528

Техническая проблема с экономическими последствиями

С 1 сентября Украинская железная дорога закрыла потехническим причинам движение на линии Окница -Могилев-Подольский. Эта линия стала основной длямолдавских поездов после того, как полгода назад былозаблокировано железнодорожное сообщение через Приднестровье.Пассажирские и грузовые составы пришлось перенаправить поеще более длинному окружному пути, через Ларга-Сокиряны. Ночерез три дня оказалось, что эта ветка не справляется спотоком: ее пропускная способность всего 20 составов всутки, а появившиеся здесь молдавские и плюс украинскиепоезда создали большие технические проблемы. Выявилисьдефекты пути. В результате, 4 сентября для движенияпоездов оказались закрыты обе линии выхода из Молдовы наУкраину.В Кишинев от молдавско-украинской границы вернулисьпассажирские составы, следовавшие в Москву и С.Петербург,пассажирам возвращали деньги за билеты, остановлены болеетысячи вагонов с грузами. В итоге ежедневные потериМолдавской железной дороги достигли 4,5 млн леев.Для срочного решения возникших проблем министр транспорта игендиректор "Железной дороги Молдовы" Мирон Гагаузотправился в Киев. После завершения переговоров (и ремонтныхработ на линии Ларга-Сокиряны) вечером в среду быловосстановлено движение пассажирских поездов.Как заявил в среду на пресс-конференции Мирон Гагауз,"только после 1 сентября в адрес нашего предприятия пришлописьмо от украинской стороны о начале ремонта моста возлестанции Могилев-Подольский. Но ведь существуетопределенная процедура: за 45 дней уведомление должны былиполучить железнодорожные администрации в Москве, Киеве,Варшаве. Заблаговременная информация позволила бы нампринять оптимальные решения: прекратить продажу билетов,перенаправить поток грузов и т.д.""Мы нашли полное взаимопонимание с украинскими коллегами:нет оснований сомневаться, что все проблемы будут решены, -продолжил Мирон Гагауз. - Действительно, на путях и на мостуобнаруживаются все новые и новые технические дефекты. Я невижу здесь никакой политической подоплеки, и не надо искатьтого, чего нет".Пассажирские поезда будут идти по линии Ларга-Сокиряны доокончания ремонта моста на линии Окница -Могилев-Подольский. Ожидается, что ремонт продлиться околомесяца. "В отношении грузовых транзитных поездов мыприняли решение рассмотреть временную возможность ихпропуска через Бендеры-Тирасполь. Однако мы не можемотправлять через Приднестровье наши грузы из-за отсутствиягарантий, что они не будут захвачены".- Да, у нас будут проблемы экспорта-импорта грузов, но мы неможем рисковать, - заявил Мирон Гагауз. - При силовомзахвате в 2004 году Приднестровского участка дороги в депо вБендерах задержали 13 локомотивов, дизель-поезд и другоеимущество. Кроме того, были заблокированы 173 вагона сгрузами, принадлежащими перевозчикам из Казахстана, Украиныи России. "Железной дороге Молдовы" пришлось выплачиватьштрафы, которые превысили 1 млн швейцарских франков. И мы нехотим повторения той ситуации."Сегодня, понимая все сложности транзита черезПриднестровье, мы предложили украинской стороне: если высумеете провести свои поезда через Приднестровский участок,то мы будем с вами работать. Мы будем принимать составы вКэушень, и отсюда возьмем на себя гарантии по доставкегрузов. Однако мы не можем вести официальных переговоров сПриднестровьем, - это возможно для украинскихжелезнодорожников".Из-за ремонта моста через Днестр "Российские железныедороги" временно прекратили отправку грузов в адрес всехстанций Молдовы, ряда станций Румынии и украинских железныхдорог. Эту информацию подтвердили в ГП "Железные дорогиМолдовы". Но после достижения в Киеве договоренности осхеме временного транзита через Приднестровье российскиеперевозчики могут воспользоваться линией Бендеры-Тирасполь.Высокопоставленные чиновники из Украины в частных беседахговорят, что "Железная дорога Молдова" считает только своипотери, но никто не считает, какие убытки несут молдавские иукраинские предприятия. Утверждения, что невозможнообеспечить на Приднестровском участке безопасностьпассажиров, несостоятельны, поскольку посредниками могли бывыступить страны-гаранты по урегулированию Приднестровскогоконфликта и ОБСЕ. Если есть нерешенная проблема"захваченного Приднестровьем имущества дороги", то следуетиспользовать признанные международные механизмы решенияспоров. Разбирательства в отношении права собственностимогут продлиться несколько лет. А сейчас надо срочновозобновить движение пассажирских и грузовых молдавскихпоездов через Приднестровье - это удобно пассажирам ивыгодно экономике Молдовы.
0