523

Останется ли пиво без привилегий?

На прошлой неделе Правительство обсудило поправки в Закон опроизводстве и обороте этилового спирта и алкогольнойпродукции (№ 1100-XIV от 30 июня 2000 г.). Проект измененийбыл разработан агропромышленным агентством "Молдова-вин" порешению Парламента, который в марте нынешнего годарассматривал исполнение данного закона и даже указал, надкакими статьями необходимо поработать.Принципиальное нововведение касается области примененияназванного закона. Теперь он, скорее всего, будетраспространяться и на производство и реализацию пива. Какрассказал один из разработчиков дополнений и изменений -начальник Государственной инспекции по надзору надалкогольной продукцией при агентстве "Молдова-вин" АндрейГурин, это - пожелание многих контролирующих органов, т.к.пиво они проверяют как подакцизный и алкогольный продукт(содержание спирта более 1,5%; как правило, - 4,5% и даже5%). Однако в законодательстве о нем почти ничего несказано. Поэтому предложено, чтобы требования кпроизводителям пива были аналогичными тем, которыесуществуют для предприятий, вырабатывающих другуюалкогольную продукцию. Кроме того, торговлю пивом, наверное,тоже поставят в те же рамки, что и вина, коньяки и т.д.,лишив его привилегий в реализации. То есть продавать пиворазрешат только хозяйствующим субъектам, располагающим вкаком бы то ни было качестве торговыми помещениями площадьюне менее 20 кв. метров. Данное требование дополнено общимдля любого спиртного ограничением: "вход которых находитсяне менее чем в 200 м от ближайшей точки границы дошкольногоучреждения и учреждения образования для детей (в случаетеррас и летних кафе будут рассматриваться ближайшие точкиграниц)".Запретить торговлю алкоголем в радиусе 200 м от детсадов ишкол предложила рабочая группа по регламентированиюпредпринимательской деятельности при Министерстве экономикии торговли. В настоящее время эта дистанция составляет неменее 50 м (причем не указывалось, как ее измерять; уторговцев по этому поводу возникали вопросы). И оно не былозакреплено в Законе о производстве и обороте этиловогоспирта и алкогольной продукции. В других странах тожесуществуют подобные ограничения, и даже еще более жесткие.Однако в минэкономики решили, что предложения рабочей группыпо поводу ограничений на реализацию пива (в т. ч. полицензированию этой деятельности) повредят многим торговымточкам. А Экономический совет при премьер-министре вообщесчитает неуместным распространение закона на пиво какалкогольный продукт.Если Парламент утвердит вышеназванные требования, то ихможно будет соблюдать в отношении новых магазинов. А чтоделать уже существующим? Лицензия на право розничнойторговли алкогольными напитками выдается на 5 лет. Те, ктоее получил до вступления в силу изменений в Закон опроизводстве и обороте этилового спирта и алкогольнойпродукции, будут работать до истечения срока действиялицензии в прежних условиях. Затем они должны бытьпересмотрены. По словам Андрея Гурина, нет ничего страшногов том, что кто-то лишится права торговать алкоголем. Вомногих европейских странах спиртное продается лишь вспециализированных магазинах. И помимо этого еще ирегламентируется расстояние между ними.В поправках в закон сделано уточнение относительноалкогольной продукции, находящейся на специализированныхскладах. Она должна быть упакованной. Конкретизациянеобходима, чтобы избежать противоречий, т.к. речь можетидти о наливе. В свою очередь, торговля продукцией наливомрегламентируется постановлением Правительства, которое порангу ниже закона.Из лицензионных условий для производства этилового спирта,алкогольной продукции и пива снимается ограничение пообъемам изготовления. Тем не менее, регламентация поассортименту не утратила своей актуальности, поскольку приполучении лицензии предоставляется прогноз по видампродукции. Когда комиссия, в которую входит и представительГосинспекции по надзору над алкогольной продукцией, выезжаетна предприятие, она проверяет, есть ли у него необходимоеоборудование и нормативно-техническая документация. Кстати,в перспективе планируется отменить заключение техническойэкспертизы, проводимой данной инспекцией и Лицензионнойпалатой, обязав производителя (под свою ответственность)самостоятельно описать весь технологический цикл. Но послеполучения лицензии его проверят соответствующие органы, иесли что-то не соответствует действительности, лицензиябудет отозвана. А ее бывший владелец будет наказан штрафомпо примеру других стран.Перечень запретов дополнился двумя новыми пунктами.Запрещается производство и оборот фальсифицированныхэтилового спирта и алкогольной продукции. Получается, до сихпор контрафакт был легальным. Также запрещаетсяиспользование оборотной бутылки для розлива алкогольнойпродукции. Интересно, что, когда в октябре 2000 г. вступил всилу Закон о производстве и обороте этилового спирта иалкогольной продукции, в нем содержался запрет оборотнойтары. Однако спустя три месяца это положение было отменено(не по инициативе алкогольной инспекции). Мотивировка былатакова: в Молдове население бедное, а новая бутылка приведетк удорожанию алкогольной продукции, делая ее менеедоступной. Но вино - скоропортящийся продукт, у которогоиз-за нестерильной бутылки могут возникнуть проблемы состабильностью во время гарантийного срока. Поэтому виноделыне шли на это. Фактически оборотную тару можно былоиспользовать только для розлива водки и недорогихслабоалкогольных напитков."Кроме того, наша система взимания акцизов стимулируетпроизводство не высококачественной, а дешевой алкогольнойпродукции, - говорит Андрей Андреевич. - Во всемцивилизованном мире акцизы рассчитывают в зависимости отсодержания абсолютного алкоголя в напитке, а не от егосебестоимости, как это делается в Молдове. Например, вЕвросоюзе с 1 июля введен акциз в размере 700 евро за 1гектолитр абсолютного алкоголя. В нашем случае получаетсяпарадокс: чем дешевле продукция, тем меньше акциз. Авысококачественный продукт, себестоимость которого и таквысока, становится еще менее доступным из-за высокогоакциза".В законопроекте расширен список нарушений, которые могутслужить основанием для аннулирования лицензии. Если приемкаалкогольной продукции осуществлена не черезспециализированный склад или от производителя (были случаи,когда физические лица сдавали на реализацию в торговые точкизаводское бутылированное вино, не имея на это права). Вслучае несоответствующего технологического учета в процессепроизводства и/или реализации этилового спирта и алкогольнойпродукции. И если обнаружен несоответствующий ежедневныйкомпьютеризированный учет алкоголя на основе данных средствизмерения и контроля, легализованных и поверенных вустановленном порядке.В новой редакции Закона о винограде и вине такие требованияесть. В Законе о производстве и обороте этилового спирта иалкогольной продукции это продублировано, т.к. область егоприменения шире. Чтобы проконтролировать соблюдениетехнологического процесса, необходима регистрация некоторыхпараметров на определенных этапах производства, учет сырья иготовой продукции. Для этого есть специальные регистры поучету винограда, спирта, сахара, что тоже закреплено вЗаконе о винограде и вине. Они должны были вестись напредприятиях и раньше, согласно приказу минсельхоза. Теперьих статус повысили. Форму журналов ежедневного учетаразработало и согласовало с другими контролирующимиорганами агентство "Молдова-вин". Для исключения ведениядвойной бухгалтерии их выдают прошитыми, проштампованными,пронумерованными и под роспись.Чтобы исключить посредников в экспорте этилового спирта иалкогольной продукции, сделано одно небольшое изменение:внешняя торговля может осуществляться непосредственнопроизводителем (было - от производителя) или соспециализированных складов. Получается, что спиртное наливомможет продавать только его изготовитель. До сих пориспользовали много посреднических вариантов. Наиболеераспространенный: обладатель лицензии на право оптовойторговли авансирует виноградарей под будущий виноград, сдаетего на переработку на завод, получает вино, затем продает.Для движения продукции наливом нужен особый контроль.Поэтому появилось еще одно дополнение: регламентацияэкспорта наливом виноматериалов, винного дистиллятаневыдержанного и выдержанного и дивинов осуществляетсяПравительством.По мнению Гурина, необходимо разработать положение обэкспорте наливом. Может быть, в неблагоприятные годы, когдане хватает сырья для отечественных предприятий, его стоитпридержать. Последнее изменение сделано в целях болееоперативного принятия решений по реализации продукцииналивом. Изменения в закон вносятся и полгода, и год, априказа агентства "Молдова-вин" недостаточно, т.к. его можноопротестовать, если оно не соответствует закону.
0