593

Вкладывайте деньги в джазовые клубы

Грузинская группа "Шин" стала сенсацией пятогоМеждународного фестиваля "Этноджаз-2006". 17 сентября вНациональном театре "Михай Эминеску" при полном аншлагегруппа закрыла фестиваль. И все зрители, читатели и нечитатели Милана Кундеры, на себе испытали, как "музыкаоткрывает в теле двери, сквозь которые душа выходит в мир,чтобы брататься с людьми".Этноджазовый форум - своего рода путешествие по континентами странам: слушаешь музыку, и тут же представляешь страну.За эти четыре дня воображение могло занести вас в глубьФранции и России, Ирана и Сенегала, Португалии и Чехии,Германии, Голландии, Польши. Сила представления - штукапотрясающая.Заключительный концерт фестиваля начинался с выступленияфранцузов (группа "Hradcany"). Музыканты играли джаз понотам. А с импровизацией тогда как? "Французы - они в чем-тоэкзотичны, но это, конечно, не Франция Эмиля Золя илиАлександра Дюма, - говорит гость фестиваля ЛюдмилаОсипова, ведущая музыкальных программ на "Радио "Россия".- Это какая-то очень умиротворенная Франция, как будто там негромили машины, никогда не было "Марсельезы" и баррикад. Аобитают довольные, сытые люди". С другой стороны, налицомузыкальное отражение "загнивающей" Европы. Быть может,именно эти французы ее и хотели показать нам?После французов вышла на сцену группа "Шин", и всестановится на свои места. Традиционное пение: "когдасобираются три грузина, два из них обязательно поют", какшутит третий их непоющий коллега Заза Миминошвили. "Я -исключение, подтверждающее правило". И, конечно, "самаяспокойная песня в программе грузинской группы - кавказскийтанец". Под занавес программы "Тригон" и "Шин" сыграливместе - это их новый проект, который делает первые шаги.Заза Миминошвили: "Мы начинали еще в Тбилиси в конце 1980-хгодов, в 1993 году с басистом после гражданской войны уехалив Германию. Думали, что быстренько, за три месяца сделаемкарьеру и вернемся. Но прошло уже четырнадцать лет. Трое вгруппе - минимальный состав, мы все время приглашаемчетвертого из разных стран: США, Индии, Марокко, сейчасготовим большой проект с грузинами. Иногда выступаем трио -эта форма нам нравится очень, много пространства".Грузинам по нраву работать с "нашими людьми" - теми, с кемобщая культура и юмора один язык. На Западе юмор группывоспринимается иначе: "там надо немножко переводить. К томуже в Германии или Франции приходится вначале объяснять, гденаходится Грузия. Конечно, там нас воспринимают какэкзотику. И мы уже стали хитрыми, живя на Западе, гдеприходится думать, как сделать так, чтобы тебя понимали.Например. Вот пришел на концерт немец, понятия не имеющий отвоей культуре. Ты ему можешь что-то рассказать, анекдотик,и т.д. Но это не проймет - нужно что-то такое ему в твоеймузыке найти, которое будет близко, доходчиво и понятно.Самое легкое, что можно придумать - найти такое решение вритмике. Когда ты в "пустыне", где нет твоих родных, друзей,ты учишься жить, выживать. Для таких, как я, было необходимооторваться от родины, не побояться ее потерять. Самоеудивительное - я стал больше грузином за границей: понял,насколько это дорого - быть самим собой. И любить то, чтоможно потерять". Заза Миминошвили не принимает термин"этноджаз": "джаз все время "этно", американский джаз тожеэтно".Накануне "зажигали" публику немного попсовые немки (в джазетолько девушки), это было зрелищно. Очень по душе пришлисьпортугальцы. Ну и, конечно, сами хозяева фестиваля быливеликолепны. "Тригон" давно дружит с Людмилой Осиповой,комментатором и ведущим музыкальных программ "МузыкальнаяЕвропа" на радио "Россия" (совместный проект "РадиоРоссии" и Европейского вещательного Союза). Она же - доцентРоссийской Академии музыки имени Гнесиных, преподает напродюсерском факультете музыкальную критику и музыкальноерадиовещание. "Когда группа хотела прорваться на восточныйрынок, нужно было покорить Москву - без этого никак.Завоевывали очень долго, но Москву "взяли", сейчас они тамсвои, у них своя публика. Хотя было трудное время - середина1990-х годов, тогда вообще шла схватка не на жизнь, а насмерть между попсой и джазом. А сейчас в Москве массаджазовых клубов, в которых работают продюсерами все моистуденты. И нам не составит труда устроить небольшой турджазовому коллективу из Кишинева. Многие мировыезнаменитости джаза часто выступают в Москве, у них хорошиегонорары, и это интересно спонсорам".Людмилу Осипову поразило: как можно проводить такойграндиозный этноджазовый фестиваль в городе, стране, где нетни одного джазового клуба. Она не перестает удивляться, гдеАнатолий находит таких уникальных музыкантов, которыеприезжают в Кишинев и не просто играют, но и ломают нашипривычные представления об этнических культурах своих стран.В ответ Анатолий Штефанец заявил, что у него есть оченьхороший камертон - кишиневская публика.А чего нам не хватает для открытия джазовых клубов? Может,не то окружение? "Среда у вас замечательная, - говоритЛюдмила Осипова. - Если бы я родилась в Кишиневе, никогда быотсюда не уехала - просто влюблена в этот город. Мнекажется, что нужно заинтересовать спонсоров. Чтобы втеатре "Михай Эминеску" не просто работало кафе, а вечерамибы там выступали джазмены. В США, например, как? Если тыпару лет не поиграешь в джаз-клубе и год не "покрутишься" нарадио, то утратишь свой имидж, с тобой никто не заключитконтракт. У вас несколько другой менталитет, и спонсорамнужно, чтобы все было сразу и сейчас". Культурная ниша вКишиневе - этноджазовые клубы - "висит" в ожидании уженесколько лет. А может, фестиваль такой славный оттого, чтоотсутствуют клубы? После него, кстати, возникает желаниерегулярно, хотя бы раз в месяц, слушать подобные группы,хотя бы одну. Если без клубов...Наш этноджазовый фестиваль Людмила Осипова без колебанийназвала самым лучшим в Европе. Да-да, именно так. Там бываюточень яркие и интересные музыканты, но один-два коллектива.А здесь всегда - созвездие групп, полноценный этноджазовыйрепертуар. Такой хороший отбор позволяет делать внутренняяцензура, которую, что бы там ни говорили, а сформировалотолько советское время. И тот, кто родом оттуда, за цензурой- в хорошем смысле - как за "каменной стеной". "Мы привезлироссийскую группу, и не случайно она играет японскую музыку:это тоже "этно", но не из первых рук. Мы хотели показать,что Москва не замыкается на самобытности, русской культуре,а она - большой перекресток, где пересекаются абсолютноразные стили и культуры". Это, если можно так сказать,московский этнос.Кстати, в Европе музыканты платят за участие в фестивалях,сами оплачивают дорогу, играют без гонораров. А в Кишиневеправильный фестиваль, все берут на себя организаторы.Сколько фестивалей видела Людмила Александровна -фольклорных, джазовых, этноджазовых, везде все одно и то же,как и здесь - этноджаз. Все стерлось, нет никаких границ.Чистый фолк нигде не звучит - за последние пять лет ей, покрайней мере, не попадался.Организаторы фестиваля - группа "Тригон" и Центринновационных технологий "Atelierul viitorului" - поставилиперед собой глобальную цель: создание единого культурногопространства. И делают для ее достижения все возможное иневозможное. Так, несмотря на ситуацию с Приднестровьем, непрекращают сотрудничество с молодыми музыкантами и учащимисямузыкального колледжа им. Антона Рубинштейна, котороеначалось в 2001 году. В концертах и мастер-классах вТирасполе с 14 по 16 сентября приняли участие российскаягруппа "Silk", украинская "Джаз Атмосфера", грузинская"Шин".Руководитель группы "Тригон" Анатолий Штефанец вспомнил, каквсе начиналось: "В 2002 "Тригон" предложил сделатьтворческий вечер по поводу 10 лет существования группы. Икогда мы решили пригласить на юбилей друзей-музыкантов, скоторыми играли все эти годы, само собой образовался форматфестиваля. Обратились в компанию "Молдселл", которая далаочень внушительную сумму, на которую мы не рассчитывали и неожидали ее получить. С тех пор уже пятый год "Молдселл" -генеральный спонсор нашего фестиваля. В самом началепришлось еще очень много ползать, чтобы других спонсоровнайти. Для организации фестиваля нужны средства по пятикатегориям затрат: визы, дорога, гостиница, питание,гонорары, - и все мы перекрываем. Такого рода фестивальобходится в 40-50 тысяч долларов. В этом году было многопереговоров с такими знаменитостями мирового джаза, какРичард Гальяно, Жан Люк Понти, которые получают от 7 до 15тысяч долларов за концерт. Легендарный Жан Люк Понтисогласился приехать к нам всего за 5 тысяч долларов. Мыпробовали еще снизить уровень его запросов, но пока неудалось. Думаю, что среди любителей джаза еще есть те, ктопомнит об открытиях, сделанных Жаном Люком Понти. И, можетбыть, нам удастся в течение года найти человека, которыйцеленаправленно займется его приглашением на фестиваль".15 сентября завершился международный фестиваль "ПриглашаетМария Биешу", 16 сентября - фестиваль танца, с 14 по 17сентября прошел этноджазовый форум. Такие накладки - уже нередкость в нашей изобильной культурной жизни, а даже -закономерность. Интересно, кто за нее ответственность несет?"Думаю, что эта организационная проблема Министерствакультуры и туризма, - считает Анатолий Штефанец. - И онодолжно, по идее координировать все мероприятия. Министерствомогло бы обязать всех организаторов фестивалей собиратьсявместе и обсуждать все вопросы. Наверное, министру культурыстоит посещать творческие коллективы и общаться с артистами.Может быть, нужно все его окружение заставить интересоватьсятем, что делают наши артисты, где работают, как питаются,есть ли у них инструменты, не пропадают ли они в парижскихметро: Мне очень больно за то, что происходит в нашемМинистерстве культуры: Вот только для того, чтобы тудапопасть, нужен пропуск, и чтобы пойти на прием к министру,нужно потратить очень много сил. Но не будем забывать, чтоМинистерство культуры и туризма дало четыре тысячи леев нанаш фестиваль, обеспечило бесплатные визы".Компания "Винария Пуркарь" взяла на себя обязательство резкоповысить в республике культуру винопития. И тем более немогла пройти мимо такого проекта, как фестиваль этноджаза,который олицетворяет собой часть культуры Молдовы. Теперь"Винария Пуркарь" - постоянный спонсор фестиваля. Впоследнее время фестиваль, как и театральные премьеры,сопровождает кофейный аромат - "R.A.I.V. ESPRESSO" на всемероприятия предоставляет кофе-машину.В прошлом году Европейский вещательный союз попросил всезаписи концертов нашего фестиваля для трансляции по всемевропейским странам. В этом году организаторы получили такуюже заявку. И поэтому перенесли концерты из Органного зала втеатр "Михай Эминеску": качество звука в Органном зале неочень хорошее, и звукооператоры "Радио России" потратилимассу времени, чтобы привести его к минимально допустимомустандарту. Организаторы надеются, что в этом году записьполучиться лучше, и все передачи о концертах "Этноджаз-2006"с успехом пройдут по европейским странам.
0