582

ПАРТНЕРЫ ГОВОРЯТ НА РАЗНЫХ ЯЗЫКАХ

В прошлую пятницу заседание трехсторонней комиссии -Правительство, Патронат, Профсоюзы - прошло на вполне"законных" основаниях. Буквально накануне вступил в действиезакон "Об организации деятельности Национальной комиссии поколлективным переговорам на национальном и местном уровнях".Бессменно председательствующий вице-премьер Валериан Кристянапомнил присутствующим о новом статусе, об обновлениисостава, и о том, что формат работы Национальной комиссиипредполагает ежемесячные заседания. Нынешнее - посленедолгого перерыва - было посвящено традиционному осеннемусобытию: утверждению социальными партнерами трех бюджетов.Правительство хорошо подготовилось. Ради этой нелегкой, судяпо прежнему опыту, задачи были приглашены все министры,профи из минфина, Нацкассы социального страхования иНацкомпании медицинского страхования. Возглавить командуПравительства пригласили первого вице-премьера ЗинаидуГречаную. Как оказалось, не зря: на стадии дискуссииосновным ответчиком и распорядителем государственныхинтересов выступила вице-премьер, умеющая отражать неудобные для исполнительной власти вопросы. Хотя иногдасоздавалось впечатление, что партнеры говорят на разныхязыках.Министр экономики и торговли Валериу Лазэр перед началом"обмена мнениями" решил поделиться собственным видениемзаложенных в бюджет макроэкономических показателей наследующий год. То, что минэкономики существенно изменилопрогноз, стало большой провокацией для всех и, преждевсего - для разработчиков финансовых документов страны,признался министр. Рост ВВП всего на 4% означает для бюджетапотерю 3 млрд леев. Но мы вынуждены были пойти на это, чтобыне искажать действительность. И дальше Валериу Лазэрнарисовал пугающую картину "развития молдавской экономики",назвав идущие в ней процессы "глобальным дисбалансом".Впрочем, ничего нового не прозвучало - это и промышленныйспад, потянувший за собой показатели грузоперевозок и другиеиндикаторы, и проблемы энергозависимости, так некстатисовпавшие с потерей рынков сбыта, инфляцией и ухудшениемторгового баланса, а также самым чувствительным за все времядля экономики дефицитом текущего счета. "Структурныедиспропорции экономики в целом никогда не были стольсущественными, как сейчас. Спасти нас может толькостабилизация цен на энергоносители и дополнительныеналоговые стимулы для инвесторов. В октябре мы еще разпересмотрим прогнозные показатели, но на радикальноеизменение ситуации вряд ли стоит надеяться", - подлил маслав огонь министр экономики и торговли. Тем не менее, этипессимистические настроения не охладили пыл партнеров.Со стороны профсоюзных деятелей прозвучало предложениезаслушивать сообщения ответственных лиц о ходе выполнениябюджетов не реже одного раза в месяц, чтобы социальныепартнеры держали руку на пульсе исполнительной власти встоль сложный для страны период. Ведь как получается:говорим одно, пишем - другое, а делаем совсем третье. Так,предусмотренные в Плане среднесрочных расходов средства наиндексацию зарплат приобрели в бюджете совсем иной облик.Хотя и считается, что основная бюджетная нагрузка связанаименно с обновлением законодательства в области заработныхплат. Реальная зарплата бюджетников, по мнению профсоюзов,даже снизилась на 3%, не поспевая за инфляцией. Апредусмотренные в нынешнем бюджетном году компенсациимолодым специалистам не дали никакого эффекта. Толькораспыляем деньги налогоплательщиков - нужны другие масштабыиндексации и долгосрочного стимулирования и для учителей, идля медицинских работников. Сомнения по поводу правильностирасчетных показателей бюджетов не раз посещали иработодателей. Собственно говоря, основная часть дискуссиибыла посвящена "роли раскрепощения фонда оплаты труда всобираемости бюджетных средств". Нельзя не замечать того,что существующая система налогообложения начинает "серьезноболеть". И никакой макияж тут не поможет. Новый подход кналогообложению заключается в том, чтобы уменьшить налоговоебремя, увеличив при этом налогооблагаемую базу. "Пустьдоходы бюджетов растут, но не за счет экспроприации, -заявил представитель работодателей Игорь Крапивка. - Набизнес-форуме мы выработали общие принципы оптимальногоналогообложения: системность, стабильность, посильность. Да,надо говорить о легализации фонда оплаты труда. Но вситуации, когда социальные налоги избыточны, а у предприятийотчуждаются необходимые экономике средства, теневой секторбудет и далее процветать, а бюджет - недобиратьнеобходимое". В подтверждение своих слов Игорь Крапивкаиспользовал только что прозвучавшие доводы министра финансовоб исполнении госбюджета за 9 месяцев нынешнего года.Госбюджет исполнен на 125%, бюджет медицинского страхованияна 128%, бюджет соцстраха за полугодие - на 127%. Начиная с2004 г. фискальные доходы увеличились почти в два раза.Откуда такие темпы, если экономика растет весьма скромно, абудет - еще скромнее? Надо дать экономике спокойновздохнуть, защитить внутренние инвестиции, поставить ростзарплаты в зависимость от производительности труда. Нельзяподходить одинаково к повышению зарплат в бюджетной сфере ив экономике в целом, выразил позицию работодателей ИгорьКрапивка и, взяв слово, еще раз с трибуны продекларировалэкономическую программу Конфедерации патроната (см. ТОЧКА ЗРЕНИЯ).Лучше бы он этого не делал! Зинаида Гречаная возразила, чтоцель комиссии сейчас - не обсуждать налоговую политику,которая уже принята Парламентом, что все расчеты бюджетов -правильны, без лишних обещаний. И формально она была права -уж в чем-чем, а в умении "сводить концы с концами" упрекнутьфинансистов нельзя. Большинство предложений по оптимизацииналогообложения, по признанию самих работодателей,наталкиваются на глухую стену. Причем, объясняется этопросто - они неминуемо повлекут за собой радикальную реформусуществующей системы сбора бюджетных доходов. А с этимтрудно смириться. Поэтому исполнительная власть даже неутруждает себя вдаваться в теоретические споры, на корнюотвергая видение "реалистичных" для работодателей принциповсбора налогов. Ее в чем-то поддерживают профсоюзы. Кпримеру, 1-ый заместитель председателя конфедерациисвободных профсоюзов "Солидаритатя" Олег Будза напомнилпартнерам, что аналогичное снижение и унификация социальныхвыплат в России не привели к "высветлению" теневыхзарплат, как того ожидалось. Правда, он забыл упомянуть, чтопри этом минимальный размер оплаты труда в России, так же,как у нас, существенно отстает от прожиточного минимума, чтодает работодателям законное право скрывать часть фондаоплаты труда.Министр экономики и торговли Валериу Лазэр на этот счет былнеумолим, выступив оппонентом Игоря Крапивки. "Теоретическиеспоры не для нас, - считает министр. - Сугубо экономическиекритерии повышения оплаты труда работают только в развитыхстранах, где ФОТ составляет 60-70% в структурепредпринимательских расходов. Мы, к тому же, теряемэкономически активное население. Так что не надо излишнетеоретизировать проблему - я хорошо изучил теорию и знаю,где раки зимуют. Вы сами сделали нам подарок, когда комиссияобсуждала по инициативе профсоюзов теневые зарплаты, назвавистинные масштабы нелегальных заработков"."Бои местного значения" шли не так активно. Зинаида Гречаная(уже в качестве председателя административного совета НКСС)доказывала работодателям, что Парламент вынужден будетодобрить проект бюджета социального страхования, несмотря наего дефицит около 120 млн леев в связи с удорожаниембольничных выплат, из которых около 100 млн леев не имеютресурсов для покрытия.Руководитель Национальной компании медицинского страхованияГеорге Руссу не побоялся взять огонь на себя, объявив что"временный мораторий на тарифы медицинского страхования,длившийся три года подряд, закончен. Норма отчислений вЕвропе - в среднем 13,5%. Учитывая сдвиг в налоговыхобязательствах в целом по экономике в сторону послабления,мы решили увеличить со следующего года тарифы взносов на 1%(по 0,5% с каждой стороны). При этом вырастут расходы навысокотехнологичные медицинские услуги, наспециализированную помощь нуждающимся в уходе на дому".Георге Руссу не полез за словом в карман и когда ИгорьКрапивка решил поинтересоваться, есть ли у компании"аргументированная система мониторинга, или независимаяоценка качества медицинских услуг"? Председатель НКМСответил, что компания сама проводит аудит. А запланированныйрост взносов на 70 млн леев - не та сумма дляработодателей, по сравнению с 1,2 млрд леев государственныхтрансфертов на медицину, чтобы так волноваться. А ростадминистративных расходов НКМС на 35% - это нерасточительство. "Просто в этом году мы запустилиэлектронную систему учета, закупили серверы и программноеобеспечение, что обошлось в круглую сумму. Амортизациячеловека дороже амортизации станка!", - напомнилприсутствующим Георге Руссу.
0