556

В подоходной "плоскости"

На заседании в среду Правительство отклонило инициативудепутата Парламента Игоря Клипий (член Социал-либеральнойпартии), который предложил упростить систему взиманияподоходного налога. Правительство на это ответило "нет",ясно дав понять, что в ближайшее время налоговых революцийне предвидится. Одно из предложений г-на Клипия - введение"плоской" шкалы подоходного налога для физических лиц вразмере 14%.Почему именно 14%? "Мы посчитали, что это золотая середина",- сказал нам автор законопроекта и признался, что идеяединой ставки налога на доходы в принципе принадлежит неему. "К нам во фракцию пришли работники налоговой инспекции.Нынешняя прогрессивная шкала для них - головная боль,слишком много путаницы. Из-за этого в конце каждогоналогового года им приходится бегать и вылавливатьнеплательщиков или недоплательщиков. Насколько я понял, мыне единственная фракция, к которой обратились налоговики. Нов других кабинетах им отказали. Вот они и пришли к нам. Но яих сразу предупредил - все законопроекты, которые исходят отоппозиции, обычно отвергаются", - говорит Игорь Клипий.Кроме желания поддержать налоговых инспекторов, у г-наКлипия был и собственный интерес: четыре года назад онпродал старенький автомобиль, заплатил полагающиеся сосделки налоги, а в конце налогового года столкнулся с тем,что ему нужно отдать государству еще 4 тыс. леев. "Вотвидите, я сам на себе ощутил, что такое прогрессивная шкалаи какие неудобства она вызывает. Так что если какой-нибудьпенсионер решит продать свою квартиру и купить жильепоменьше, чтобы расплачиваться за коммунальные услуги, будетсчитаться, что он обогатился и ему придется отдатьгосударству немалую сумму".Свой отказ ввести единую ставку подоходного налога вПравительстве объяснили так:1) свою налоговую политику в обозримом будущем кабинетминистров уже обнародовал в Среднесрочном прогнозе расходовна 2007-2009 гг., так что все возможные изменения могутпроизойти только после разработки и принятия новогопрогноза;2) при переходе на единую ставку придется отказаться от ряданалоговых льгот, например, от необлагаемого минимумадоходов, так как "согласно мировой практике, это элементыдвух разных систем налогообложения";3) одноуровневая шкала не слишком распространена в мире;4) гражданам с низкими доходами при единой ставке придетсяплатить больше.Правда, Игорь Клипий в своей законодательной инициативепредложил механизм снижения налоговой нагрузки для лиц снизкими доходами при введении единой ставки. Необлагаемыйминимум, по его мнению, должен быть увеличен с нынешних 4,5тыс. леев до 8 тыс., а для инвалидов - с 10 тыс. до 18 тыс.леев.В принципе споры о том, что лучше - плоская илипрогрессивная шкала не утихают даже в тех странах, гдеединая ставка подоходного налога уже действует. Главныйаргумент ее сторонников - простота администрирования илегализация доходов. В России уже в первый год введенияединой ставки в 13% (2001 г.) произошла массовая легализациядоходов, а бюджетные поступления выросли сразу на четверть.Противники кроют тем, что в налогообложении должна бытьсправедливость: богатые должны платить больше, бедные -меньше. Плоская шкала может вызвать некоторую политическуюнапряженность в обществе. В рядах противников единойставки числится и Международный валютный фонд, экспертыкоторого ставят под сомнение эффективность одноуровневойшкалы в условиях международного движения капиталов. Вроде быстраны, где действует единая ставка, " уже испытываюттрудности при обложении налогом доходов при международномдвижении капиталов".Но, несмотря на все эти нюансы и аргументы, число стран сплоской шкалой подоходного налога в ближайшие годы можетвозрасти. К России, Эстонии, Латвии, Литве, Украине,Словакии, Грузии и Румынии могут присоединиться Словения,Чехия, Польша, Коста-Рика и Маврикий. Что же касаетсявеличины единой ставки подоходного налога в этих странах, тотут наблюдается два подхода. Прибалтийские государства сразуже закрепили в виде единой ставки максимальный размерподоходного налога своей прежней прогрессивной шкалы.Например, в Литве единая ставка была введена в 1994 г. исоставила 33%, хотя до этого литовцы платили от 18 до 33% взависимости от уровня доходов. Та же картина в Латвии - 25%при прежней системе в 10-25%.Второй вариант одноуровневой шкалы как раз тот, чтопредложил ввести в Молдове Игорь Клипий, то есть принцип"золотой середины". Так поступила, например, Украина. В 2004г. она ввела единую ставку в 13%, хотя до ее введенияукраинцы платили от 10 до 14%. Правда, уже в следующем годуразмер единой ставки в соседнем государстве будетнесколько "подкорректирован" и возрастет с 13 до 15%.От налоговых проблем к проблемам алкогольным. Полгода назад,когда Парламент обсуждал, как обстоят дела с оборотомэтилового спирта, выяснилось, что дела идут неважно.Некоторые предприятия вообще не ведут ежедневного учетаиспользуемого спирта, на других нет четких данных о егопоставках, переработке и остатках. В результате государствоежегодно теряет по 200-300 млн леев, а может быть и больше.В общем, Парламент тогда поставил Правительству на вид ипоручил в ускоренном темпе разработать и внедрить навинодельческих и парфюмерных предприятиях системукомпьютеризированного учета спирта. Ускоренных темпов,правда, не получилось, но на этой неделе министры наконец-тоодобрили проект постановления "О государственном регистреоборота этилового спирта и алкогольной продукции".Одним из элементов борьбы за улучшение качества молдавскогоалкоголя и учета его оборота станет создание новойгосструктуры - госпредприятия "Центр по надзору за оборотомэтилового спирта и алкогольной продукции". В ее обязанностивходит: ведение учета произведенной, экспортированной иимпортированной алкогольной продукции; сбор, хранение ианализ данных о предприятиях, получивших сертификаты илицензии на деятельность по производству, хранению, продажеили импорту алкоголя; учет за использованием государственныхторговых марок; контроль за качеством экспортируемыхспиртных напитков; контроль за использованием названий вин всоответствии с местом происхождения и т.д.Что же касается самой системы компьютеризированного учетаалкогольной продукции, то до конца этой недели (срокиуказаны в постановлении) Министерство информационногоразвития и агентство "Молдова-вин" должны разработать ееконцепцию. Потом в течение месяца после ее утверждения будутвестись подготовительные работы для проведения двухтендеров - по разработке компьютеризированной системы учетаи по улучшению государственных торговых марок (разработкаединого логотипа для каждой из них?). И, наконец, в течение45 дней проведены сами тендеры. В общем, в первой половине2007 г. автоматизированная система учета "Государственныйрегистр оборота этилового спирта и алкогольной продукции"должна быть введена в действие, а контрольные органы стран-импортеров поставлены в известность о ее существовании.Одобрили министры и некоторые поправки в действующий бюджет.Так, из казны предлагается выделить 93,1 млн леев инаправить их Государственной администрации гражданскойавиации, чтобы та в свою очередь перенаправила их дляувеличения уставного капитала ГП "Эйр Молдова" - "напереоборудование и обновление воздушного флота". "Так какфинансовые возможности "Эйр Молдова" ограничены и непозволяют приобрести новые самолеты, предлагается выделитьсоответствующие средства из госбюджета", - объяснил коллегамминистр финансов Михаил Поп.
0