613

РЕКОРДЫ ТУРИСТИЧЕСКОГО РЫНКА

Летний туристический сезон подходит к концу, но основноенаправление - туры в Анталию - молдавские операторы закроюттолько 14 октября. Оставшийся месяц "бархатного сезона"ситуацию кардинально вряд ли изменит: основные анталийскиесборы пришлись на летние месяцы. Несмотря на ряд тревожныхсобытий, произошедших в Турции, число молдавских туристов,посетивших анталийские курорты, приближается к 14 тыс. Потокрекордный, однако от нынешнего сезона ожидали большего.В прошлом году спрос на туры в Анталию в разы превзошеложидания турбизнеса, потому как рекламные войны начались ещев апреле. Год назад правом на выполнение регулярныхчартерных рейсов по традиции пользовалась авиакомпания "АирМолдова". Она же отдала эксклюзив на продажу билетов своемудочернему предприятию - "Скай Альянс". Доступ кблок-местам в самолете получили все желающие туроператоры.Мелкие фирмы ринулись закупать свои квоты, не задумываяськак их заполнить. При общем ажиотаже цены на авиабилеты былизанижены до 205 евро. Никто из новичков не учитывал, что встоимость нужно закладывать возможный процент недозагруза (аэто около 25%). В результате компании, бросившие все своиактивы на это направление, оказались без прибыли в концесезона.Порядка 75% туристических потоков в Анталию формируютнесколько туроператоров: "Солей Туризм", "Холидей Сервис","Токо Тур", "Трансенка-Тур", "Робинзон". В этом годукомпании объединились и вышли с предложением к "Аир Молдова"передать им право заниматься чартером под свою программу.Одновременно за получение эксклюзива в борьбу вступили "СкайАльянс" и турецкая компания, имя которой не разглашается.Приход на рынок турецких операторов всегда приводит кодному: к переделу рынка в пользу последних. Так произошло вМоскве и Киеве, где турецкие компании практическимонополизировали анталийское направление. Открытие фирм наместах и аренда самолетов под чартеры - только пол дела:такие компании владеют сетью гостиниц и, поддерживаемыемощным финансовым капиталом, легко добиваются лидерства нарынках СНГ.Турецкая фирма, намеревающаяся развить деятельность вМолдове, в прошлом году работала в Львове. Наш рынок еймалознаком, поэтому, в случае получения эксклюзива от "АирМолдова", турки планировали выполнить лишь 30 чартерныхрейсов за летний сезон. Группа молдавских операторов вышла спредложением о заказе чартера на 67 рейсов и тем самымконкурс выиграла. Чартерные риски взяли на себя лидерырынка, а также еще порядка 15 туроператоров. Координаторомчартерной программы стала компания "Солей Туризм". "СкайАльянс" (пакетом акций которого владеет уже минэкономики),потеряв все приоритеты по чартеру, остался в рядовых, лишь сквотой пассажирских мест.Некоторые операторы утверждают, что в нынешнем сезоне ценына авиаперелет в Анталию необоснованно подорожали, врезультате, порядка 20% молдавских туристов обслужилиодесские туроператоры. Держатели чартера отметили, чтостоимость билетов выросла на 10%, тем самым цены быливыравнены с учетом рисков по недозагрузам и повышениястоимости на топливо. По анталийскому направлению маржатуроператоров весьма скромная - она составляет максимум$35-45 с турпакета при цене в $1 тыс. Есть тенденции к ееснижению: московский и киевский рынок с каждого туристазарабатывает порядка $20-25. Наиболее успешные фирмы едвадостигают планки в $30. Поэтому предлагать билеты на чартерпо прошлогодним тарифам молдавские компании посчиталинецелесообразным.В этом году рисков у туроператоров было больше. Сезонначался одновременно с появлением в Турции птичьего гриппа.Молдавские туристы от туров в Анталию не отказывались, нопросили солидных скидок. Птичий грипп, сорвавший горнолыжныйсезон, вынудил турецких хотельеров снизить цены зимой до50%. Понеся убытки, турки к началу летнего сезона отпредоставления каких-либо скидок отказались. Сериявзрывов, прогремевших в Мармарисе и Анталии, на понижениетакже не сыграла: цены снизились лишь в нескольких отелях,но не более чем на 5%. Молдавских операторов лихорадило лишьв течение недели, когда они потеряли около 15 тыс. евро.Порядка 70% продаж в этом году составили пакеты спроживанием в гостиницах "пяти звезд". Наряду с Белеком,Кемером и Аланьей неожиданно в лидеры сезона вырвалась новаякурортная местность - Лара. Пару лет назад там было всегодва отеля, сегодня их уже двенадцать. На последней выставкехотельеры Лары предложили гостиничные номера по реальнойстоимости. Тем самым и привлекли к себе вниманиетуроператоров из СНГ.Еще одна особенность сезона - вспыхнувший интерес молдавскихтуристов к курортам Болгарии. Они отвоевали у анталийскогонаправления сегмент отелей трех-четырех звезд. Однако,заново открытые отдыхающими болгарские курорты в будущемгоду могут оказаться труднодоступными: с 1 января Болгариястанет членом Евросоюза.Эти и другие проблемы обсудили во вторник на встречепредставители турбизнеса с министром культуры и туризмаАртуром Козма. По словам председателя Национальнойассоциации турагентств Молдовы Николая Платона, в республикезарегистрировано 211 туристических фирм, продажи которых впрошлом году составили 228 млн леев. Из этого объема порядка75% приходится на долю 40 компаний. Их руководство и прибылона встречу с министром.Туроператоры осознают, что туристы вскоре потеряют интерес кАнталии. Нужна альтернатива. В качестве таковой называютЕгипет, Черногорию и Хорватию. Но здесь существуют визовыепрепоны. Визы в Египет выдает консульство, расположенное вКиеве, при этом документы потенциального туристарассматриваются в течение 45 дней. Также Египет не принимаетмолдавских женщин в возрасте до 35 лет.Туры в Черногорию оказались прибыльными еще в 2001 году, ноиз-за введения виз, которые теперь выдаются в Киеве иБухаресте, туристический поток иссяк. Представителиминкульта и туризма при посещении Черногории обсудили этивопросы с местными властями, поэтому есть надежда, что в2007 году нашим туристам будут открывать визы по прибытии встрану. Несколько молдавских туроператоров уже исследуют этонаправление и к лету намерены открыть чартер в Черногорию. ВХорватию наших туристов отправляют фирмы, аккредитованные вБухаресте. Визы открывают там же в течение 7-12 дней, однакоиз-за этих дополнительных расходов желающих крайне мало.В прошлом году рынок предложил, казалось бы, перспективноенаправление - Тунис. Была договоренность с украинскимидержателями чартера, самолет которых приземлялся в Кишиневеи забирал наших туристов. Но на фоне анталийского бума турыв Тунис сверхпопулярными не стали. В нынешнем сезонеоператоры не рискнули заключать контракты на получениежесткого блока мест. Поэтому молдавские туристы пользовалисьуслугами одесских, киевских и бухарестских агентств. В этомгоду молдавские операторы ушли от рисков, связанных стунистским направлением. Но в будущем сезоне туры в Тунис,скорее всего, возродятся.Украинское направление в организованном туризме до сих порчислится в аутсайдерах. Но известно, что турецкие бизнесменыиз Анталии намерены вложить в курортную инфраструктуруОдессы и Крыма порядка $15 млрд. Таким образом, если мы всеже пресытимся Анталией, она все равно окажется под боком.
0