613

Работа по регламенту

В соответствии с планом деятельности Правительства РМ на IVквартал, минсельхозу предстоит обеспечить разработку проектаЗакона о почве, Положение о проведении общейсельскохозяйственной переписи, а так же полтора десяткатехнических регламентов.По словам специалистов главного управления пищевойпромышленности минсельхоза, курирующего техническую политикув отрасли, введение новых регламентов было предусмотреногосударственной программой, принятой еще в 2004 году. Однакона ее реализацию в госбюджете до последнего времени не былосредств. Но после того как власти Молдовы избрали путьевроинтеграции, международные донорские структуры - в первуюочередь европейские - стали оказывать РМ техническоесодействие, выделять целевые гранты. Так, благодарязарубежной помощи, на разработку технических регламентовбудет направлено около 5 млн леев. Примерно половина этойсуммы пойдет на финансирование нормотворчества вагропромышленной сфере. Это совсем не много, если участь тотогромный объем предстоящей работы, утверждают вминсельхозе, и по логике вещей, эти деньги государству давноследовало бы найти в собственном кармане.Впрочем, хорошо хотя бы то, что выделенные средства освоятотечественные специалисты (иностранные обошлись бы гораздодороже). Среди субподрядчиков минсельхоза - авторовтехнических регламентов - отраслевыенаучно-исследовательские организации: НИИ плодоводства иплодового питомниководства, НИИ полевых культур, НПО"Порумбень", НИКТИ пищепром, НИИ зоотехники, станция порыбоводству и др. К работе над техническими регламентамиминсельхоз приобщил и отраслевые негосударственныеобъединения, в частности, Союз сахаропроизводителей РМ.Сахаропроизводители факт участия в создании проектовтехнических регламентов подтверждают, однако порядокфинансирования этой работы им пока не ясен. То же самоеговорят об оплате работ над регламентами сотрудники НИИ.Например, по словам одного из руководителей НИИ полевыхкультур, согласно договоренности с минсельхозом институту заразработку регламентов причитается около 49 тыс. леев. Покаэти деньги не поступили, впрочем, и результаты работы еще неприняты.В целом же специалисты отмечают, что нормотворчестворассматривается молдавским ученым сообществом в качестведостаточно выгодного направления деятельности. Если внедавнем прошлом отраслевые институты воспринимали работунад техническими условиями, инструкциями и т.п. каквынужденную нагрузку, то теперь за такие заказы приходитсяконкурировать - как между НИИ, так и внутри самихинститутов. В первом случае желанным призом является фактвостребованности, во втором - дополнительная зарплата.Учитывая изменившуюся конъюнктуру спроса и предложения наподготовку технических регламентов, теперь процессраспределения таких "подрядов" приобретает более открытый иформализованный характер. По свидетельству осведомленныхлиц, организации - производители работ определяются насовещаниях в Правительстве при непосредственном участиивице-премьера Зинаиды Гречаной, министров, представителейАкадемии наук и заинтересованных институтов. Министерства иведомства - заказчики или исполнители должны опубликоватьсообщение о начале разработки того или иного регламента,приглашая специалистов высказать по этому поводу своемнение. Однако нотифицируют свою нормотворческуюдеятельность пока не все структуры. В этой связи вминсельхозе сетуют на то, что министерству с трудом удаетсянаскрести денег на оплату публикации уже принятыхнормативных актов, а предстоит обнародовать еще несколькодесятков новых регламентов. Раньше многие техническиедокументы можно было ввести в действие министерским приказоми оповестить о нем заинтересованные организации в обычномпорядке. Теперь такой вариант "гильотина" не пропустит.По словам начальника управления пищевой промышленностиминсельхоза Иона Крецу, на заключительной стадии находитсяподготовка проектов двух технических регламентов - "Фрукты иовощи, предназначенные для употребления в свежем виде.Требования по качеству и безопасности" и "Хлебобулочные имакаронные изделия. Требования по качеству и безопасности".Он уверен, что к указанному в правительственном плане сроку- 15 ноября - "минсельхоз положит эти два регламента настол". Кроме того, почти готов и проект регламента"Натуральный мед.Производство и продажа", который входит во второй блоктехнической документации, его "дэд лайн" - 30 ноября. Какутверждает Ион Крецу, очередность разработки документовопределялась исходя из степени приоритетности тех отраслей,для которых они предназначены.Наряду с регламентами, принятие которых намечено до концагода, некоторые институты уже подготовили и другиедокументы. Так, к примеру, в НИИ плодоводства разработалитребования по безопасности окружающей среды при производствефруктов, а также оценки соответствия продукции,гармонизированные с директивами ЕС 2000/12 и 2001/95. НИИполевых культур подготовил проект регламента по качеству ибезопасности семян ряда пропашных культур. "Научной базой внашей работе служила нормативная документация Словении,Румынии, Франции, а также советские ГОСТы и российскиестандарты, они зачастую оказываются строже директивЕвросоюза, - рассказывает директор НИИ полевых культур БорисБоинчан. - К нам приезжали европейские эксперты, мы активнопользуемся их рекомендациями, посещаем специальные сайты -словом ищем информацию, где только возможно. Проектытехнических нормативов проходят практическую апробацию внаших подсобных семеноводческих хозяйствах, результаты этихисследований мы популяризуем на семинарах ссельхозпредприятиями".Но, несмотря на организационные усилия авторов новойтехнической документации, какое-то отношение к процессусоздания регламентов имеет, видимо, лишь ограниченноеколичество специалистов. "В советское время существоваларазумная схема согласования проектов новых техническихдокументов с широким кругом практиков - специалистамисельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, -считает Виктор Мороз, заведующий кафедры Институтаменеджмента, сельского развития и повышения квалификации. -Ведь, в конечном счете, именно им придется исполнятьрегламенты. Сейчас молдавским аграрникам и пищевикам"сверху" будут спущены переведенные на понятный языкдирективы ЕС. Однако даже в Евросоюзе фермеры применяют неболее половины "общесоюзных регламентов". Так сложилось нетолько потому, что наряду с нормами Еврокомиссии, к примеру,во Франции и Великобритании действует большое количествонациональных стандартов. Но и потому, что внедрениедиректив ЕС - это дорогое удовольствие. Надеюсь, вПравительстве сопоставили предстоящие затраты хозяйствующихсубъектов на приведение производства в соответствие стребованиями Евросоюза с их потенциальной прибылью отвероятного экспорта продукции в страны ЕС".
0