625

МОСКВА ГОРАЗДО ЯРЧЕ, ЧЕМ ЛЮБЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О НЕЙ

Некоторые западные рейтинговые агентства утверждают, что в2006 году Москва стала самым дорогим городом в мире.Действительно, московские цены способны поразитьвоображение, особенно где-нибудь в центре, в бутиках идорогих магазинах известных фирм. Причем тяжелее всехприходится иностранцам (в том числе и сотрудникамрейтинговых агентств), может быть, поэтому число иностранныхтуристов, желающих осмотреть московскиедостопримечательности, в прошлом году снизилось посравнению с 2004 годом на 10 процентов. Для попавшего вМоскву путешественника из Западной Европы или США ощутимодороги и виза, и гостиница, и даже билет в Кремль официальностоит дороже, чем для россиянина. Стабильные пять евро зачашку кофе в центральных московских гостиницах привели ктому, что крупные бизнесмены, регулярно приезжающие вроссийскую столицу по делам, стараются прихватить с собойкипятильник.Впрочем, пресловутая "московская дороговизна" - всего лишьодин камешек в бесконечной городской мозаике. На самом делеМоскву (как и подавляющее большинство мировых мегаполисов)следовало бы назвать городом исключительной ценовойдискриминации. Эта дискриминация не имеет ничего общего сограничением прав по признакам расы, вероисповедания илипола. Только - по величине кошелька, по вкусам,привязанностям, по степени информированности и по общимпредставлениям о жизни.Крупнейшие мировые торговые сети, начавшие было осваиватьцентр российской столицы, быстро поняли, что здесь они несмогут развиваться. Центр Москвы действительно слишком дорог(и, надо сказать, малочислен), чтобы вести тут полноценнуюторговую экспансию. Тогда они ушли на периферию московскогомегаполиса, построили там огромные моллы, снизили цены доразумного оптимума, и теперь снимают сливки с московскойторговли.Официальная статистика утверждает, что российские ценырастут приблизительно на 10-12 процентов в год. Но в Москвецены на один и тот же товар в один и тот же день могутотличаться даже в несколько раз! Все дело в том, где и укого вы покупаете, где предпочитаете жить, работать,проводить досуг. В конечном счете, все зависит от того, кемвы являетесь. Будьте собой - и Москва подстроится к вам.Давным-давно миновали времена, когда можно было безсерьезных погрешностей составить представление о такназываемом "среднем" москвиче. Сегодня "усреднение" несработает - москвичей для этого слишком много. Один изкрупнейших мировых мегаполисов, Москва входит в числотридцати самых населенных городов мира. Статистикаутверждает, что здесь постоянно проживает от десяти доодиннадцати миллионов человек. В рабочие дни, когда в Москвуна работу едут жители Подмосковья, население мегаполисавырастает до 14 миллионов. Каждый год чистая миграцияувеличивает число москвичей приблизительно на пятьдесяттысяч человек, приезжающих не только со всей России, но и изреспублик Кавказа и постсоветской Восточной Европы. И этотолько официальные данные.Быстрое расширение создало массу проблем. И едва ли не самаясложная касается того, что же представляет из себясегодняшняя Москва. Как и вся остальная Россия, в последниегоды Москва настойчиво ищет для себя новый имидж, но пока нина чем не остановилась. Незадолго до празднования Днягорода московское правительство решило выделить напродвижение столичного имиджа около 700 миллионов рублей(приблизительно 26 миллионов долларов), однако мэр МосквыЮрий Лужков решил, что с окончательным и бесповоротнымопределением имиджа надо подождать. Москва слишком разная,чтобы взять и заявить, какая она на самом деле.Давно подмечено, что Москва - не просто город, это целоегосударство. Пытаясь быть оригинальным, неизвестный авторинтернетовской "Википедии" утверждает, что на востоке,севере, западе и юге это государство граничит с Россией.Возможно, так было лет десять или двадцать назад, когдаименно оттуда в Москву стекались основные человеческие иматериальные ресурсы, становившиеся сырьем для еенепрерывного роста. Однако сегодняшние границы Москвы кудаболее обширны.Их сложно даже хотя бы приблизительно обозначить. Ведь летомМосква непосредственно граничит с Турцией, Испанией и всемСредиземноморьем, где москвичи отдыхают, делают покупки иобзаводятся бронзовым загаром. Ближе к зиме ее границырасширяются до Египта, Западной Европы и острововЮго-Восточной Азии. Круглый год она соседствует с новымигосударствами Кавказа, Центральной Азии, Восточной Европы,Китаем и Вьетнамом, откуда в нее ежедневно вливаются потокилюдей и товаров.Разумеется, Москва граничит и со всеми крупнейшимитранснациональными корпорациями, и с ведущими международныминеправительственными организациями, которые, строго говоря,не имеют границ. Так же, как не хочет иметь их и Москва.Если же быть совсем точным, то в реальности Москва граничитс Московской областью. Причем эти границы со временемстановятся настолько условными, Москва столь активнонаступает и растет, что уже существует несколько проектов,предлагающих объединить столицу и область в одинсуперрегион.Настоящая революция в городском образе жизни произошла,когда Москва обзавелась пригородами. Даже по европейскиммеркам москвичи - весьма обеспеченные люди. В дополнение кмосковской квартире почти каждая семья имеет дачу, домик вдеревне или на худой конец хотя бы фундаменты под будущеестроительство, которые, если их хозяева не стоят на месте,постепенно превращаются в современный коттедж.Именно в Подмосковье начинаются знаменитые московскиедорожные пробки. Бывшая госсекретарь США Мадлен Олбрайт,посетившая пару лет назад Москву и хронически опаздывавшаяна все запланированные встречи, сказала, что таких пробокона не видела даже в Нью-Йорке. Иногда кажется, что местныевласти, постоянно вкладывающие средства в строительствоновых дорог, немного гордятся такой сомнительнойдостопримечательностью. Во всяком случае, с тем, чтомосковская жизнь бьет ключом, теперь никто не поспорит.Кстати, именно дорожные заторы лучше всего скажутспециалисту, на каком уровне развития находится сегодняМосква. Она довольно быстро и безболезненно отказалась отнаследия индустриальных десятилетий, когда гигантские заводыв черте города соседствовали с жилыми кварталами, где жилисотни тысяч рабочих. Многие могли ходить на работу пешкомили ездить на трамвае - какие там пробки! Сегодня заводыопустели или были вынесены за границы города, бывшийперсонал и их дети перешли к новым профессиям, болеесоответствующим постиндустриальной эре с ее мобильностью,индивидуализмом и стремлением к комфорту. Относительнаяцена автомобиля упала в несколько раз, и он уже сталдоступен куда большему числу москвичей, чем прежде.Но окончательный переход к постиндустриализму Москва,конечно же, не сделала. Такие средства транспорта и связи,как Интернет и электронная почта, ведущие к росту надомноготруда и разгрузке дорожных магистралей, совершенно неиспользуются здесь так, как это стоило бы сделать в целяхулучшения городской экологии.Сделает ли Москва этот шаг - покажет ближайшее будущее.Между тем, сегодня ясно одно: Москва гораздо ярче,интереснее и неожиданнее, чем любые представления о ней.Впрочем, то же самое можно сказать о любом мировоммегаполисе.
0