609

КАКИМ ВИДИТСЯ "МЕГАРЕГУЛЯТОР" УЧАСТНИКАМ РЫНКА

Месяц назад Правительство утвердило проект закона,предусматривающего создание "мегарегулятора" финансового(небанковского) рынка. Как ожидается, Парламент утвердитзаконопроект не позднее начала будущего года. Какие задачипредставляются главными и первоочередными для создаваемогооргана? Такой вопрос мы задали представителям компаний иучреждений, которые действуют или тесно связаны снебанковским финансовым сектором.Наибольшие ожидания инноваций прозвучали в ответахпредставителей страховых компаний. Страховщиков волнуетвопрос о принятии нового закона "О страховании". В конце маяПравительство одобрило проект такого закона, который взначительной степени отличается от первоначального варианта,разработанного еще два года назад. Сейчас проект законанаходится уже в Парламенте и представители страховогобизнеса рассчитывают, что он поможет вывести отрасль изсостояния известной стагнации, или, мягче говоря, отставанияот уровня развития банковского сектора. Попутно заметим, чтоНациональная комиссия по ценным бумагам, которая должнастать ядром будущего "мегарегулятора", совместно с другимигосорганами активно работает и над подготовкой проектанового закона "О сберегательно-заемных ассоциациях"(которых, кстати сказать, в Молдове насчитывается уже более530).Мы уже отмечалось в предыдущих публикациях "ЛП" (см. № 20 и№ 28), что идея создания "мегарегулятора финансового рынка"не нова. В мире насчитывается что-то около сорока стран, гдеподобные органы существуют. Но если в экономически развитыхстранах "мегарегуляторы" создавались с целью упорядочениядеятельности большого числа различных учреждений,занимающихся оказанием финансовых услуг, то в нашей странеидея его создания продиктована не столько потребностью вупорядочивании действий и созданием надлежащего надзора,сколько в координации действий по развитию финансового рынкаво всем его многообразии. И в этом, как считают опрошенныенами эксперты, состоит специфика деятельности подобногооргана в Молдове."Создание единой структуры, которая курировала бы развитиенебанковского финансового рынка, должна иметь положительныйэффект, - считает заместитель председателя "MAIB" ипредседатель совета Фондовой биржи Молдовы Сергей Чеботарь.- В этой сфере давно назрела потребность в проведении единойи целенаправленной политики. Мы имеем пример Национальногобанка Молдовы, который обладает авторитетом и несетответственность за принимаемые решения по развитиюбанковской сферы, хочется думать, что новый орган будетстоль же эффективен. Мы рассчитываем, что объединение в"мегарегулятор" существующих профильных государственныхорганов позволит намного скорее решать назревшие вопросы надолжном уровне. В ближайшее время Национальная комиссия поценным бумагам должна закончить подготовку и представитьна утверждение целый ряд поправок в законы об акционерныхобществах, о рынке ценных бумаг, о фондовой бирже. Мырассчитываем, что подготавливаемые сегодня изменения взаконодательство значительно либерализуют деятельность вэтой сфере. Но понадобиться еще большая работа посовершенствованию подзаконных нормативных актов и подготовкеновых предложений по развитию законодательства в финансовойсфере", - считает Сергей Чеботарь."Фондовый рынок Молдовы нуждается в развитии новых для негоинструментов. Думаю, что одной из главных задач"мегарегулятора" должна стать разработка инструкций поприменению различных финансовых дериватов. К сожалению, впредыдущие пару лет мы скорее сталкивались с фактами, когдаНКЦБ, не обладающая достаточной независимостью,предпринимала шаги затрудняющие развитие рынка капитала. Этокасается и выпуска корпоративных облигаций, и осуществленияопераций на фондовом рынке, и многих других вопросов, -говорит Натан Гарштя, директор агентства "Estimator VM". -Перед "мегарегулятором" стоит титаническая задача поразгребанию преград на пути развития финансовых рынков".Только с реальным внедрением современных подходов со стороныгосударства к функционированию финансовых рынков в нашейстране можно будет говорить о каком-то прорыве в решениизадач по привлечению в экономику финансовых средств изпотенциальных, но практически не используемых сегодняисточников. Это замечание касается, как привлечениясредств из источников внутри страны, так и из-за рубежа,считают опрошенные нами эксперты. Они отмечают, чтоэкстенсивные резервы для роста нашей экономики практическиисчерпаны. И сейчас темпы развития зависят от преобразованийна институциональном уровне, когда политические декларации оприверженности "европейским образцам" со стороныгосударства, соответствует реальным изменениям на практике.Кстати, что касается передачи "европейского опыта", отметим,что у инициаторов создания "мегарегулятора" недавно появилсяопытный консультант. На прошлой неделе в Кишиневе работалиспециалисты из голландского отделения международнойаудиторско-консультационной компании "Эрнст и Янг", успевшиепообщаться не только с чиновниками, но и с довольно широкимкругом финансовых компаний. Их обзорный доклад по итогамизучения небанковского финансового сектора Молдовы ирекомендации по его реформированию под эгидой"мегарегулятора" должны быть готовы уже в октябре.Представители финансового рынка, помимо вопросов о влияниигосударственных органов на возможности развития экономики,неоднократно затрагивали и тему "роли личности в проведенииреформ". У нас не принято, во всяком случае публично,говорить об этой стороне вопроса. Но сейчас наши экспертыотмечали, что им импонирует то, как взялся за дело новыйпредседатель НКЦБ и потенциальный глава будущего"мегарегулятора" Думитру Урсу. "У него безупречное реноме вбанковском секторе. Он отнюдь не старый человек. Неангажирован какими-либо политическими партиями иобособленными бизнес-сообществами. Но в условиях Молдовы вэтом одновременно и потенциал, и слабость. Потенциал - дляпринятия решений, не связанных с узкими групповымиинтересами. Слабость - у кого искать поддержки припроведении решений в реальную практику. У нас, как известно,между словом (даже официально опубликованным) и делом, можетсуществовать "дистанция огромного размера. Хорошо, если емуудастся сформировать жизнеспособную профессиональную командуи найти поддержку у представителей бизнес- сообщества,заинтересованных в развитии финансового рынка". С другойстороны, со стороны некоторых экспертов прозвучали опасенияотносительно "концентрации власти в одних руках": "Самсоздаю правила, сам и контролирую их исполнение - этодовольно опасный принцип". Некоторые из экспертов считаюттакой принцип внутренне порочным, "недемократичным". Другиеэти сомнения насчет объединения регулирования ипруденциального надзора под одной крышей считают неактуальными, во всяком случае на первоначальном этапе.Пример - опять же Национальный банк. "Если сейчас развестина две самостоятельные ветви, только время затянем и труднобудет избежать противоречий. Самим же участникам финансовогорынка трудно будет найти крайнего. Настоящих специалистов,готовых работать в этих госструктурах, навряд ли хватит дажена один орган. Лет через 10-15 можно будет возвратиться кэтому вопросу, а сейчас решить его "по всем правилам" нампросто не силам. Чтобы избежать волюнтаризма, надоизначально определить приоритеты и ожидаемые результаты отстратегии объединения, говорят эксперты. Хотя, конечно, назаконодательном уровне гарантировать "правильность" новогооргана невозможно - необходимо чтобы бизнес-сообщество имелона него определенное влияние. Некоторые из нашихсобеседников даже предлагают с этой целью предусмотреть исоздать совещательный орган (например, в форме"консультационно-экспертного совета") при "мегарегуляторе"из представителей профессиональных объединений компаний,действующих на финансовых рынках.
0