдаемом секторе экономики,где трудовые отношения не оформлены, работник и подавноокажется за бортом социальных гарантий. Мы располагаеминформацией, что в предвкушении "панацеи" от нелимитируемыхрасходов по больничным листам все лечебные учрежденияполучили негласное указание по возможности ограничиватьпериоды нетрудоспособности пациентов этими самыми 7-8 днямии переводить их далее на амбулаторное лечение", -комментирует Мария Креминская. Поговаривают, что указаниепоступило от руководства Национальной компании медицинскогострахования (НКМС). В духе "единой социальной политикизащиты трудящихся". Вместо кропотливой работы по исключениюзлоупотреблений по выдаче больничных листов.С самого начала внедрения медицинского страхованияКонфедерацию профсоюзов мучил и еще один вопрос: зачем надобыло создавать надстройку в виде НКМС? Расходы на содержаниеэтой машины превосходят эффект от ее работы. Такоерасточительство, по меньшей мере, не понятно. По расчетамМарии Креминской, которые были представлены профильнойпарламентской комиссии, у медицинских чиновников тоже не всев порядке с арифметикой. Как считает главный профсоюзныйфинансист, разработчики законопроекта о фондах медицинскогострахования на 2007 г. занизили доходную часть на 620 млнлеев. Для этого не надо совершать сложные математическиерасчеты, стоит лишь свериться с прогнозными показателями.Манипулируя показателями занятых в экономике и получающихзарплату работников (в 2006 г. - 608 тыс., в 2007 г. - НКМСпланирует снижение до 583 тыс. человек) и фондом оплатытруда (тоже снизившим размер с 14,3 млрд до рассчитанныхНКМС 12,4 млрд леев в 2007 г.) разработчики на 10 млнснизили сумму взносов предприятий: вместо 715 млн леевпланируется собрать 705 млн леев взносов работодателей иработников. Перечисления из бюджета вообще занижены на 607млн леев. Подсчитать истинную сумму не трудно: необходимовзять число граждан, которых будет страховать государство, -1490,5 тыс. чел. и умножить на стоимость фиксированноговзноса - 1209 леев. Вместо ожидаемых 1,802 млрд леев,находим плановые трансферты в сумме 1,195 млрд леев. Та жеистория с планируемыми доходами от продажи полисовмедицинского страхования, число которых год от годаснижается, а цифры расчетов не соответствуют элементарнымарифметическим действиям.Расходы на содержание самой компании и общиеадминистративные расходы "по улучшению системы" тоже спорятдруг с другом. Из запланированных в 2006 г. 25 млн леевадминистративных расходов за первое полугодие освоено лишь 8млн леев. На следующий год административные расходы компаниисоставят 27 млн. леев. Вопрос в том, сколько освоят? Ведьфонд оплаты труда НКМС составит скромную сумму 5,358 млнлеев (средний оклад по компании у руководящего состава 2735леев, по районам - 2261 лей). Зато надбавки "осваивают" еще3,140 млн леев административных средств. Остальное остаетсяза кадром. Тут никаких математических способностей нехватит, считает Мария Креминская.* * *Республика воспитывает сильных финансистов, но недальнозорких экономистов, считают в профсоюзах.
0