556

Финансовая устойчивость социального страхования

В 2007 году продолжится снижение тарифа социальных взносовдля предприятий за счет перераспределения нагрузки насотрудников по схеме 25% + 4%. Причем, если месячная основадля исчисления тарифа взноса работодателя не лимитирована,то для индивидуального взноса расчетная база не можетпревышать трехкратного размера среднемесячной заработнойплаты по экономике. В сельском хозяйстве предприятияпо-прежнему отчисляют 20% (16% - для работодателя икомпенсируемые государством 4% - для работника).Индивидуальные предприниматели, возвратившиеся в лоноНацкассы обладатели предпринимательских патентов, а такжеучредители индивидуальных предприятий, частные нотариусы иадвокаты могут застраховаться на основании индивидуальногодоговора, заключенного с Национальной кассой социальногострахования (НКСС), с уплатой взносов государственногосоциального страхования в размере 2318 леев в год, что даетплательщику право на получение минимальной пенсии ипособия на погребение. Уплачивая 16684 леев в год,плательщик может уже претендовать на получение полноценнойпенсии государственного социального страхования. И это сталонастоящим сюрпризом бюджета-2007.Лицам, работающим по индивидуальным или срочным трудовымдоговорам, а также работающим на выборных должностях илиназначенным в органы исполнительной власти, государственнымнотариусам, судьям, прокурорам, парламентским адвокатам инанятым работникам судебных инстанций и органов прокуратурыустанавливается взнос в размере 4% от заработной платы идругих выплат. Для физических лиц, самостоятельнообрабатывающих землю, собственников участков, а такжевзявших землю в аренду (за исключением пенсионеров иинвалидов) размер фиксированного взноса возрастет с 480 леевдо 576 леев в год. Хозяйствующим субъектам - производителям,не имеющим задолженностей перед бюджетом государственногосоциального страхования и своевременно и в полном объемеосуществляющим текущие платежи, на основе заключенного сНКСС соглашения может быть, по их заявлению, снижен тарифвзносов обязательного государственного социальногострахования с 25% до 23% на фонд оплаты труда и другиевыплаты. При условии, что сумма взносов, начисленная попониженному тарифу, на 10% превысит сумму взносов,уплаченных за соответствующий период предыдущего года, ачисленность работников не уменьшится. Кроме того, сохранитсявозможность ретроспективного страхования. Новинкой "сезона"станет наделение НКСС полномочиями перераспределятьутвержденные расходы для выплат из государственного бюджетамежду субпрограммами, утвержденными в составе однойпрограммы, естественно, - с одобрения Министерства финансов.Пожалуй, впервые за всю историю своего существованиягосударственная система социального страхования решиласьпризнать свою пошатнувшуюся финансовую состоятельность.Проект бюджета социального страхования на 2007 год с самогоначала сверстан с дефицитом 120 млн леев. Плановые доходывозрастут с 4,5 млрд леев до 4,96 млрд леев. Расходы бюджетаперешагнут планку 5 млрд леев. Резервный фонд останется натом же уровне - 135 млн леев. Финансовое состояние соцстрахаухудшилось еще в 2005 году. Частично - вследствиеперерасхода больничных выплат (официальная версия), но вомногом, по мнению экспертов МВФ, - вследствие повышенияпенсий в конце 2004 г. (по инициативе руководства страны ипосле плановой апрельской индексации). Уже осенью прошлогогода Национальная касса социального страхования забилатревогу, предложив кардинально изменить показатели ипересмотреть бюджет-2005 с дефицитом 112,8 млн леев. Искомуюразницу предлагалось покрыть за счет средств кассовогоостатка прошлых лет. В конце года дефицит удалось сократитьдо 50 млн леев. В следующем году, как и в этом, бюджетныйдефицит предполагается покрывать из средств профицитабюджетов прежних лет. На начало сентября 2006 г. кассовыйостаток составил 399,3 млн леев. На пару лет еще хватит. Ачто потом? Впору действительно задуматься о введении единогосоциального налога под крылом неусыпного минфина - безсистемы доверительного управления публичными средствами влице госструктур, курирующих медицинское и социальноестрахование. За внешне простым, казалось бы, техническимвопросом стоит смена идеологии - идеологии эффективностисоциальных гарантий государства.Нужны серьезные меры. Поэтому Правительство начало реформупенсий в сельскохозяйственном секторе, правда, так и нерешившись до конца уравнять обязательствасельхозпредприятий. Судьи и прокуроры были включены вгосударственную систему социального страхования, но попыткаунифицировать пенсионные выплаты депутатам, предпринятаянесколько лет тому назад, оказалась обречена на неудачу.История с нашумевшими больничными листами и принятием новогопорядка выдачи пособий по временной нетрудоспособности наэтом не закончилась. С легкой руки Конфедерации патронатаминистерством был разработан другой законопроект, вводящийевропейскую практику оплаты первой недели временнойнетрудоспособности средствами самого предприятия.Работодатели, не снимая с себя социальных обязательств,таким образом надеялись на компенсацию со стороныгосударства за счет облегчения налогового бремени. Нодокумент как всегда принял односторонний вид - поэтомусейчас против него высказываются как патронатныеорганизации, так и профсоюзы. Как это ни покажется странным,именно профсоюзы, не верящие в социальную ответственностьбизнеса. Незащищенным останется работник, если бюджетсоцстраха сбросит с себя часть обязательств по выплатебольничных, а работодатель "не подхватит" груз социальныхвыплат. Цена вопроса - около 100 млн леев, приходящихся назапланированный бюджетный дефицит. Слово - запарламентариями, которые должны будут решить вопросперераспределения социальной нагрузки, а заодно подумать одефицит бюджета соцстраха. Кстати, в Европе ответственностьпо рискам временной нетрудоспособности берет на себястраховая медицина.Для обеспечения финансовой устойчивости бюджета социальногострахования планируется внедрить к 2008 году новую системуоценки пособий (включая пенсии) на основе взносов заявителя.В то же время к концу этого года Правительство обязалось припомощи международных финансовых организаций разработатьспециальный план финансовой устойчивости Национальной кассысоциального страхования на среднесрочный период (егореализация начнется с 2008 года). Все эти меры закреплены вподписанном меморандуме с МВФ. Кое-что уже предпринято.Следующий шаг - признание налоговой природы социальныхвзносов. Правительство уже закрыло региональные счетадоходов НКСС в коммерческих банках, используя вместо этогосчета, открытые в Казначействе. Кроме того, Правительствопланирует закрыть кассовые счета ГНИ в коммерческих банках исоздать систему, позволяющую Казначейству осуществлятьежемесячный мониторинг всех остальных счетов бюджетныхорганизаций в коммерческих банках.До конца года стартует еще один проект при техническойпомощи МВФ - перевод счетов расходов НКСС и НКМС испециальных (собственных) счетов доходов бюджетныхорганизаций в Казначейство (к примеру, остающиеся счета вбанках будут ежедневно обнуляться). К 2010 году, когдаполностью будет создана интегрированная информационнаясистема управления государственными финансами, платежи НКССи НКМС будут осуществляться Казначейством. По-видимому,тогда и придет черед введения единого социального налога,предполагающего объединение взносов социального имедицинского страхования.Тем более что инструментов для экономии и надлежащего учетав системе социального страхования уже сейчас предостаточно,считают в Национальной конфедерации патроната. Почему бы ужесегодня не отказаться от положения, согласно которому"взносы считаются уплаченными с момента их перечислениякоммерческим банком на счет Центрального казначействаМинистерства финансов"? И считать обязательства предприятиявыполненными с даты выдачи банку поручения? За свои услугигоспредприятие "Пошта Молдовей" и финансовые учрежденияпопытались выпросить не 0,8%, а 1,1% комиссионных, чтопривело бы к дополнительным расходам 11 млн леев.Администрирование реабилитационных мероприятийзастрахованных лиц, а также отдыха детей обходится вкругленькую сумму. По поводу этих расходов, часть из которыхуходит к профсоюзным организациям, тоже идет спор. Крометого, НКСС заключает с органами местного публичногоуправления соглашение о взаимодействии при взимании взносовс тружеников полей. Эти услуги оцениваются в 3% от сумм,перечисленных на казначейский счет Минфина, и используются"для стимулирования персонала", в обязанность котороговходит сбор взносов социального страхования. Не странно ли?Работодатели задаются вопросом: насколько оправданы и другиерасходы бюджета социального страхования, на который из годав год навешивают все новые не страховые обязательства. Апока НКСС сделала "подарок" работодателям, включив их соследующего года (наряду с профсоюзными организациями) вчисло распорядителей бюджетных денег для "организациивосстановления здоровья работающих путемсанаторно-курортного лечения и отдыха детей". Таким образом,часть публичных средств уходит из-под контроля, говорят впатронате. Причем здесь мы?* * *Проект бюджета социального страхования на 2007 год сверстанс дефицитом в 120 млн леев.
0