677

«Мадам Баттерфляй» заложила японский сад!

- Мария Лукьяновна, вижу на столе неповторимой «мадам Баттерфляй» «продвинутый» мобильный телефон, который беспрерывно трезвонит! Вы вообще с новой техникой в каких отношениях, ладите? - Я техники не боюсь! Например, всю жизнь водила машину - с наслаждением и хорошо водила! Более того: обожала скорость, даже лихачила на наших дорогах! Правда, моя машина сейчас в гараже. Кстати, я почему-то всегда любила «Волгу». Может быть, потому что это была моя первая машина, купленная на первые «серьезные» деньги международной премии.- Вспомнила, что Евгений Дога тоже просто обожает всякие новшества в технике - машины, видеоаппаратуру, электронику, мобильники, не говоря уже о том, что сам предпочитал чинить радиоаппаратуру и проводку в доме. А где же та роскошная иномарка, напичканная электроникой, которую в прошлом году подарил вам на юбилей президент?- Эта машина служебная. Она не примадонне Марии Биешу подарена, а мне - как председателю Союза музыкальных деятелей Молдовы. За ее руль не сажусь, меня возит наш водитель, пока… бензин не кончится. Мощная иномарка, может развить хорошую скорость, но и топлива «жрет» за милую душу. Тоже проблема - где его дальше брать? Наш Союз – не богатая организация. - А сами сели бы за компьютер?- Почему бы и нет? Не думаю, что клавиши компьютера сложнее, чем клавиши рояля, а разобраться в разных обозначениях труднее, чем с нотами. С компьютером и дети сегодня справляются.- Кстати, о вашей постоянной заботе - фестивалях и конкурсах. К юбилейному 15-му фестивалю «Приглашает Мария Биешу» мы уже привыкли, хотя он - музыкальный пик года. Но правда ли, что в будущем году Кишинев ждет совершенно потрясающее событие: IX Международный конкурс им. Миуры Томаки, где выберут лучшую «Чио-Чио-сан» мира, и на сей раз он пройдет в вашу честь? - Правда. В будущем году исполнится 40 лет с тех пор, как в 1967 году на таком же конкурсе в Токио я была названа «лучшей Чио-Чио-сан мира» - получила первую премию и титул. По решению жюри этого конкурса мне и нашей столице оказана такая честь. Съедутся именитые члены жюри, гости, певцы и музыканты со всего мира. Признаться, пришлось по этому поводу поволноваться: как нам лучше принять гостей? И чтобы не ударить лицом в грязь, как говорится, смело приглашать к себе именитых участников конкурса, музыкальную элиту мира, затеяла сейчас у себя дома капитальный ремонт. Это тихий ужас – надо менять старую мебель и все такое. Голова идет кругом. Недаром люди сравнивают ремонт со стихийным бедствием. Его еще пережить надо! Зато будет красиво – в японском стиле, даже небольшой садик вокруг дома - с японскими растениями, сакурой, ручейками. Думаю, и знаменитый «сад камней» хотя бы в миниатюре - тоже будет. Если хватит места. С ремонтом мне примэрия помогает. Все-таки такой конкурс – престижное для столицы и всей страны мероприятие!- Не так давно вы вернулись из большой поездки в Омск, где приняли участие в 1-м Международном фестивале музыкальных театров «Панорама музыкальных театров», который шел практически весь июнь, целых 20 дней! Расскажите о своих впечатлениях – говорят, событие было уникальное. - Ну, во-первых, я побывала не только в Омске, но и в Пензе, с сольным полуторачасовым концертом, который прошел с большим успехом – сужу по реакции зала, которая была настолько трогательной и теплой, полной любви, что впечатлений хватит надолго. Дошло до того, что под занавес зал кричал: «Мы вас любим! Любим Молдавию! Любим ваше вино!». А потом, к немалому моему изумлению, начали чуть ли не стоя скандировать названия наших вин: «Ро-шу-де-Пур-карь! Ка-бер-не!». Это еще раз доказывает, что политика – это одно, а отношения и память людей - совершенно другое. Зачем их рвать? А что касается Омска - в рамках фестиваля мы выступили там с народным артистом республики Михаилом Мунтяном на сцене Омского государственного музыкального театра - с его оркестром. Был аншлаг и был успех, причем арии из опер шли на бис, было много цветов. Публика там изумительная. И вы правы, фестиваль этот - уникальное явление, нам есть чему поучиться. Он прошел на местные средства, без привлечения федеральных. Такова любовь омичан к искусству, такова политика губернатора области. - Вы все время на публике - деятельны, энергичны, то организатор, то председатель, то член жюри конкурсов, по-прежнему успешно выступаете, словом, много делаете для республики, как ни одна другая певица или музыкальный деятель. Но все-таки - такой темп жизни не надоедает? Вам не хочется пожить исключительно для себя?- Нет, жить для себя – я такого представить не могу. Сидеть, сложа руки в кресле? Вязать? Делать маски для лица? Что вы, в работе вся моя жизнь. Это не просто образ жизни, вторая натура. Может быть, потому, что я - Лев по знаку Зодиака, «забиться в угол» - мне не по нутру. Я привыкла к свободе самовыражения, инициативе, деятельности, привыкла отвечать за себя и за других. И точно так же, как в то время, что была депутатом, сейчас хлопочу, звоню, стараюсь кому-то помочь. Если остановиться - сразу заскучаю, просто умру от тоски. А что касается будущего, преклонных лет… Если заболею и, не дай Бог, не смогу работать, почувствую, что пора на заслуженный отдых, и можно сходить в парк отдохнуть - может, и отдохну. Но в том-то и дело, что не умею отдыхать! Я этому так и не научилась! За целый год, может, неделю где-то отдыхаю со своими родственниками на природе. И что характерно - места себе там не нахожу: «Как это так, что я – отдыхаю? Это ненормально!». - А вы еще и постоянно расширяете репертуар. В газетах много писали, как вы открывали в Москве цикл концертов «Кумиры на все времена», как великолепно пели романсы, арии молдавских, русских, зарубежных исполнителей. У вас поездки, выступления, где не только арии, и романс занял прочное место. - У меня «Гран-при» конкурса «Серебряная хризантема», и это не унижение для Марии Биешу, а гордость и большая честь: я могу петь романсы! Это ведь особая «зона творчества», интимная, душевная, требующая не только голоса, немалых артистических данных! Каждый романс – история чувств, целый спектакль, сыгранный за несколько минут. - Скажите, кто-то из композиторов сегодня пишет для лирико-драматического сопрано Марии Биешу? - Да что вы! Кто сейчас пишет у нас оперы или романсы? У нас в стране и в СНГ, по-моему, этим давно никто не занимается. Вы кстати вспомнили про Евгения Догу – я пою его вещи, он мой коллега, замечательный, талантливый композитор. В будущем году исполняется 50 лет нашему театру оперы и балета. Готовимся к большому празднику. Вчера на худсовете решили, что в честь этой даты будет премьера Евгения Доги - балет «Лучафэрул» в новой постановке. И еще «Дон Жуан» Моцарта. Две крупные вещи, кроме концерта. Хотелось бы, чтобы в этой юбилейной программе, ретроспективной в каком-то смысле, и итоговой, приняли участие все поколения оперного искусства – и старшее, и среднее, не только молодежь. Это было бы справедливо и логично. - Вы согласны с тем, что оперное искусство сегодня испытывает кризис? - Не думаю, что на Западе существует такой кризис, скорее, опера там все больше уходит в нишу избранного, элитарного искусства. И у него свои поклонники и фанаты. Их армия довольно многочисленная. Посмотрите, какой успех был у нашей труппы в Англии! Полгода гастролей и как принимали! Наши до сих пор этот прием вспоминают.Посещение оперы в западных странах, не только в Англии, но и во Франции, Германии, Австрии и, конечно, в Италии, – культовое, почти ритуальное событие. Поэтому в оперу люди идут за большие деньги и в дорогих туалетах, дамы – в длинных платьях и перчатках. Голоса оперных певцов ценят как Дар Божий. Перед ними преклоняются. Культура высочайшая. А вот у нас в стране и в целом в СНГ, безусловно, кризис оперы, и прежде всего потому, что она совершенно не пропагандируется. Попробуйте ее найти хоть на одном телеканале! Найдете с трудом, и то на западных, не на наших. Оперное пение, без сомнения, должно поддерживаться мощным спонсированием, меценатами, определенной политикой государства – так везде в мире. Высокое духовное искусство всегда затратное, но оно того стоит. Опера – это совокупность голоса, музыки, актерского мастерства, интонационности, оркестра, костюмов. Это искусство вечных ценностей. Вечных! У нас почему-то все поглотила дешевая безликая эстрада. Ни одного лица, мелодии, песни, которые услышал и вспомнишь через минуту. Какие-то клоны-однодневки, а не исполнители. Но для подогрева интереса покажут в клипе змею, выведут на сцену для рекламы Бунику с добой. Ну, какое это искусство? Промоушен! Эта эстрада гораздо хуже, чем в советское время. И вообще – пока не начнут пропагандировать классику и не прекратят дешевую эстраду, на дворе так и будет стоять непонятное время «перехода». Время без твердых оценок, безличностное время, которое нивелирует искусство и исполнителей.- Вообще не на чем и не на ком глаз остановить?- Есть редкие исключения. Мне нравилось, как пела Анастасия Лазарюк, а сегодня, например, нравится, как поет Нелли Чобану - очень талантливая девушка. У нее есть голос, чувство, глубина. Но у Нелли драматический репертуар, он базируется на достаточно сложном музыкальном материале композитора Ливиу Штирбу - такие композиции не всегда понимают и воспринимают, как и оперу. Это необычно для нашей эстрады, привыкшей к легкой подаче. На российской эстраде, конечно, выделяется Николай Басков, но это все-таки не Муслим Магомаев! - Мария Лукьяновна, а у оперных див, вот у вас – много врагов и завистников?- Если они и есть, я о них не знаю. За спиной может быть всякое, а в лицо люди всегда улыбались, поздравляли, выражали признательность. Я считаю, что была добра к людям, всегда всех благодарила за помощь и никогда не претендовала на чужое место. В театре у меня только с одной певицей был конфликт. Когда у нее вибрировал голос, она не могла брать верхние ноты, не отвечал грудной регистр, я предлагала ей свою профессиональную помощь, но она так этого и не поняла. Теперь уже обратилась ко мне, говорит, что тогда я была права… мудрость приходит иногда очень поздно.- Вы стали часто выступать на христианских праздниках, поете в церквях. Это новый этап творчества или, простите за откровенный вопрос, проснувшаяся тяга к вере, Богу?- Не буду, как говорится, бить себя в грудь и говорить о своей вере. Это очень интимная тема. Но почему кажется, что я только сегодня начала этот «этап» творчества? Хоровое пение в церкви – вещь особенная. Если я не пойду в воскресение в церковь – то день неполный. Там я пою и получаю наслаждение, утешение и успокоение. Что касается «публичных» выступлений, петь «Аве Мария» на большом церковном празднике перед тысячами слушателей, заполнивших все видимое пространство перед Кафедральным Собором, как было на Пасхальные торжества в конце апреля – начале мая, это совершенно потрясающее чувство, я даже не берусь его объяснить, потому что слова ничего не скажут. Это величественное, всепокоряющее слияние исполнителя и зрителей, дышащих одними высокими эмоциями и неземной музыкой. - А где примадонна шьет свои концертные туалеты? Вопрос не праздный – все-таки это часть имиджа певицы, а то и целый образ на сцене.- Раньше мне все платья шили в нашем театре, в простых мастерских, чуть ли не в подвале, и как шили – тонко, красиво, с душой! Но ведь это все развалилось, традиции пришли в упадок. Некому работать, ушла из жизни главная закройщица, которая умела так все придумать, что даже за границей все удивлялись: «Госпожа Биешу, Вы это все в Париже сшили?». Да, отвечаю, как же! У нас в Кишиневе… Словом, было чем гордиться. Теперь сама покупаю ткани за границей, заказываю платья, как-то выхожу из положения…- Если уж зашла речь о быте, то расскажите, как любите проводить время в домашнем кругу? Есть ли у вас дома домашние животные? - Была у нас хорошая собачка, мы все ее так любили! Но вот заболела, а ветеринары сказали: «Ничего серьезного!» Потом оказалось, рак. Если бы мы знали диагноз, могли бы правильно лечить. Теперь даже боюсь заводить собаку – так все переживали и плакали… Но есть кошечка – прелестная, серая, пушистая, ласковая, мы ее зовем Золушка. У нее такие желтые глаза! Посмотрит на тебя – душа тает. У нас животных обожают, и моя сестра и дети. А еще у нас настоящий культ цветов – они растут перед домом, радуя глаз. Любим по вечерам смотреть некоторые передачи по телевидению, хотя интересных, в общем-то, немного. Из 24 программ отыскать что-то хорошее для ума и сердца – настоящая проблема. - И совсем о личном: как вы относитесь к модной сейчас пластике лица?- Боже упаси! Во-первых, пусть меня принимают такой, какая есть, во-вторых, для оперных певцов подтяжки - дело опасное, а в-третьих - возраст все равно выдадут глаза, руки и прочее, так зачем ходить с глупой кукольной улыбкой? Это называется - как в 59 выглядеть на 20 лет… Пугачева талантливый человек, безусловно, звезда, и если ей так хочется – пусть делает пластику. Но ведь прямо на глазах «все и везде» возвращается обратно. Природу не обманешь. Недавно видела актера Кирилла Лаврова по телевизору – он постарел, но как достойно смотрится! Так что пусть этот вопрос каждый решает по-своему. Я знаю одно: внешность дается Богом, только Богом, личность твоя - делается всей жизнью. Свое лицо - «личину» - надо выстрадать. Стоит ли ее «смывать»? - Помню, вы как-то очень эмоционально говорили о трагической судьбе выдающейся певицы Марии Каллас… Как вы считаете, драматическая личная судьба талантливой женщины – это норма? - Это не должно быть нормой. Просто мужчины, спутники и мужья, как правило, не хотят, чтобы женщина, которая рядом, была знаменитой. Они ревнуют к искусству, таланту, успеху, публике, ко всему! Да, вначале они влюбляются в блеск, «звездность», но потом это проходит. Наступают будни, и у мужчины появляется ревность, даже какая-то зависть к твоей жизни. А у нас, оперных певцов, такая трудная профессия, которая все себе подчиняет. Очень строгий режим. Если бы вы знали, сколько всего «нам нельзя»! Немногие спутники жизни могут это понять и тем более - поддержать. Я тоже себе не принадлежала, я принадлежала своему голосу. Все делала, чтобы он сохранился. А для кого сохранился – для искусства, для слушателя! Но не думайте, что я чувствовала себя одинокой, я всегда была среди людей. А если говорить по большому счету о таланте, или, тем более, гениальности – такие люди всегда одиноки. Вспомните Моцарта, жена которого и понятия не имела, с кем живет рядом…- Спасибо за интервью! Вела беседу Елена ШАТОХИНА.
0