696

А.Пушков: «Приднестровье имеет такое же право на отделение, как Черногория и Косово»

Приднестровье пошло по пути Черногории и Косово Референдум в Приднестровье, хотя он и не признан ни Молдавией, ни США, ни Европейским Союзом, – это очень важный момент в решении будущего статуса непризнанных республик. Дело в том, что Приднестровье не придумало ничего нового. Оно пошло по пути Черногории и Косово. Единственная разница состоит в том, что в случае с Черногорией, как говорит Запад, центральная власть, т.е. Белград, дала добро на проведение референдума. А в случае с Приднестровьем центральная власть, т.е. Кишинев, не дала добро на проведение референдума. Но эта разница условная, потому что Сербия тоже была против отделения от нее Черногории. Но Запад, который держит Сербию за жабры с помощью обещаний кредитов, с помощью обещаний вступления в ЕС, с помощью обещаний подсоединения к различным европейским финансовым программам фактически вынудил Сербию согласиться на референдум в Черногории и отделение Черногории, т.е. это не было добровольное согласие. Это было вынужденное согласие, приписанное Западом Белграду. Если власти Сербии согласятся на отделение Косово, то всему миру будет ясно, что это просто выкручивание рук Если власти Сербии согласятся на отделение Косово, то всему миру будет ясно, что это просто выкручивание рук. До сих пор у сербского руководства есть две позиции по этому поводу. Одни говорят, что Косово надо отпускать, а другие говорят, что ни в коем случае, никогда, т.е. это тоже не будет добровольным признанием того, что Косово должно иметь право на отделение. Поэтому признание в случае с Черногорией, выколоченное из Белграда, и признание, которое будет выколачиваться из Белграда с той же силой в случае с Косово, - это чисто формальный момент, который не имеет особенного значения. Принцип права нации на самоопределение, который долгое время блокировался великими державами, сейчас становится практикой в международной жизни Что имеет особое значение? Во-первых, значение имеет то, что на территории Приднестровья компактно проживает этническая группа, не имеющая ничего общего с молдаванами, и то, что на референдуме 97,1% избирателей проголосовали за отделение от Молдовы. Это как раз и говорит об очень высокой степени единения этой этнической группы. Во-вторых, эта группа хочет жить самостоятельно. Повторяю, что Черногория уже создала прецедент того, что в международном праве это допускается. Черногория провела референдум и уже через месяц вступила в состав ООН, т.е. она была признана мировым сообществом. Приднестровье идет по тому же самому пути, т.е. фактически принцип права нации на самоопределение, который долгое время блокировался великими державами, сейчас становится практикой в международной жизни. До этого долгое время в международном праве господствовал принцип территориальной целостности государств. Это положение международного права утвердили великие державы, для того чтобы не расстаться с частью своих территорий и не позволить своим соседям откусить часть своих территорий, потому что соседи могли бы подзуживать региональный сепаратизм или попытаться отколоть какую-либо этническую провинцию от другого государства. Расчленив Югославию, Запад фактически ввел принцип национального самоопределения Так вот, если принцип территориальной целостности обозначается как главный принцип в международном праве, то эти малые народности не имели шансы на самоопределение. Но если в международном праве начинают конкурировать принцип территориальной целостности и принцип национального самоопределения, то здесь возможны любые варианты. Расчленив Югославию, Запад фактически ввел принцип национального самоопределения, поставив его на одну доску с принципом территориальной целостности, т.е. в одном случае вопрос этот будет решаться в сторону территориальной целостности, а в другом случае - в сторону национального самоопределения. Все зависит от соотношения сил по этому конкретному вопросу. Например, Южная Осетия может остаться в составе Грузии, если Грузия будет сильнее, а может выйти из ее состава, если Южная Осетия, опираясь на Россию, окажется сильнее. Т.е. соотношение сил (политическое, военное), соотношение политической воли в центре и регионе, который хочет отделиться, теперь будет самым главным в решении этого вопроса, а не какая-то конкретная норма международного права. Должны быть единые правила для Черногории, Косово, Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья Отделение Черногории проходило под лозунгом национального самоопределения, и отделение Косово будет происходить под этим же лозунгом. С точки зрения международного права сейчас мы находимся в серой зоне. Нет одного явно господствующего принципа. Я здесь полностью согласен с президентом Путиным, который сказал, что должны быть единые правила для Черногории, Косово, Южной Осетии, Абхазии и Приднестровья. Если в отношении одной непризнанной республики допускается ее независимость и отделение, то почему это не должно допускаться в случае с другой. Это очень важный момент. Население Приднестровья голосует за то, чтобы присоединиться к России Третий, очень важный, момент – население Приднестровья голосует за то, чтобы присоединиться к России в условиях, когда румынское руководство (Румыния – это достаточно большая страна со сравнительно большим населением и страна, которая собирается вступать в НАТО) поднимает вопрос о поглощении Молдавии. Весной этого года премьер-министр Румынии заявил о том, что есть планы о включении Молдавии в состав Румынии. Приднестровье не хочет быть в составе Молдавии, которая может оказаться в составе Румынии. И это совершенно законная постановка вопроса. Делая выбор, присоединяться ли к Молдавии, которая будет находиться в составе Румынии, если этот вопрос будет поставлен румынским и молдавским руководством, или присоединяться к России, Приднестровье избрало присоединение к России. По-моему, это абсолютно правомерно. Тот факт, что ЕС, США и ОБСЕ не признали референдум в Приднестровье, абсолютно ничего не означает Четвертый, тоже очень важный, момент состоит в том, что Запад здесь не имеет защищаемой позиции. Тот факт, что ЕС, США и ОБСЕ не признали референдум в Приднестровье, на мой взгляд, абсолютно ничего не означает. ОБСЕ, например, назвало этот референдум еще до его проведения нечестным и несправедливым. Почему? Там не надо ничего фальсифицировать, так как всем и так известны настроения подавляющего большинства населения Приднестровья. Кстати, все те наблюдатели, которые там были от разных международных правозащитных организаций, сказали, что это был честный референдум. Там ясно, что эти люди хотят быть в составе России и не хотят быть в составе Молдовы. ОБСЕ заранее, не дожидаясь результатов, говорит нечестный и несправедливый. Так почему же он нечестный и несправедливый? Они со своим цинизмом и двойными стандартами дошли уже до такой степени, что их мнение перестает играть какую-либо роль. Всем уже понятно, что для США честно и справедливо то, что играет в копилку США, а нечестно и несправедливо – это то, что не отвечает интересам США. Точно также сейчас ведут себя ОБСЕ и ЕС. Если ЕС выгодно значит честно, справедливо и демократично, если ЕС не выгодно – нечестно, несправедливо и недемократично. Референдум в Приднестровье дал легитимные основания для начала процесса отделения Приднестровья от Молдовы и включения его в Россию Референдум в Приднестровье состоялся. Он зафиксировал волю народа и дал легитимные основания для начала процесса отделения Приднестровья от Молдовы и включения его в Россию. Теперь очень многое будет зависеть от того, как пойдет этот процесс. Молдова, как мы знаем, не признала его результатов и заявила, что это политический фарс. Россия тоже ведет себя очень осторожно. Она как бы признала, что это воля народа, но не торопится делать каких-либо заявлений и говорит об официальном признании Приднестровья в качестве независимого государства. Почему? Дело в том, что это соотношение принципов территориальной целостности и национального самоопределения очень подвижное. Т.е. сейчас государства будут прибегать то к одному принципу своей внешней политики, то к другому, в зависимости от того, что им выгодно. Соединенные Штаты и ЕС, если им не выгоден принцип национального самоопределения, будут его всячески затушевывать, а в случае с Косово они будут говорить: ну, как же, албанцы имеют право на отделение, это же гомогенно проживающая этническая группа, которая высказалась четко за независимость, мы их поддержим. Поэтому здесь очень многое будет зависеть от того, например, как пойдет процесс отделения Косово: когда там будет проведен референдум, как он будет проходить, какими будут последствия этого референдума, какую позицию официально займет Запад. Пока Запад говорит о территориальной целостности Югославии и том, что все должно произойти тихо, мирно, если отделение, то без конфликтов и т.д. Мне кажется, что сейчас нам, в Москве, надо признать факт проведения референдума в Приднестровье, учесть его итоги, дать сигнал Тирасполю, что мы их не бросим на произвол судьбы в этой сложной ситуации и смотреть за дальнейшим развитием событий, в частности, вокруг Косово. Мне кажется, что если Косово отделится, а оно отделится, будет создан уже пуленепробиваемый прецедент отделения на основе принципа национального самоопределения при полной поддержке Запада. И тогда уже Россия сможет поставить вопрос о включении Приднестровья в состав РФ. Кроме того, мне кажется, что это будет происходить одновременно с развитием ситуации в Южной Осетии и Абхазии. Здесь тоже нам надо внимательно наблюдать за развитием ситуации и соотносить нашу внешнеполитическую деятельность с тем, что делают западные государства, с тем, что делают непризнанные республики и с перспективами их фактической самостоятельности. Если эта фактическая самостоятельность будет достигнута, то я думаю, на каком-то этапе России будет целесообразно их принять. http://uncensored.km.ru/index.asp?data=21.09.2006%2016:00:00&archive=on
0