539

Бюджет в условиях экономической нестабильности

Об экономической нестабильности в нашей республике говорят,в первую очередь, макроэкономические показатели, заложенныев основу очередного бюджетного плана. По официальнымпрогнозам, в 2007 году рост ВВП составит 4% - до 46,6 млрдлеев, годовая инфляция - 10,5%, средний обменный курс - 14,6молдавских леев за 1 доллар США. Экспорт увеличится на 15%,импорт - на 12%, рост зарплат в реальном выражениисоставит 10%."Проект бюджета на 2007 год был разработан и представлен длярассмотрения в Правительство в установленныйзаконодательством срок, - говорит министр финансов МихаилПоп. - До 1 октября Правительство передаст его в Парламент".Изменение первоначальных макроэкономических прогнозов на2007 год вызвано ситуацией, сложившейся в экономике втекущем году: рост цен на энергоресурсы и другие внешниефакторы. Процедура разработки прогнозов предусматривает ихобновление, и это нормальный процесс, считает он.И все-таки не исключено, что предстоящий год может стать ещеболее жестким, чем предполагают в минфине. Если в России,как признался недавно Владимир Путин, не успевают уследитьза тем, как растет государственный золотой запас, то у настенденции совсем другие. Кстати, в России тоже обсуждаютзакон о бюджете на следующий год. Там подготовили нескольковариантов бюджетного плана: в зависимости от того, как будутменяться мировые цены на нефть и газ, бюджетные показатели вРоссии будут либо хорошими, либо очень хорошими, либоотличными. У нас пока рассматривается только один вариантбюджета, хотя логичнее было бы просчитать хотя бы два (взависимости от цен на российский газ), а лучше три, учитывая"российские" проблемы молдавской винодельческой отрасли."Расчеты проекта бюджета на предстоящий год сделаны на базедействующей цены на газ - 160 долларов США за 1000 куб. м, -говорит Михаил Поп. - Соответственно, в них заложено ипредполагаемое увеличение тарифов на теплоэнергию. В проектеучтены и последствия приостановления экспорта молдавских винна российский рынок, хотя реальные потери от этого "шока"можно будет оценить только по завершении текущего года".Влияние последнего фактора отразится, в первую очередь, надоходах от НДС и акцизов, и мы это учли, - добавилминистр. Кроме того, минфин предусмотрительно выделил дляиндексации предстоящих бюджетных расходов на товары и услуги(в соответствии с прогнозируемым уровнем инфляции) 57,8 млнлеев.Слишком оптимистические прогнозы содержат в себе большуюдолю риска, считают в минфине. "Проект на предстоящий год,по нашему мнению, получился реалистичным, - отметил МихаилПоп. - Легче распределять дополнительные ресурсы, чемсокращать обещанные расходы". Да и международные финансовыеорганизации желают видеть более осмотрительную политику состороны Правительства, предполагающую поддержаниепрогнозируемого уровня инфляции, выполнение обязательствпо государственному долгу и т.д., - то, что называютмакроэкономической стабильностью.Министр финансов характеризует предстоящий бюджетный год какнапряженный. "Правительство инициировало ряд важных реформ ипрограмм, которые потребуют немалых усилий и финансовыхресурсов, - сказал он. - В их ряду реформа системызаработной платы в бюджетной сфере, реформа публичнойадминистрации, фискальная децентрализация, развитиеинфраструктуры и другие". Кроме того, нам предстоитвыполнить взятые на себя обязательства перед международнымиорганизациями: это дает возможность получения ощутимойфинансовой поддержки со стороны доноров.Согласно размещенному на правительственном сайте проекту,государственный бюджет на 2007 год планируется с дефицитом в109,9 млн леев. Сумма бюджетных доходов составит 11875,3 млнлеев, расходов - 11985,2 млн леев. Интересно, что посравнению с текущим годом доходы увеличатся на 1413,1 млнлеев (13,5%), расходы - на 1960,4 млн леев (19,6%). Так что,несмотря на замедление экономического роста, в предстоящемгоду бюджетные расходы будут расти быстрее доходов. В целомдоля государственного потребления (расходы бюджета) в ВВП в2007 году вырастет по сравнению с 2006-м на 3,6%, в т. ч.расходы на социальную сферу - на 2,03%, на развитиереального сектора экономики - на 0,32%, на науку - на 0,15%.Михаил Поп признает, что в условиях недостаточностибюджетных средств трудно распределить их таким образом,чтобы не было недовольных: сегодня заявки исполнителейбюджета превышают бюджетные возможности примерно на 50%. Но"приоритеты в области бюджетных расходов существенно неизменились, - отметил он, - бюджет остался социально-направленным". Определенное влияние на его структуру оказалзакон о системе оплаты труда в бюджетной сфере, принятыйПарламентом в декабре 2005 года: наибольший рост заработнойплаты произошел в системе образования, здравоохранения исоциального обеспечения.Повышение заработной платы в бюджетной сфере станет и однимиз главных факторов, которые повлияют на рост бюджетныхрасходов: согласно проекту, оно потребует дополнительно476,8 млн леев, в том числе 302 млн леев из госбюджета.Общая стоимость реализации этой программы составит 1302,8млн леев, из которых 649,5 млн леев - из госбюджета,остальные - из бюджетов административно-территориальныхединиц.Покрытие расходов, связанных с ростом тарифов на газ итепло, потребует 107 млн леев. Из них бюджетные организацииполучат в виде компенсаций за газ и тепло, соответственно,19,4 млн леев и 24,6 млн леев, население - в качествеиндексации адресных компенсаций - 26,2 млн и 21,8 млн леев.АО "Молдовагаз" из бюджета выделят 15 млн леев длякомпенсации населению разницы в тарифах, установленных науровне 50% от базового, за потребление до 30 куб. м газа.Объем трансфертов из госбюджета в бюджет обязательногосоциального страхования увеличится на 68 млн леев, в бюджетобязательного медицинского страхования - на 193,4 млн леев.Вместе с тем, проект предусматривает увеличение расходов надругие программы в области социальной защиты на 27,5 млнлеев, на образовательные программы - на 93,1 млн леев, наоборудование для медико-санитарных учреждений - на 35,2млн леев, на индексацию вкладов граждан в "Банка деЕкономий" - на 20 млн леев и другие.Как и в текущем году, вырастет объем инвестиций, хотя ихдоля в общей сумме расходов государственного бюджетаснизится с 18,9 (2006 г.) до 18,6%. Правительствораспределит на капитальные вложения 558,8 млн леев изнационального публичного бюджета, в т.ч. за счет основныхрасходов - 400 млн леев, специальных средств - 23,9 млнлеев, внешних кредитов и правительственных отчислений -134,9 млн леев. На различные капитальные ремонты - отреконструкции зала заседаний Парламента (включая проектныеработы) до переоборудования котельных сельских школ в связис переходом на газ - 142,8 млн леев, в т.ч. 40,4 млн леев -из специальных средств. В дорожный фонд в 2007 году избюджета будут перечислены, во-первых, 97,7 млн леев иззапланированных бюджетных поступлений от акцизов на бензини дизтопливо; во-вторых, все, что будет собрано по этойстатье свыше запланированной суммы.Кстати, согласно проекту закона о бюджете на 2007 год,министерство финансов имеет право на временное использованиеспециальных средств, накопленных бюджетными учреждениями,для осуществления основных расходов государственногобюджета, при условии их возмещения "кредиторам" в течениетекущего бюджетного года. Видно, без специальных средств нампока обходиться трудно.Очередное снижение ставок подоходного налога для физическихлиц, согласно прогнозам минфина, обойдется бюджету-2007 в107 млн леев. "Стоимость" налоговых льгот для юридическихлиц в минфине не называют: о ней можно будет говорить лишь"по факту", когда льготники сдадут декларации о доходах.В 2007 году организации по микрофинансированию будутприравнены в правах и обязательствах с банками. Им будетпредоставлено право на трехлетнее полное освобождение отподоходного налога, в случае предоставления кредитов на срокболее трех лет, или на 50-процентное - при выдаче 2-3-летнихкредитов. Минфин учел предложения предпринимателей,касающиеся расчета износа служебных машин. До настоящеговремени износ рассчитывался от стоимости автомобиля до 100тыс. леев. В будущем году эта сумма удвоится. Предприятиясмогут увеличить расходы на текущий ремонт с 10% до 15% отстоимости основных средств. Если прежде можно былодекларировать убытки в течение трех лет, то теперь этот срокбудет увеличен до пяти.Минфин рассчитывает, что принятые им меры, в том числе новыеи действующие налоговые льготы для инвесторов, для банков,для малого бизнеса, IT-компаний и сельхозпроизводителейбудут способствовать росту частных инвестиций и развитиюэкономики.
0