573

"ЗАКОН НА БУДУЩЕЕ"

Именно так охарактеризовали специалисты корпоративных объединений Закон "Об организации и функционировании рынков сельскохозяйственной и агропродовольственной продукции", официально опубликованный на прошлой неделе. Его футуристическая направленность состоит не только в том, что закон вступит в силу через шесть месяцев, а отдельные пункты - с 1 января 2008 года. Главное, что условия для "организованного функционирования" большинства агропродовольственных рынков в Молдове, увы, еще не сложились.Поэтому, как утверждает вице-председатель Союза ассоциаций сельхозпроизводителей "УниАгроПротект" Александр Слусарь, специалисты этой организации, принимавшие участие в законотворческом процессе, постарались смягчить обязывающие нормы закона, придать им рекомендательный характер, чтобы закон стал концепцией - по сути. Представители считают, что этот документ описывает перспективную модель координации агропродовольственных рынков, когда к этому в РМ появятся предпосылки.Закон четко разделяется на две смысловые части: описание институциональных органов регулирования рынков и перечисление механизмов регулирования рынков.Вершиной "пирамиды" служит Министерство сельского хозяйства и пищевой промышленности. Оно разрабатывает рыночную аграрную стратегию/политику, обеспечивает реализацию правовых норм и специальных регламентов. Все это министерство осуществляет в сотрудничестве с новыми социальными партнерами - советами по товарным линиям. Согласно закону, товарная линия - это "система функциональных отношений, связывающая сельскохозяйственных производителей, хранителей, распределителей, реализаторов и других поставщиков услуг и/или товарные биржи". А совет по товару "представляет собой организационную структуру на общенациональном уровне, не являющуюся юридическим лицом, состоящую из представителей межпрофессиональных организаций по товару или группе товаров и представителей Министерства сельского хозяйства и пищевой промышленности, Министерства финансов, Министерства экономики и торговли, Национального агентства по защите конкуренции и, при необходимости, других органов и учреждений центрального публичного управления". Задачи совета уместились в восемь пунктов. Если перечислять в телеграфном стиле - это "стимулирование", "продвижение", "развитие", "изучение рынка", "информирование", "предложение законодательных мер", "мониторинг итогов" и пр. Толкование каждого из них, наверно, могло бы занять объемистую брошюру, но закон тяготеет к конкретике. К примеру, изучение рынка - это спрос и предложение на основные виды сельскохозяйственной и агропродовольственной продукции, ежегодное определение производственного потенциала, расчет стоимости и цен товаров. Их видовое разнообразие обширно, закон трактует понятие цены "внутрирыночной", "индикативной", "интервенционной" и "справочной". Совет определяет размер последней из них, на 13 категорий товаров: зерновые, масличные, сахарная свекла, сахар и т.д. Положения о ценах, ежегодном производственном плане по основным сельхозкультурам и видам животных, консультациях по проектам профильных нормативных актов содержатся в соглашениях, которые заключает совет по товару с минсельхозом. Эти соглашения должны быть официально опубликованы, а министерство - отслеживать их реализацию. В случае несоблюдения одной из межпрофессиональных организаций условий соглашений, ее представительство в совете по товару прекращается. Межпрофессиональные организации по товарам - явление настолько нехарактерное для РМ, что авторы закона, как утверждают сведущие лица, изначально посвятили ему отдельный законопроект. Но в итоге он стал базой для восьми статей синтезного закона. Принятый документ определяет такую организацию как "публичное юридическое лицо частного права профессионального характера с правовым статусом некоммерческой ассоциации". Создается такая структура путем "объединения профессиональных организаций в линии производства, переработки, перевозки, хранения, распределения и реализации агропродовольственной продукции". Это значит, что на данный момент ни одно из действующих формирований не способно в полной мере соответствовать категории "межпрофессиональной". Вплотную к ней по совокупности признаков примыкают такие структуры, как, например, Союз сахаропроизводителей (его полноправным членом помимо сахарных компаний является и снабженческая фирма). Но в союз не входят свекловоды - одно из важнейших звеньев цепочки-линии. Кроме того, одним из условий создания межпрофессиональных организаций закон устанавливает такие расплывчатые критерии, как "минимум представительства", который составляет "значительную часть производства" и т.п. Оценивает степень соответствия претендента на статус межпрофессиональной организации минсельхоз, положительное заключение министерства, очевидно, является одним из важнейших оснований для регистрации объединения.Это положение закона уже вызвало нарекания. Ведь теоретически может так случиться, что в рамках какой-то отрасли АПК одна часть сельскохозяйственных, снабженческих и перерабатывающих предприятий сформирует одну инициативную группу, вторая - другую и т.д. И, опять таки теоретически, специалисты минсельхоза могут решить, что всем критериям межпрофессиональной организации соответствует лишь одна (или две, но не все) из таких групп. В результате, можно будет ситуацию квалифицировать, как целенаправленный выбор министерством наиболее удобных социальных партнеров для организации того или иного рынка. А неудобные не получат - или утратят впоследствии (здесь следует вспомнить возможность исключения межпрофессиональной организации из совета по товару) одну из возможностей повлиять на нормотворческий процесс. А такая необходимость, например, у операторов свеклосахарного комплекса, вскоре появится. 1 января 2008 года прекращается действие режима "сэйв гард" - специальной защитной пошлины на импорт сахара в Молдову. Какие рамочные условия функционирования отрасли будут созданы после этого - вопрос конкуренции и соотношения интересов групп операторов комплекса. То есть вопрос доступа на площадку, где будет разворачиваться профессиональная дискуссия. Одна из таких площадок - советы по товару - уже обустроена законодательно. Впрочем, одна, но не единственная.Александр Слусарь полагает, что создание межпрофессиональных организаций и советов по товарам не способно подорвать социальную базу союза "УниАгроПротект". Напротив, создание по сути отраслевых объединений агропромышленного сектора избавляет союз от необходимости распылять усилия на частные вопросы, но создает возможность полностью сконцентрироваться на решении крупных проблем сельского хозяйства - субсидирование, налоговая политика и т.п. Вместе с тем, специалисты союза отмечают, что и субсидирование, и дифференциальная тарификация сегодня применяется по отраслевому принципу, даже в отношении отдельных товаров. Следовательно, вполне понятна обеспокоенность товаропроизводителей позиционированием межпрофессиональных организаций и советов по товарам."Подобные структуры существуют и в странах Евросоюза, США, Канаде, это обычная и достаточно эффективная практика, - утверждает Виктор Мороз, доктор экономики, сотрудник Международной академии сельскохозяйственного развития. - Однако в данной связи стоит отметить, что во многих западных государствах министерства/департаменты сельского хозяйства имеют характер сервисных структур. То есть они существуют для своих клиентов - фермеров, переработчиков и т.д. В Молдове минсельхоз по традиции концентрируется на регуляторных и даже управленческих функциях".По словам Александра Косова, спикера правления АО "Зюдцукер Молдова", в Евросоюзе корпоративные организации операторов свеклосахарного комплекса тоже тесно сотрудничают с правительственными и межгосударственными структурами в вопросах ценообразования. Однако принимаемые обязательства имеют двусторонний характер. К примеру, если власти, стремясь поддержать фермеров, рекомендуют переработчикам повысить цены на свеклу и такое решение принимается, то власти же обеспечивают сахароварам сбыт определенного количества (квоты) продукции по гарантированным ценам - не ниже уровня рентабельности. В Молдове госструктуры обычно добиваются повышения закупочных цен на свеклу без привязки к ценовой динамике рынка сахара. В этой связи перспективы гармоничной работы профильного совета по товару - если его удастся сформировать - далеко не гарантированы.
0