О Довлатове (последняя книга) в газете.ру
И в этих колонках, в этом «новом» Довлатове нового оказывается ничтожно мало. Известно, что в последние годы Сергей Донатович переживал затяжной творческий кризис. Ему решительно «не писалось», пошли «римейки», сюжеты и герои стали повторяться из произведения в произведение, что до сих пор заставляет благожелательных критиков изобретать формулировки вроде «Довлатов – писатель сквозных мотивов и ситуаций».Много ли радости доставит поклонникам Довлатова понимание того, что и газетные колонки не были исключением, что в них практически дословно целыми абзацами все те же фразы, что они давно прочитали в других статьях и книгах. А уж собранные под одной обложкой они производят неизгладимое впечатление – велико ли удовольствие, чертыхаясь, натыкаться буквально через несколько страниц на фактически дословно повторяющиеся тексты?Некоторые фрагменты так и вовсе идут лейтмотивом по всей книге, с малыми вариациями появляясь, как припев между куплетами.Разве что в одном варианте пролетарий упер с завода, чтобы в итоге выбросить перед домом, ведро бетона, который по дороге застыл, в другом – тяжеленный бюст вождя.Зачем Катерине Довлатовой, объявленной издательством «идейной вдохновительницей книги», понадобилось это издавать (к тому же впрямую нарушая волю отца, который в завещании вроде как запретил публикацию текстов, не подготовленных им самим) – можно только гадать.Да, возможно, профессиональным довлатоведам интересно и это – сличить варианты, устроить аналитический разбор, написать статью о специфике использовании тире в разных версиях.Но издание не академическое, массовому-то читателю это зачем?Увы, порадовать читателя особенно нечем. «Неизвестный Довлатов» – это плохо написанные газетные заметки, скроенные по всем лекалам советской журналистики в худших ее проявлениях: переполненные идеологией, призывами и пафосно-штампованными концовками вроде «Перед тобой, читатель, свежий номер. Он сделан тобой. И для тебя!». Замена советской риторики на антисоветскую не меняет, увы, ничего.Помимо переполненных восклицательными знаками убеждений в том, что коммунистический режим обречен, а Америка, куда мы прибыли, выбрав свободу, даже в худших своих проявлениях всяко лучше России, в колонках изобильно представлены эмигрантские дрязги, щедро пересыпанные сплетнями о том, кто там стучал в КГБ и кого посадил романист Пикуль.В третьем подвиде колонок масштаб уменьшается еще больше – до внутриредакционного. Так, одна из колонок довольно подробно излагает ситуацию с почтовой доставкой и радует читателей сообщением о том, что редакция купила компьютер.Рассказывают, что однажды у Олега Газманова спросили, почему музыка в некоторых его песнях фактически неотличима. Ответ был прост: «Хорошую мелодию не грех и повторить».Рассказывают также, что однажды у Юрия Лозы спросили, почему он уже много лет не пишет новых песен. «Кончились у меня песни», – просто ответил тот.Довлатов С. «Речь без повода… или Колонки редактора» (Ранее неизданные материалы). М.: «Махаон», 2006.