992

"Новый порядок" для нерезидентов

После очередного программного выступления Президента РМ назаключительном пленарном заседании Парламента в конце июлямолдавские эксперты - члены специальной рабочей группыозадачены проблемой создания в Молдове "налогового рая".Нынешние реалии заставляют специалистов перенести своевнимание из сферы производства в сферу услуг. В условияхроста цен на энергоносители и относительно дорогой рабочейсилы Молдове нужен "новый порядок" для нерезидентов. "Снашей территории должно быть интересно и выгоднодействовать предпринимателям и инвесторам любого масштаба -от небольших инновационных компаний до транснациональныхкорпораций", "следует внимательно перенимать опыт тех стран,которые не побоялись максимально расширить свободы длядеятельности не только местных, но и иностранных компаний","нужно разумное обложение нерезидентов сборами заприсутствие на территории нашей страны и деятельность с этойтерритории", "и не нужно бояться слишком больших свобод. Чембольше свобод, чем больше льгот, тем выше наши конкурентныепреимущества", - убеждал молдавских парламентариев ВладимирВоронин.Мы начали движение в этом направлении, подписав двусторонниесоглашения об избежании двойного налогообложения с 33государствами мира. На разных стадиях подписания еще 18соглашений, в планах на ближайшее время - инициированиепроцесса с 8 странами. Соглашение дает возможностьналогоплательщикам договорившихся государств минимизироватьналоги на доходы в виде дивидендов, роялти, процентныхначислений, прироста капитала и других, уплачивая их посамой низкой из возможных ставок.Для резидентов иностранных государств, с которыми соглашенияне подписаны, Налоговый кодекс предусматривает нормырегистрации и налогообложения, максимально приближенные кположениям международных соглашений, касающихсяпредставительства и постоянного представительстванерезидента. Это важно, потому что факт наличияпредставительства нерезидента не является основанием дляпризнания его плательщиком подоходного налога, заисключением налога, удерживаемого из заработной платы, в товремя как постоянное представительство в целяхналогообложения приравнивается к хозяйствующему субъекту.Но мы пошли дальше. Со следующего года владение нерезидентомценными бумагами, долями участия в капитале резидента, атакже иным имуществом на территории РМ не будет считатьсяпредставительством. Как и ведение нерезидентом деятельностичерез брокеров и агентов, других профессиональных участниковрынка ценных бумаг, и заключение им договора о совместнойдеятельности, осуществляемой полностью или частично на нашейтерритории, и контроль над резидентом или нерезидентом,осуществляющим предпринимательскую деятельность в Молдовечерез постоянное представительство или в другой форме, кромеагентов с зависимым статусом.Насколько эти поправки облегчат участие нерезидентов вкапитале и деятельности молдавских предприятий, становитсяясно после ознакомления с правилами для представительствнерезидентов в Молдове. Налоговый кодекс предусматриваетведение ими бухучета в соответствии с молдавскимзаконодательством и НСБУ и сдачу декларации (по специальнойупрощенной форме) об осуществленной за год деятельности - непозднее 31 марта или в течение 10 дней от даты прекращениядеятельности на нашей территории.Сегодня представительства иностранных компаний в Молдовеплатят налог на воду (!?), налог на благоустройствотерритории, который начисляется по количеству работающих (ихв представительстве, как правило, 2-3), и сдаютсоответствующие отчеты "на общих основаниях". В том числе поотчислениям в соцфонд, составляющим большую часть платежейпредставительств иностранных компаний в молдавскийконсолидированный бюджет.Но и после отмены статуса представительства для отдельныхкатегорий нерезидентов останутся налоги на дивиденды,процентные начисления, прирост капитала и другие. В общем,несмотря на поступательное движение, льготным этоналогообложение назвать нельзя. В соответствии с мировойпрактикой, льготное налогообложение - это не только оченьнизкие (вплоть до нулевых) ставки налогов, либо чрезвычайнопростая система налогообложения. Это и лояльностьгосударственного регулирования, высокий уровень банковской икоммерческой секретности, анонимность реальных владельцевкомпаний. Раскрытие подлинных имен возможно лишь вэкстраординарных случаях.Такая система применяется не только островнымигосударствами, но и цивилизованными странами-членами ЕС:Австрией, Италией, Люксембургом и Кипром, который и послевступления в ЕС остается территорией с льготнымналогообложением, - Швейцарией и США. Мы и не заметили, какдля Молдовы она стало логическим продолжением реформыналогообложения для нерезидентов.Во многих европейских юрисдикциях закон предоставляетспециальные льготы холдинговым компаниям в виде освобожденияот налогообложения получаемых ими дивидендов и приростакапитала. В Молдове ставка налога, удерживаемого из доходовнерезидентов, отличных от заработной платы и не связанных сдеятельностью постоянного представительства, сравнительноневысока и составляет 10%, из роялти - 15%. Но мы неЛюксембург и не Лихтенштейн. И даже не Швейцария, у которойставка налога на дивиденды составляет 35%, так какподписание двусторонних соглашений практически со всем миромпозволяет превратить ее в очень низкую.Люксембургский закон о холдинговых компаниях является однимиз самых либеральных в мире. В этой стране биржеваядеятельность налогом не облагается, налог на источник доходаи выплату дивидендов не взимается, отсутствует прямой налогна доходы и прирост стоимости имущества иностранных граждан,находящегося на территории Люксембурга, а наследникинерезидента освобождаются от уплаты налога на находящееся вЛюксембурге движимое имущество.В Лихтенштейне фирмы, управляющие собственностью другихфирм, а также холдинговые компании, не платят никакихналогов, кроме низкого налога на уставный капитал, и ониосвобождены от аудиторского контроля. Лихтенштейн заключилвсего одно двустороннее соглашение об избежании двойногоналогообложения - с Австрией, потому что ставка налога "уисточника" в этой стране составляет 4%.Так как холдинговые компании создаются с целью контролядругих торговых и производственных компаний через владениеих акциями, финансирования их и аккумулирования ихпроцентов, дивидендов и роялти, то выгодность размещенияхолдинговой компании в таких центрах очевидна. Нерезиденты-учредители холдинга избегают высокого налогообложения всвоей стране через перевод своих активов в "налоговуюгавань", используя последнюю как "перевалочный пункт" дляпоследующего перевода активов в другие страны (через займы ит.д.). Ведение бизнеса в стране регистрации невозможно.Готова ли наша республика к нескольким смелымзаконодательным решениям, касающимся налогов, удерживаемых уисточников, и других, особенно в рамках евроинтеграционныхпроцессов? Действительно ли введение льготного налоговогорежима для нерезидентов даст ожидаемый результат? Чтоговорят цифры? Увы, члены рабочей группы неразговорчивы:говорят, обязаны сохранять в тайне рассматриваемые варианты.Но среди интересующихся ходят слухи, что в центре вниманиямолдавских экспертов - швейцарская модель льготногоналогообложения для нерезидентов, как физических лиц, так ипредставительств иностранных компаний. Она чрезвычайнопроста и предусматривает уплату нерезидентом фиксированногогодового налога, размер которого в самых продвинувшихся наэтом пути кантонах Швейцарии оговаривается с каждымрегистрирующимся индивидуально.* * *По данным Государственной регистрационной палаты, посостоянию на 1 июля 2006 года в стране зарегистрировано 4907предприятий с иностранным капиталом, в т.ч. в 2005 году 653предприятия, или на 65% больше, чем за предыдущий год, а в Iполугодии 2006 года - 409 предприятий с участиеминостранного капитала.По данным НБМ, в 2005 году общий объем прямых иностранныхинвестиций на душу населения составил в Польше -$ 1502,Венгрии - $ 3693, Чехии - $ 4080, Словакии - $ 2128, Румынии- $ 747, Эстонии - $ 2995, Латвии - $ 1686, Литве - $ 1217.В Молдове этот показатель составляет $ 333.
0