659

Молдавские вина в Румынии

Изучение рынков - новая работа для агентства "Молдова-вин".Как отметил его генеральный директор Валериу Миронеску,первые шаги в этом направлении были сделаны на фестиваляхмолдавских вин, проведенных в разных странах. Первым из нихи наиболее успешным был в Бухаресте (в декабре прошлогогода), открывший двери нашей винодельческой продукции нарумынский рынок.Если за 8 месяцев 2005 г. ее было экспортировано в Румыниюна сумму менее $500 тыс., то за аналогичный период 2006-го -на $ 15 млн, или в 30 раз больше. Румыния - оченьпривлекательный рынок для наших вин, но, по словам одного измаркетологов, отечественные виноделы там ориентируются наощупь. Заказать дорогостоящее маркетинговое исследованиерынка им не по силам. Поэтому сотрудничество "Молдова-вин" ипроекта "Повышение конкурентоспособности и развитиепредприятий" (CEED), финансируемого USAID, по изучениюрумынского рынка вина и состоявшаяся на прошлой неделепрезентация результатов этого труда для винодельческихпредприятий пришлись весьма кстати. Информация важна длялучшего определения своих позиций не только для отдельныхкомпаний, но и для отрасли в целом. Особенно наканунепроведения II Фестиваля молдавских вин в Бухаресте (21-22октября).Объем исследования - более тысячи страниц. Международныйэксперт по винному маркетингу Луис Капитао (США)скомпилировал из него самое главное. Информацию для негособирал Центр изучения мнений и рынка - TNS CSOP. Для этогобыли опрошены 1500 румынских семей по регионам, 150магазинов розничной торговли, 30 дистрибьюторов. Чтобывыявить восприятие потребителей вина, были использованышесть фокус-групп в трех главных городах Румынии -Бухаресте, Яссах и Клуж-Напоке. Определение количественныхпоказателей о потреблении вина велось на основе опроса 1100респондентов по всей стране (завершен в начале июля).После обработки информации были получены следующие выводы. ВРумынии вино употребляют регулярно, но оно уступает пиву. Извин предпочитают белые, потребление которых стабильно и вхолодный период года и составляет до 75% от общего объемареализованных вин. Их покупают больше всего насеверо-востоке и юге страны, особенно в селах. На красныевина, хоть и незначительно, но спрос увеличивается. Онилучше продаются в Бухаресте, на западе и северо-западе (вгородах с населением более 50 тыс. человек). Основные ихпокупатели - люди с высокими и средними доходами. Пожилыелюди увлекаются домашними винами.Приведенные данные за полтора года говорят о том, что всепопулярнее у румын становится упаковка емкостью более 0,75л. В течение этого времени ее доля на рынке выросла на 16пунктов - до 39,6%. Трехлитровые bag-in-box иполуторалитровые бутыли более востребованы в селах, наюго-востоке, юге и северо-востоке страны. Их потребители - снизким достатком. Городское население, в основном вБухаресте, на западе, северо-западе и в центре, выбираетвино в бутылках емкостью 0,75 л. Покупатели вина вbag-in-box считают, что в них упакованы дешевые вина, откоторых не ожидают высокого качества. И на этот продукт нехотят тратить много денег.Местное население позитивнее относится к собственным винам,чем к импортным, считая свои вина натуральными,традиционными, сладкими. По мнению респондентов, у нихприемлемая цена, они вызывают доверие, удостоены различныхнаград, но пока со слабым маркетингом и мало узнаваемы намеждународном уровне.В Румынии восемь виноградарских зон общей площадьювиноградников 243,3 тыс. га, которые занимают 1,7% всехземель сельскохозяйственного назначения. Около 160 заводовпроизводят 402 вида вин, которые делятся на четырекатегории. Ординарные вина представляют 11 видов,высококачественные - 42, высококачественные вина сконтролируемым наименованием по месту происхождения (DOC) -118. И 231 вино DOC, которое подразделяется по критериямкачества винограда: собранного в период полной зрелости,позднего урожая и в момент достижения благородства. Донедавнего времени румынские предприятия вырабатывали около 6млн гектолитров вина.Сегодня объем потребления молдавских вин на данном рынке ещедовольно небольшой. Например, их никогда не пробовали вМунтении, Олтении и Добродже 92% опрошенных, в запрутскойМолдове - 72%, Трансильвании - 89% и в Бухаресте - 82%.Большинство респондентов считают, что нашу винодельческуюпродукцию сложно найти. Некоторые не отличают вина изстраны Молдова и румынского региона Молдова. Наши брэнды тамне известны, кроме "Cricova" и кагора. Молдавские винавоспринимаются потребителями как натуральные, красные, болеекрепкие, чем румынские; изготовленные по традициям, схожим сместными, на предприятиях с очень большими подвалами.Этикетки и в целом оформление продукции потребители считаютлучше местных.Если анализировать восприятие вин потребителями по странам-производителям, то, как лучшие они оценивают французскиевина и готовы за них платить по 40-50 румынских леев (постарому - 400-500 тыс. леев). На втором месте предпочтений,наряду с Италией, Испанией и Португалией, находится иМолдова, что лестно для наших виноделов. На третьем местеоказались вина из Израиля, Венгрии, США и Германии, качествокоторых называется хорошим. Но на них низкий спрос, т.к.покупатели не хотят платить больше, чем за румынские вина.По информации розничной торговли, наилучшее проникновениедемонстрируют местные производители - "Murfatlar" (77%розницы), "Cotnari" (62%) и "Jidvei" (57,7%). Также косновным конкурентам молдавских вин можно отнести и такиепредприятия, как "Vincon" (присутствует в 51,7% магазинов),"Vinexport" (27,5%) и "Vinia Iasi" (21%). Молдавские винаохватывают 38% розничной торговли, большей частью вБухаресте (48%). Также они продаются в регионах Молдова(38%), Мунтения, Олтения и Доброджа (36%), Трансильвания(30%). Лучшие результаты наша продукция показала по"захвату" супермаркетов - 52,5%. Также она представлена в34% бакалейных магазинов и в 31% маленьких магазинчиков. Длявсех участников рынка наиболее высокий уровень продажнаблюдается в октябре - декабре (сезонный фактор). Нижниеточки падения - в июле - сентябре.Основной канал реализации - розница, на которую приходится65% продаж алкогольной продукции, на систему HoReCa - 35%.Однако HoReCa важна для увеличения числа покупателей новогопроизводителя и торговой марки: в данном сегменте многопотребителей, которые еще не определились в выборе вина.Здесь они могут попробовать и оценить новую марку. Если онаим понравится, то они будут ее покупать и по другим случаям.Больше всего вин для домашнего потребления продается вмини-маркетах (38%). За ними по объемам продаж следуютсупермаркеты с долей 21%. Далее по убывающей расположилисьбакалеи (19%), гипермаркеты Cash & Carry (11%) и другиеторговые точки (11%). Специалисты подчеркивают, чтоприсутствие на полке товара - это важнейшая цельпроизводителя, но также важно, чтобы он был заметным на ней.В румынской рознице по-разному относятся к количеству марок,представленных на полках. Так, примерно половина бакалейныхмагазинов предпочитает торговать не более 10 марками вина.36% таких торговых точек увеличивают это разнообразие до 20наименований. И лишь 16% бакалейщиков решаются взять больше.В супермаркетах винный ассортимент богаче. 48% из них берутна реализацию до 20 марок, и 38% принимают на свои полки ещебольшее число ТМ. Свыше половины магазинов торгуют толькоместными винами. Импортная продукция в основном представленав центральных регионах и столице. Год назад молдавские винапродавали 40% опрошенных менеджеров, но в будущем ихсобираются выставить на свои полки 58%, что создаетвозможности для увеличения экспорта.В розничной торговле отмечают в целом позитивный имиджмолдавских вин. Опрос потребителей велся по несколькимпоказателям. Так, качество продукции оценили как оченьхорошее 13% респондентов, как хорошее - 51%, не оченьхорошее - 7%, плохое 3%, очень плохое -1%. Не знали, чтоответить 25%. Этикетку оценили, соответственно, 20% - оченьхорошо, 45% - хорошо, 7% - не очень хорошо, 3% - плохо. Ценына вина посчитали очень хорошими 16% респондентов и 43% -хорошими.Местные дистрибьюторы назвали главные факторы, которыевлияют на решение потребителя о покупке вина (в порядкевозрастания). Это - цена, качество, реклама (румынскиепокупатели очень подвержены телерекламе), степеньузнаваемости марки и продвижение (специальные акции соснижением цен, политика скидок, дегустации).* * *С 1 октября запрещен экспорт из Молдовы вина и виноматериалов наливомпо контрактам, заключенным после этой даты. По договорам, подписаннымдо 1 октября, продолжается отгрузка. Запрет вызван тем, что в этом сезонебудет значительно меньше произведено виноматериалов. И пока неизвестно,насколько они позволят обеспечить занятость на предприятиях. По итогамсезона Правительство примет окончательное решение об экспорте наливом.За 7 месяцев 2006 г. из республики вывезено наливом 5,2 млн дал вина ивиноматериалов, в том числе 0,5 млн. дал в Россию. Всего за 2005 г. - 8 млндал.* * *Комитет Верховной Рады Украины по вопросам аграрной политикиодобрил проект закона, который предполагает усилениеконтроля за качеством вина, реализуемого на рынке. "Из 100%вина, которое реализуется в Украине, 75% - компоты, винапорошковые - или полусухие, или полусладкие. То естьнизкокачественные вина", - заявил во время обсуждения авторзаконопроекта депутат Василий Цушко. "Россия уже ввелазапрет на поставку этих компотов из Молдовы и Грузии ипотихоньку взялась за нас. Мы же, в отличие от России,продолжаем глотать и чужое и свое. Поэтому необходимопринять закон, цель которого - борьба с фальсификацией", -пояснил он. "Если не примем этот закон, то подержимконтрабандистов из других стран. Тем более что Россия ставитвопрос о качестве украинского вина", - подчеркнул Цушко.www.from-ua.com
0