512

Защита конкуренции будет. Когда-нибудь

Взяв в начале сессии мощный разгон, Парламент постепенновходит в обычный режим работы. После обсуждения проектабюджета, когда интересных законопроектов мало, работа ивовсе стопорится. В этот четверг обсуждение вопросовповестки дня заняло в общей сложности полчаса. Шестьдокументов, все приняты во втором чтении, быстро и безхлопот. Три из них касаются IX раздела Налогового кодекса(Дорожные сборы), на его обсуждение ушел месяц. Ко второмучтению некоторые статьи доработаны с точки зрения налоговогоадминистрирования, внесены поправки редакционного характера.Для примера: синтагма "вступление в силу" по всему текстузаменена "введением в действие".Депутаты окончательно утвердили сокращение площади ЗСП"Отачь-бизнес" - с 94,12 га до 33,19 га: администрация зоныне в состоянии обеспечить охрану всей территории, как этопредусмотрено законом, поэтому попросили помочь. УточнилиЗакон о статистике, напоследок приняла присягу последнийчлен Координационного совета по телевидению и радио КармелияАлбу. Собственно, вот и вся работа.Гораздо интереснее оказались другие моменты деятельностиПарламента. Во-первых, между коммунистами и "конструктивнойоппозицией" (ХДНП, понятное дело) зарождается конфликт. Наамбразуру мажоритарная фракция отправила женщин - ЕленуБоднаренко и Ларису Зимину. Оказывается, коммунистическийэлекторат недоволен проводимыми прямыми трансляциямизаседаний Парламента компанией "Телерадио-Молдова". В томплане, что трансляция ведется в рабочее время. Цитата:"когда все в поле". Не лучше ли организовать специальнуюпередачу типа "Парламентского вестника", и показывать ее впрайм-тайм по выходным? Также за трансляцию образовался долгв размере 2,3 млн леев, средства пока не перечислены.Оппозиция, мягко говоря, не поддержала эту инициативу.Настолько, что глава фракции христианских демократов ВладКубряков выступил со специальной декларацией. Для началаХДНП считает, что данный вопрос уже исчерпан. Далее,изменение порядка трансляций негативно воспримут какподавляющее большинство избирателей, так и Евросоюз.Наконец, Счетная палата, проверив "Телерадио-Молдова",обнаружила нецелевое использование 20 млн леев. Этих денег,по словам г-на Кубрякова, хватит на 10 лет трансляций. Если,конечно, их отыскать.В заключение он обратился напрямую к Президенту ВладимируВоронину, "с просьбой повлиять своим авторитетом ивлиянием" на членов фракции ПКРМ. Поскольку сохранениеполитической стабильности - залог успешного развития страны.Выступившая следом Виталия Павличенко развила тему, отметив,что "все наверняка связано с грядущими местными выборами".Телевизионный вопрос неожиданно всплыл во времядепутатских дебатов по поводу организационных вопросов.Некоторые народные избранники считают, что ПКРМ не намеренасчитаться с их мнением. Поэтому не видят смысла работы впарламентских комиссиях. Между тем, основная работадепутата, по словам депутата Аркадия Пасечника, идет именнов комиссиях. И прогульщиков надо штрафовать. В частности,социал-либерала Игоря Клипий, давно не появляющегося назаседаниях комиссии по национальной безопасности. Самдепутат объясняет прогулы "политическим решением". "Если быв комиссиях появились телекамеры, то оппозиционеры забыли быо недовольстве", - заметил г-н Пасечник. Это мысль,улыбнулся Мариан Лупу. Жаль, никто пока не заказывалисследование рейтинга популярности парламентских дискуссий.Министр транспорта и дорожного хозяйства Мирон Гагауз пришелк депутатам с информацией о проблемах во взаимоотношениях сРоссийской железной дорогой. Как известно, фирменный поездКишинев-Москва (№ 47-48) с недавних пор стоит в депо. Пословам министра, это произошло в связи с блокированием егодвижения со стороны РЖД. Понять российских коллег, впринципе, можно. Поезд систематически опаздывал, и из-занего постоянно приходилось решать всяческие "сопутствующие"вопросы. Коллегам надоело, состав пропускать они отказались.Теперь курсируют лишь два поезда, №№ 65-66 и 341-342, ихмощностей хватает. Ситуация с грузоперевозками тоже подконтролем, сложности возникают только с перемещениемподакцизных товаров. "Подвис" 51 вагон с бензином,принадлежащих компании "Лукойл", которые следовали изРумынии в Украину.Мирон Гагауз в начале недели побывал и на проблемном снедавних пор мосту через Днестр возле Могилева-Подольского,который все никак не отремонтируют украинцы. Осмотревхозяйство, министр пришел к выводу, что состояние мостанормальное, оно отвечает всем необходимым техническимтребованиям. Более того, "никаких ремонтных работ там сейчасне ведется". Так что возобновление движения можно ожидать. Вперспективе.Ион Гуцу (АМН) не разделил оптимизм министра. Он заявил, чтоУкраина и пророссийское правительство Виктора Януковичадоговорились "перекрыть кислород Молдове". Чтобы молдавскаясторона отправляла железнодорожные составы через Тирасполь.У РМ, считает депутат, собственные амбиции, мы принципиальноне хотим вступать в правоотношения с приднестровскойадминистрацией. "Но ведь все равно будем ездить черезТирасполь, не сегодня, так завтра", - отмечает Ион Гуцу. -"Перед началом тяжелого зимнего сезона в отрасли царитнеразбериха, кому она нужна?" Гораздо лучше сесть за столпереговоров.Мирон Гагауз, напротив, очень обижен на действияприднестровской стороны. Она, по сути, экспроприировалаимущество Молдавской железной дороги, государственногопредприятия. Конечно, Тирасполь обещает обеспечитьбезопасность движения на своем участке. "Но мы физически неможем их проконтролировать", - говорит министр. - "ЕслиПарламент обяжет нас действовать, мы, разумеется,подчинимся, подпишем договор о сотрудничестве. Но пока нетни моральных, ни юридических возможностей, и я не вправерисковать грузами и жизнью пассажиров. Это все равно, чтоехать ночью с выключенными фарами. Я профессионал, я знаю,что говорю".Дебют заместителя министра экономики и торговли ВиорелаМельника в Парламенте показал, что в кабинете министровполку профессионалов прибыло. Надо сказать, что ввыступлениях бывших советских чиновников слишком много воды.Напротив, более молодое поколение старается отвечать надепутатские запросы по существу. Г-н Мельник представилинформацию о том, какие меры предпринимает министерство поснижению дефицита внешнеторгового баланса Молдовы.Радует пока немногое. За восемь месяцев 2006-го, посравнению с аналогичным периодом прошлого года,отрицательное сальдо возросло на 35% (в абсолютных величинахсальдо составило минус 977,5 млн долларов). Минэкономики"активно работает" с частным сектором, разъясняяпреимущества, которые получила Молдова вместе с режимомпреференций в торговле с Евросоюзом. В начале лета-2007будет еще лучше, планируется расширить преференциальныйсписок "особо чувствительными" для РМ товарными позициями.Говоря открытым текстом, министерство намерено добитьсяльгот для экспорта вина. К сожалению, европейскаябюрократическая верхушка похлеще нашей, и именно потомуприходится столько ждать.Виорел Мельник также рассказал, почему до сих пор не началоработу Национальное агентство по защите конкуренции ирегулированию монополий. Закон о защите конкуренции принят вдалеком 2000 году. Согласно его положениям, в стране должнофункционировать Агентство (это же обязательство взяла насебя Молдова во время присоединении к Пакту стабильности дляЮго-Восточной Европы).Планировалось, что создание Агентства позволит улучшитьконтроль со стороны государства над деятельностьюпредприятий в отраслях, где отсутствует свободнаяконкуренция, а также обеспечит баланс интересов государства,потребителей и предприятий. Агентство будет заниматьсярегулированием естественных монополий, предприятий сдоминирующими позициями на рынке и установлением тарифов ицен для них. Регламент деятельности Агентства прошелэкспертизу Всемирного банка и Агентства США помеждународному развитию. Ровно год назад парламентскаякомиссия по экономической политике, бюджету и финансамвысказалась "за".С тех пор - ничего. Оказывается, виноват Парламент. Которыйдо сих пор не назначил ни директора Агентства, ни двух егозаместителей.По запросу Владимира Филата (ДПМ) депутаты смогли обсудитьеще два вопроса: о долгах по газу и о строительствесельскохозяйственного комплекса "Грэдина Молдовей". Долгов унас всего на 1 280 млн долларов, из них 1 085 млн -приднестровские. "Факторинг-плюс", который получил от"Газпрома" право на истребование долгов, является дочернейкомпанией российского монополиста. Передача произошла безсогласия "Молдова-газ", нас вообще поставили передсвершившимся фактом. Сейчас ведутся переговоры о механизмереструктуризации долгов. Возможно, в ближайшие две неделивопрос решится.Что касается строительства "Грэдина Молдовей". Минэкономикисоздало межведомственную комиссию, в "Официальном мониторе"было опубликовано объявление. Заинтересованных инвесторовоказалось двое, победил один (кто - см. "ЛП" № 37).Бизнес-план предусматривает завершение строительства втечение двух лет и инвестиции в размере 10 млн долларов.Также будет создано 7 тыс. новых рабочих мест. "Которыебудут сюда "перенесены" с Центрального рынка", - уточнилВладимир Филат.
0