574

ИНОСТРАННЫМ ТОРГОВЫМ СЕТЯМ СТАНОВИТСЯ ТЕСНО В РОССИЙСКИХ ГОРОДАХ-МИЛЛИОННИКАХ

Россия быстрыми темпами превращается в классическое обществопотребления. Рынок розничной торговли, начиная с 2000 года,стал самым быстроразвивающимся в России. За первые полгода2006 года он уже увеличился на 12% по сравнению саналогичным периодом прошлого года. Впрочем, в этом нетничего удивительного. Ежегодно объемы розничной торговли вРоссии возрастают на 10-15%, заметно опережая приростпромышленного производства. Если же говорить исключительно оприросте сетевой торговли, то окажется, что ее показателивыглядят еще весомей - в прошлом году объемы торговли всупермаркетах выросли на 25%.Скорее всего, 2006 год не станет исключением. Рост розничнойторговли продолжится, тем более что в нынешнем году рынокорганизованной розничной торговли перешагнул границымегаполисов и устремился в глубинку. В этом году сразунесколько торговых сетей объявило о выходе на региональныерынки. Немецкий холдинг Metro group AG намерен до концагода к своей существующей торговой сети из 23 магазиновMetro и 3 Real добавить еще девять филиалов. Причем, шестьиз них появятся в провинции.По словам председателя совета директоров Ханса-ЙоахимаКёрбера, холдинг стремится присутствовать во всех регионахРоссии - на западе, юге, а в этом году начинает осваивать ивосточные регионы. А российский холдинг "Марта" расширилсвою региональную сеть из 40 супермаркетов в 11 регионахРоссии за счет приобретения крупнейшего торгового центраКрасноярска. Любопытно, что холдинг "Марта" осуществляетсвою восточную экспансию не в одиночестве, а всотрудничестве с немецкой компанией Rewe.Уже сейчас российский рынок осваивается не только торговымипредприятиями с немецкими корнями. На сегодняшний день наорганизованном российском розничном рынке есть свои лидеры:"Пятерочка", немецкая Metro, турецкий "Рамстор","Перекресток", "Седьмой континент", "Копейка", французскийAuchan, а также магазины товаров для дома и сада - немецкаяOBI и шведская IKEA. Эти торговые сети задают тон развитиювсего российского розничного рынка. Кроме того, ожидаетсяпоявление в России еще двух крупнейших мировых торговыхсетей - французской корпорации Carrefour и транснациональнойкомпании Wal-Mart.Впрочем, не только возросший уровень жизни россиянподстегивает предпринимателей к открытию своего бизнеса впровинции. По прогнозам аналитиков уже в среднесрочнойперспективе Россия войдет в пятерку самых крупных потоварообороту рынков мира. Поэтому многие известные на этомрынке игроки торопятся обосноваться в России.Любопытно, что теперь в сферу внимания розничных сетейначали попадать города с населением 300-700 тыс. человек.Metro, "Рамстор" и "Пятерочка" активно открываются вроссийских областных центрах. Еще два года назад трудно былосебе представить появление современного супермаркета в такихнаселенных пунктах. Супермаркеты открывались лишь в городах-миллионниках. Однако сегодня специалисты уверены, что и вболее мелких городах у россиян достаточная покупательнаяспособность, чтобы такой магазин приносил своим хозяевамвысокую прибыль. И это не удивительно. Среднедушевой доход вроссийской провинции вырос с 1992 года в 20 раз и сегоднядостигает 300$ - суммы, достаточной для развития розничныхпродовольственных сетей.При этом, похоже, города помельче не остаются в стороне от"нашествия" современных супермаркетов. Сети супермаркетов"Копейка" и "Перекресток" активно осваивают города снаселением до 50 тыс. человек. К примеру, ТД "Копейка" до2008 года планирует открыть в Калужской области 17супермаркетов, а в Подмосковье - около 100. А "Перекресток"открыл первый магазин в Нижегородской области в городе, гдепроживает около 45 тыс. жителей.Надо сказать, что наметившаяся тенденция по уходуорганизованной розничной торговли в провинцию вовсе неозначает, что торговля в крупных городах перестает приноситьдоход. В планах практически всех крупных сетей - развитиесвоего присутствия в городах-миллионниках. Однако огромноеколичество претендентов на открытие магазинов резкоуменьшает количество хороших площадей, а значит, возможнаяприбыль существенно снижается. Более того, в некоторыхгородах, таких как Москва и Казань, вообще наметиласьтенденция к переизбытку сетевых магазинов. В провинции покатаких проблем нет.
0