575

Почему Молдова не Люксембург?

Принято считать, что в мировой политике, как и в семье, укаждого государства должно быть свое место. И, в общем-то,по отношению к большинству стран мира так оно и происходит.Великие державы вершат большие дела, маленькие государствадовольствуются малым. Из этого правила явно выбиваетсяЛюксембург - крошечное государство в сердце ЗападнойЕвропы, расположенное между Германией, Францией и Бельгией.Обладая территорией всего в 2,5 тыс. кв. км и населениемчуть больше 400 тыс. человек, Люксембург играет заметнуюроль в политической и экономической жизни Европы и мира.Достаточно сказать, что это крошечное государство былоодним из учредителей ЕС и НАТО. В 2005 году Люксембург сталлидером по привлечению прямых иностранных инвестиций вЕвросоюзе с показателем в $90 млрд.Молдову то и дело призывают стать "второй Швейцарией", илиИрландией, Кипром, Мальтой. Другими словами, перенять опыт"карликов", сумевших стать благополучными и процветающимигосударствами. Люксембург в этом перечне до сих порпочему-то не звучал. Может потому, что об этой стране дажесобственные граждане очень редко слышат в сводкахновостей. Жизнь в Великом герцогстве настолько спокойная,безопасная и благополучная, что информационных поводов дляупоминания страны практически не бывает. Ну не считать жетаковыми регистрацию очередного холдинга или банка смногомиллионными оборотами. Тут это - обычное дело. Но еслидля многих из нас Люксембург по-прежнему "терра инкогнито",то специалист по бизнес-консалтингу Фрэнсис Хугеверф хорошознает "формулу успеха" своей страны. И считает, что Молдовадолжна пойти именно по стопам Люксембурга, если хочетдобиться экономических успехов и процветания.- Специфика моей работы, жизненный опыт и тесные связи спартнерами из России, Казахстана и Белоруссии позволяют мнесравнивать наши страны и делать определенные выводы, -отметил для "ЛП" Фрэнсис Хугеверф. - Молдова вполне можетбыть для Центральной и Восточной Европы тем, чем стал дляЗападной Европы Люксембург. А именно - центром развитияфинансовых услуг и коммуникационных связей, торговойплощадкой и гарантом вложения капиталов. Поверьте, маленькимстранам трудно соперничать с большими в производстветоваров. Но в сфере услуг мы вполне можем бытьконкурентоспособны, если предложить бизнесу качество,надежность, низкие цены и гарантии. Люксембург долгое времявходил в число ведущих производителей и экспортеров черныхметаллов в Европе, но не стал уповать на свои природныебогатства, традиции и позиции на рынке. Мы вовремя принялинеобходимые решения, позволившие переориентироватьэкономику на развитие других секторов и обеспечившиеустойчивый рост на протяжении последних десятилетий.Опыт Люксембурга - это наглядный пример искусства извлекатьвыгоду из своих недостатков. Даже став членом ЕС и будучивынужденным подчиняться общеевропейским нормам и правилам,дипломатия Великого герцогства добивалась исключений длясвоей страны в связи с ее небольшими размерами. Да и однимиз инициаторов "европейского проекта" Люксембург стал неиз-за интеграционных убеждений, а чисто из практическихсоображений. Страна не могла рисковать тем, чтобы остатьсяза пределами большого по тем временам единого рынка угля истали. В условиях возрастающей конкуренции это моглообернуться большими неприятностями. Более того, в условияхпослевоенного возрождения экономики стран Западной Европы исоздания единого рынка люксембургские власти все остреепонимали уязвимость экономики страны, слишком однобоковыстроенной вокруг металлургической компании АРБЕД, позжеполучившей название "Арселор". Одним из направленийтрансформации экономики стала масштабная программапромышленной диверсификации, мощный импульс реализациикоторой придал рамочный закон от 1962 года. Временныеналоговые льготы, политическая стабильность и единый рыноктруда с соседними странами привлекли в Люксембург закороткий период почти 150 зарубежных компаний, которыесоздали около 17 тыс. новых рабочих мест. Диверсификацияпромышленности помогла компенсировать потерю рабочих мест вметаллургии в результате системного кризиса в отрасли всередине 70-х годов и позволила Люксембургу остатьсяиндустриально развитой страной.Рост в промышленности власти умело использовали для развитиясферы услуг, прежде всего, финансовых и консультационных.Воспользовавшись прерогативами суверенного государства вфинансовой области, власти страны создали крайнепривлекательный налоговый режим для зарегистрированных вЛюксембурге холдинговых компаний и инвестиционных фондов, атакже утвердили четкую систему гарантий и льгот длябанковского капитала. Благодаря этому, начиная с конца 60-хгодов столица Великого герцогства - город Люксембург, -очень быстро превратился в один из финансовых центровЕвропы. Его взлету наряду с налоговыми лазейкамиспособствовали ограничительные финансовые меры в США иразвитых странах Европы, а также интернационализациякапиталов. Сказались также политическая стабильность,социальный мир, историческое многоязычие (в Люксембургеофициальными языками признаны немецкий, французский илюксембургский, многие жители также свободно владеютанглийским). Важную роль сыграло и присутствие европейскихинститутов. В частности, Люксембург приютил у себя главныйисполнительный орган ЕС - Комиссию, а также Европейскийинвестиционный банк и Европейский суд аудиторов.Все это привело к тому, что сегодня Люксембург занимаетвторое место в Европе (после Лондона) по количеству банков,но при этом многие эксперты считают частный банковскийкапитал в этой стране самым крупным в ЕС. Освобождение отналогов холдинговых компаний привело к тому, что их числосоставляет около 18 тыс. Все они специализируются намеждународных инвестициях, но закон запрещает им заниматьсяторговлей. Не платили налогов и инвестфонды, которых встране насчитывается около 1,3 тыс. Европейский союз, США иОЭСР (Организация по экономическому сотрудничеству иразвитию) не раз предпринимали совместные нападки напрактику "губительной налоговой конкуренции", которая ставитблагополучие страны в зависимость от успешности развитияоффшорного сектора экономики.По большому счету эти нападки лишены оснований, так как вЛюксембурге множество налогов, да и ставки их довольновысоки. Но чтобы не ссориться с европейскими властями,Великое герцогство провело в 2002 году налоговую реформу,призванную привести закон в соответствие с директивами ЕС.Но при этом базовые принципы налогообложения неизменились, а сам налоговый климат, по мнению международныхэкспертов, стал даже более привлекательным для инвесторов.Например, ликвидировано положение об освобождении от налогов50% дивидендов, выплачиваемых компаниями ЕС люксембургскомуполучателю. Но при этом уменьшены налоговые ставки по другимпозициям, что с лихвой компенсирует потери от этой льготызарегистрированным в стране компаниям.Кроме того, ЕС и США явно лукавят, говоря о зависимостиблагополучия страны от оффшорного сектора. Трансграничныйстатус Люксембурга позволяет стране развивать самые разныесферы услуг - рекламу, налоговую и бухгалтерскую экспертизу,торговлю, общественное питание, гостиничное дело. Запоследние 10 лет наиболее динамичными направлениями былисвязь и транспорт.Фрэнсис Хугеверф понимает, что у Молдовы нет времени и техстартовых позиций, которые были в свое время у Люксембургадля строительства нынешнего благополучия. Но начинатькогда-то надо. И сейчас - самое время, считает гость нашейстраны. Соседство с ЕС и расположение на перекресткеторговых путей между Востоком и Западом дает Молдовеуникальный шанс для превращения в такой же сервисный ифинансовый центр для Центральной и Восточной Европы, какимЛюксембург стал для Европы Западной. Фрэнсис Хугеверфобозначил несколько приоритетных задач, которые молдавскиевласти должны решить в самые сжатые сроки. Среди них одно изглавных - обеспечить возможность для бизнеса в режимеон-лайн осуществлять регистрацию фирм, работать с банками ис партнерами, получать необходимую информацию изгосударственных структур, осуществлять торговые операции повсему миру. Другими словами, превратить Молдову в центрэлектронной коммерции.Второе направление - сделать авиасообщение с остальным миромкачественным и дешевым, чтобы именно через Молдову протекалитранзитные потоки пассажиров и грузов. Эксперт отметил, чтов свое время многие пассажиры из стран Европы летели в США ив Африку именно через Люксембург, так как это было дешевле.Сейчас власти ЕС пресекли эту практику. "Но вы же суверенноесамостоятельное государство, поэтому можете действовать всвоих интересах", - констатировал Фрэнсис Хугеверф. Наряду савиасообщением, столь же качественными и доступными должныбыть перевозки по железной дороге и автомобильнымтранспортом, считает он. Другие ингредиенты его рецепта -отмена виз для посетителей из любой страны, созданиетаможенного союза с Украиной и ЕС, предоставлениедейственных гарантий и льгот инвесторам. "Почему бы Молдовене стать центром регистрации морских судов и авиакомпаний,чтобы они плавали и летали под флагом вашей страны, -задается вопросом наш собеседник. - Люксембург не имеетвыхода к морю, но занимает шестое место в Европе по числукораблей под своим флагом".И напоследок Фрэнсис раскрывает главный секрет успеха своейстраны. "В Люксембурге Правительство очень тесно связано сбизнесом, и все серьезные вопросы мы решаем сообща. Нашегопремьер-министра часто можно встретить гуляющим пешком поулице, он с удовольствием общается с гражданами, слушает ихмнение по тем или иным вопросам. Страна у нас небольшая, иэто так легко - быть всегда среди людей".После таких слов стоит ли удивляться, что национальныйлозунг люксембуржцев звучит очень просто: "Вир волле бливе,ват вир зин!" Что в переводе означает: "Хотим остатьсятакими, какие мы есть!"* * *Люксембург выбирают в качестве места для бизнеса не толькоиз-за налоговых льгот, но также благодаря открытой идиверсифицированной экономике, гарантиям для инвесторов ипоследовательной политике властей.
0