582

Вопросы к бюджету

На прошлой неделе Парламент анализировал проект Закона огосударственном бюджете на 2007 год. Это главный финансовыйдокумент страны, который в соответствие с европейскиминормами демократии должен рассматриваться с учетом мненийпредставителей гражданск ого общества, неправительственныхорганизаций, экспертов. Если, конечно, государство взялокурс на повышение транспарентности. К сожалению, бюджет впервых двух чтениях приняли быстро и практически "зазакрытыми дверьми". Закон о бюджете должен представлятьисследование сложившейся экономической системы, ее проблем изадач. Кроме того, государство с помощью распределениясредств определяет приоритеты развития страны наперспективу. Давайте посмотрим, с чем пришел в Парламенткабинет министров.По мнению авторов проекта, он носит "ярко выраженныйсоциальный характер". Все помнят, что и госбюджеты 2004-06гг. так же пытались назвать социально ориентированными. Вконце концов, на "социалку" планировалось тратить до 65%всех поступлений. С чем мы остались сейчас? Можно суверенностью констатировать, что благие намеренияПравительства не принесли ожидаемого эффекта. Денег вбюджете все больше, расходы выросли, но одновременно резковозрос уровень бедности. И вряд ли стоит называть еекаким-либо иным термином: "малообеспеченностью" или"низким уровнем жизни". Бедность - она в Молдове настоящая.Сравним с 1997-м, когда свыше 75% граждан имели более-менеестабильный доход. К 2005-му их число сократилось до 50%,составив всего 650 тыс. человек. Правительство из года в годрапортует о "росте" ВВП, и одновременно люди становятсябеднее. Почти половина экономически активного населениянаходится в постоянном поиске работы или приработка. Втекущем году у властей появилась возможность списатьмногочисленные проблемы на так называемый "винный кризис".Да, Россия была крупнейшим импортером молдавскойвинодельческой продукции, и введенный запрет на импортпоставил под угрозу саму выживаемость отрасли. Но онтолько выявил реальную экономическую ситуацию, в которойоказалась Молдова, став побочным продуктом политики,проводимой кабинетом министров. До сих пор платежный балансРМ крайне зависим от валютных поступлений из-за рубежа.Именно молдавские граждане, работающие за границей,обеспечивают стабильность национальной валюты. Ни одинспециалист НБМ не в силах предсказать, что будет, если потокденежных переводов снизится. Сюда же приплюсуем ожидаемоедвух или трехкратное превышение импорта над экспортом, иоптимизм кабинета становится непонятен.Однако, может, запланированные расходы и капитальныевложения поспособствуют преодолению экономического спада?Какими составляющими наполнена расходная часть? Даже набеглый взгляд представляется очевидным, что приоритетыПравительства лежат в стороне от интересов страны. Впроекте бюджета продолжилась практика 2006 года. Когдадесятки миллионов были направлены не на ремонт дорог илибольниц, не на строительство социального жилья иликультурных объектов. Кабинет министров тратил средства наремонт правительственных учреждений.Так, на реконструкцию клуба и столовой в санатории"Голеркань" нашлось 6 млн леев. Центр по борьбе сэкономическими преступлениями и коррупцией получил порядка2,5 млн, 3 млн ушло в Аппарат Правительства. Списокпродолжают госкомплекс в Кондрице, правительственноездание, библиотека Президента...Практически все перечисленные объекты повышенногогосударственного интереса нашли свое отражение и в новомбюджете. Еще раз вложим 4 млн леев в голерканскую столовую,2,8 млн - в кондрицкие дачи, 2 млн уйдет направительственный ремонт. Нужны ли эти траты, еслирасходная часть бюджета предельно строга? К слову, Высшаясудебная палата который год получает на текущий ремонтзначительные ассигнования. На 2007-й запланировано 2,3 млнлеев. При этом напомню, что даже в столице условия работысудей далеки от совершенства, нередко слушания проходят в"комнатах" площадью 6 кв. м. Так почему некоторые судебныеинстанции превращают во дворцы, если обстановка в районныхсудах намного тяжелее?Отдельный разговор - о государственных инвестициях внаукоемкие технологии, в науку. Показательным примеромвыглядит Академия наук (проект бюджета предусматриваетвыделение порядка 300 млн леев). В последние годыгосударство, наконец, начало думать об отечественныхученых, трансферты растут, и это, на первый взгляд, радует.Дело в другом. Общество не знает, на что именно идут деньги.Что, в конце концов, дает фундаментальная наука экономике? Идает ли что-либо? Почему не идут инвестиции в иныеинституциональные структуры, где еще есть материальная базаи интеллектуальные ресурсы? Намного рациональнее вкладыватьсредства в сельские школы, профессионально-технические иремесленные училища, помогать выпускникам найти место вжизни и на рынке труда. Думаю, важно проявлять особую заботуи о вчерашних студентах. Слишком многие из них, закончиввуз, уезжают работать за рубеж. И хорошо, если поспециальности. Министерство образования обязано ежегодноанализировать конъюнктуру рынка, и в соответствие с нейпланировать прием выпускников. Нужны исследования и наперспективу, ведь чем больше защищена молодежь, тем болеегарантирована стабильность развития экономики. Сельскоехозяйство в последнее время стало одной их самых "забытых"властями отраслей экономики. Крестьяне устали от постоянных"экспериментов". Эта отрасль, пожалуй, единственная вбюджете, в которой ассигнования увеличиваются более чем на10%. Но и теперь выделяемые средства не стимулируют приходв территории инвесторов, не стимулируют поступательноеразвитие производства. Математика проста. Расходы фондаподдержки сельхозпроизводителей составят 240 млн леев в год.Если разделить эту сумму на 2 млн гектаров, находящихся всельскохозяйственном обороте, получим приблизительно 100леев/га. Сравним с соседней Украиной. Верховная Радавыделяет в расчете на гектар 100 евро, разницапоказательная. Но любые инвестиции окажутся бесполезными,если государство не задумается о качестве сельхозпродукции,конкурентоспособности. Парадоксально, что в XXI веке Молдовавсе еще зависит от погодных условий. Пойдет дождь - будетурожай, по старинке.Власти утверждают, что расходную часть бюджета нельзяувеличивать в отсутствие источников покрытия. Ноисточники-то есть! Например, доходы от госсобственностисоставят 186 млн. В то же время, только "Молдтелеком" вгодовом отчете фиксирует 600 млн леев дохода. Где ониаккумулированы? Посмотрим на Министерство информационногоразвития, достаточно закрытую структуру. Паспорта с истекшимсроком действия не продлеваются; в ближайшее времязавершится действие около 300 тыс. паспортов. И одновременнодоходы министерства определены на уровне, значительнониже, чем в 2005-м.И в заключение. Есть ряд госструктур, которые в силуслужебных обязанностей находятся "возле денег".Поразительно, как они умеют раздувать свои внутренниебюджеты! Налоговая инспекция увеличила в текущем году бюджетна 30 млн леев, а дальше ожидается 40- миллионный рострасходов. Таможенная служба потратит больше на 50 млн. Увы,рост расходов на судебные инстанции первого уровня составилвсего 5 млн, или 10%. А самые большие вливания будут сделаныв МВД, бюджет которого возрастет сразу на 30%, или на 10млн леев. В чем же состоят государственные задачи?Представленный анализ проекта бюджета на 2007 год неохватывает всего спектра проблем. Пока же видно, чтополитика кабинета приводит к экономической стагнации.Остается надеяться, что к третьему чтению приоритетыбюджета-2007 будут расставлены более четко.
0