548

Экспансия в размере 4,3 процента

В прошлом месяце в Верховной раде Украины появилисьнесколько законопроектов, связанных с алкогольным рынком.Поскольку молдавские виноделы стремятся расширить своеприсутствие на украинском рынке, им следует учесть этипоправки при разработке своей стратегии и тактики.В частности, предлагаются поправки в Закон о винограде ивиноградном вине, согласно которым виноматериалы,предназначенные для изготовления готовой продукции иреализуемые предприятиям вторичного виноделия, не являютсяакцизным товаром. В настоящее время виноматериалы облагаютсяакцизом в размере 1 гривны за литр. Также должна изменитьсятаможенная пошлина на коньячный спирт. Но пока не известно,в сторону снижения или повышения, т.к. представлены двепротивоположные законодательные инициативы по изменениюТаможенного тарифа Украины. Первая предполагает уменьшениепошлины с 7,5 евро/литр абсолютного алкоголя до 2,5. Вторая- наоборот, увеличение до 11,5 евро/л. Хотя молдавский Законо винограде и вине запрещает экспортировать винныйдистиллят, тем не менее, наших коньячников это тожекасается, поскольку снижение пошлины повлечет ростпредложений от местных предприятий в самом популярномценовом сегменте - 25-35 грн. (38% в натуральном выражении и33% - в денежном). Его как раз и облюбовали производители изМолдовы. Другой вариант пошлины сделает невыгодным ввоздистиллята, чтобы стимулировать отечественные заводывырабатывать свой спирт. Это, разумеется, ослабитконкуренцию с их стороны.Кроме того, доступ на украинский рынок может облегчитьудешевление лицензий. Так, в проекте изменений в Закон огосударственном регулировании производства и оборота спиртаэтилового, коньячного и плодового, алкогольных напитков итабачных изделий предлагается поэтапное снижение стоимостилицензий на эти виды деятельности. Например, право на импорталкоголя сегодня стоит 500 тыс. грн. ($100 тыс.) в год, в2007-м, возможно, будет 250 тыс. грн. ($50 тыс.). Благодаряснижению стоимости лицензий молдавские виноделы смогутоткрывать собственные торговые дома и более активнозаниматься продвижением своей продукции.На наш винный экспорт в Украину влияет и то, насколькокомфортно себя чувствуют украинские коллеги в России. Если"Роспотребнадзор" занесет их в "черный список", то на рынкестанет значительно теснее. Г-н Онищенко сказал: "Те меры,которые были приняты в отношении грузинского и молдавскогоалкоголя, в отношении Украины пока вводить не планируется".Тем не менее, управлениям "Роспотребнадзора" в регионах данораспоряжение провести мониторинг, особое внимание будетобращено на украинских производителей и поставщиков, ранеене работавших на российском рынке. Это заставляет украинскиевласти особое внимание уделить контролю над качеством вина.В связи с чем комитет Верховной рады по вопросам аграрнойполитики одобрил проект закона, посвященный данной теме. АМинистерство аграрной политики собирается до нового годапроверить качество местной винодельческой продукции. Опоставляемых виноматериалах МинАП будет вести диалог сМолдовой, но пока запрет на их импорт вводить не будут.Украинские производители считают, что после потерироссийского рынка молдавские и грузинские конкурентыподрывают их позиции, "теснят в собственном доме". В первомполугодии 2006 г. импорт Украиной тихих вин, по сравнению саналогичным периодом 2005-го, увеличился на 52,7% исоставил почти 870 тыс. дал. За это время доля импортных винвыросла на 2,6%, достигнув 9-процентной отметки. В этихпоставках на долю Молдовы приходится 54%, Грузии - 40%.Однако Молдова и Грузия в совокупности занимают всего лишьоколо 8% украинского рынка (в 2005 г. - 3%). В СМИ ихпочему-то не разделяют, наверное, для большей видимостиугрозы по сравнению с львиной долей рынка, котораяпринадлежит местным предприятиям. На самом деле молдавскаявинодельческая продукция занимает лишь 4,3% украинскогорынка.Директор ассоциации "Виноградари и виноделы Украины"Вячеслав Пономарев заявил в украинских СМИ: "наибольшуюопасность представляет наращивание поставок из Молдавии",т.к. грузинское вино находится в более высокой ценовойкатегории, чем основная масса отечественных вин. По мнениюукраинских производителей, молдавские экспортеры демпингуют.Например, игристые вина сегодня в рознице стоят 11-12 грн.($2,2-2.4) за бутылку, а местные - 16-20 грн. Грузинскиевина остались в прежнем ценовом сегменте - 30-40 грн.Вышеназванная ассоциация грозила инициироватьантидемпинговое расследование в отношении вин из РМ. Но втаком случае производителям пришлось бы рассекретитькоммерческую информацию. Поэтому пока от такой крайней мерыони воздержались, но воспользуются ею, "если импортприобретет угрожающие размеры".Видимо, ситуацию спасает то, что потребители стали большепить вина. В первом полугодии нынешнего года, по сравнению стаким же периодом предыдущего, объем продаж тихих винувеличился на 18%, в основном за счет украинских. Тем неменее, местные эксперты делают прогноз о "дальнейшейэкспансии молдавских и грузинских вин", потому что вовтором полугодии обычно реализуется 60% объемов алкоголя. Всвязи с этим они предполагают со стороны импортеровмолдавских и грузинских вин активизацию маркетинговойдеятельности. Более того, в адрес молдавских виноделовзвучат даже обвинения в черном пиаре. Поводом для этогопослужило заявление председателя правления Украинскогоалкогольного конгресса Олега Авдеева о том, что около 90%местных виноградных вин - не натуральные. В данном контекстепостановление кабинета министров Украины "Об утвержденииПорядка выдачи разрешения на изготовление сухихвиноматериалов" спровоцировало его курьезное толкование. Каксообщил представитель МинАП, постановление было ошибочновоспринято как разрешение на производство порошкового вина.На самом деле речь шла о шаптализации.На рекламу грузинских вин президент Грузии выделил $2 млнплюс вклад самих виноделов. Но молдавское руководство недает денег на рекламу вина, а производители такие бюджеты непотянут.Генеральный директор АО "Vismos" Константин Олару говорит отом, что с закрытием российского рынка комбинат началинтенсивно работать на других рынках. Что касается Украины,то "Vismos" там просто продает, не рекламируясь. На этомрынке он недавно, но его продукция появилась и всупермаркетах, и в обычных магазинах, и в ресторанах. Ставкаделается на то, что если человек один раз купил, попробовал,и ему понравилось шампанское или коньяк, то он придет еще.Как сообщил представитель украинской компании "Аскони-центр"(представляет на рынке, помимо украинских заводов,"Vitis-Hincesti", "Orhei- vin", "Asconi", "Barza alba"),несмотря на прирост продаж на 30-40% в год, нельзярассчитывать только на брэнд "молдавское вино". Наукраинском рынке более-менее хорошо знают только "Cricova","Vitis-Hincesti" и "Barza alba". Остальные марки неизвестны.Покупатель при выборе в супермаркете, где представлено600-700 наименований вин, ориентируется на то, что винопроизведено в Молдове и обращает внимание, как оно выглядит.Пока еще работают старые привязанности, привитые в советскоевремя. Но, чтобы расширить присутствие или выйти на рынокновым участникам, нужна реклама, которой у молдавских виннет. Этим надо заниматься производителям. Дистрибьютор можетпродвигать марки, оплачивая полки в магазинах, работупромоутера в супермаркетах, пару билбордов. Но это -мелочи. Даже два ролика телерекламы в день не спасут. Намассовую рекламу у дистрибьютора средств нет. Это надоделать так, как ТМ "Коблево" и "Золотая амфора", - с утра довечера по радио, в метро, в прессе, на билбордах - словом,использовать все, что можно. Правильно строитмаркетинговую политику на украинском рынке Грузия, объясняя,что запрещенные в России вина не являются плохими. Грузинырекламируют свою страну, позитивный образ которойраспространяется и на вина."Винодел Молдовы компани" (г. Киев) работает с заводами"Doina-vin", "Dionysos-Mereni", "Золотой аист", "Basavin",начинает и с "Chateau Vartely". Ее учредитель Олег Шемякин ссожалением отметил, что только на последнем предприятии онинаходят понимание того, что продвигать продукцию надосовместными усилиями. Каждая сеть ничего нового непредлагает, у всех стандартный пакет. Нужно оплатить местона полке, работу промоутеров, рекламу по радио, билборды.Однако в украинских магазинах запрещена дегустация алкоголя."Мы открываем магазин "Винная лавка", в котором через барбудем предлагать для бесплатной дегустации по 20 г вина,чтобы человек не покупал вслепую. Я был на встрече ВалерияМиронеску с украинскими операторами рынка. Из того, чтоговорилось, можно сделать вывод: у Молдовы нетгосударственной политики на украинском рынке, нет имиджевойстратегии. Нельзя долго эксплуатировать брэнд "молдавскоевино", т.к. молодежь уже его не знает. Она слышит, чтоРоссия объявила молдавские вина некачественными, а впротивовес Молдова ничего не отвечает. Необходима рекламнаякомпания о том, что у вас здоровое вино, в нем нетпестицидов, искусственных добавок, красителей. Тольколенивый не говорит, что "Белый аист" делают в Одессе. Почемуторговую марку не защищают?" - спрашивает Шемякин.Кстати, в Верховную раду поступили два законопроекта сизменениями в Закон о рекламе. В одном предлагаетсязапретить внешнюю рекламу табачных и алкогольных изделий(алкоголя - с 1 января 2008 г.). В другом, помимо этого,говорится о запрете телерекламы и о выдаче спецразрешенийна рекламу данных товаров, в основном ограничив ееспециализированными выставками и изданиями.
0