511

Из истории потребительского движения

Первый закон "О защите прав потребителей был разработан ивступил в силу в средине 1993 года. Тогда же были иопределены соответствующие государственные структуры, вполномочия которых входило формирование и реализацияполитики в сфере защиты потребительских прав нанациональном, региональном и муниципальном уровнях. Иприблизительно в это же время в Кишиневе стали возникатьобщественные организации, поначалу активно взявшиесяпомогать рядовым гражданам защищать свои потребительскиеправа. Это были всевозможные общества, центры, ассоциации,самостоятельные или структурированные в редакцияхразличных газет.Но постепенно становилось ясно: защищать права потребителейна так называемом общественном уровне - дело, если небезнадежное, то малоуспешное. Причин на то несколько.Во-первых, потребитель сам не верил, что кто-то бесплатновозьмется хлопотать о его проблемах. И, хотя обращений в этиструктуры было предостаточно, все они носили оттенокнекоего пессимизма и безысходности. И "хлопоты", какправило, заканчивались на первом этапе - т.е. разборомконфликта между покупателем и реализатором товара (услуги).А если последний сильно "упирался" и отказывался менятьтовар или возвращать деньги потребителю, то проблема так иповисала в воздухе. Во-вторых, всякого рода деятельностьтребует пусть и малых, но все же финансовых затрат. Обществапытались выжить за счет добровольных взносов, но, увы... Аспонсорство такого рода деятельности у нас до сих пор неприжилось. Тесное сотрудничество с государственнымиструктурами, наделенными правом наказывать занекачественный товар или услугу, тоже не получалось. Первыес недоверием относились к ярым общественникам, аобщественное мнение в так называемом чистом виде непользовалось авторитетом ни у предпринимателей, ни учиновников.За прошедшие 13 лет положение несколько изменилось. Новыйвариант закона, принятый в 2003 году, усилил ответственностьпроизводителя (реализатора) за предоставляемый на рыноктовар и ужесточил наказание за его нарушения. Производитель(продавец) стал уступчивее. Государственные структурыприняли новую концепцию надзора за качеством и безопасностьюпродукции. В июле этого года создан Координационный совет позащите прав потребителей при Правительстве РМ, которыйобъединил представителей ряда министерств для принятияоптимальных и ускоренных решений. В Службе стандартизации иметрологии работает горячая линия по связям с потребителями.А что же общественность? Здесь тоже произошли некоторыесдвиги. В 2002 году зарегистрирован Центр по защитепотребителей, который работает по сей день. Организациясуществует за счет спонсорских средств, международныхгрантов и добровольных взносов. "Наша цель, - говорит егоруководитель Денис Старуш, - это оказание юридическойпомощи и информационное просвещение потребителей. Согласнозакону "О защите прав потребителей" мы имеем правоучаствовать в судах на стороне потребителя. С августа 2005года по август 2006 в Центр поступило 152 письменных жалобына недобросовестно оказанные услуги, некачественный,фальсифицированный товар. Наши сотрудники представлялиинтересы потребителей в судебных заседаниях по 38-ми делам,многие из которых выиграны. Мы не ведем учета звонков, покоторым мы оказываем консультативную помощь, поскольку этопросто физически невозможно, но их более тысячи. Задачуобщественных организаций вижу в предконфликтнойпрофилактике, в информировании потребителя о его правах ипредостережении от покупки некачественного товара, еслитаковой оказался на рынке... Мы не проверяем качествотоваров, не проводим их экспертизу. Это прерогативагосударственных органов".Небольшому по численности коллективу приходится заниматьсявсем сразу: жалобами на незаконное отключение воды и тепла,недобросовестность турфирм и транспортников, на качествоэлектробытовых приборов, стройматериалов, стеклопакетов,дверей, пищевых продуктов. "В последнее время изменилсяменталитет предпринимателей, - говорит Денис Старуш. - У нихпоявилась заинтересованность в том, чтобы на рынке, гдереализуется их продукция, не было подделок. Мы должнынаучить потребителя отличать оригинал от контрафакта. Так унас появились первые спонсоры. Иначе мы бы просто не выжили.Отсутствие серьезного финансирования - одна из причинслабости общественных организаций".Два года назад в Молдове начала работу еще одна общественнаяорганизация - "Защита потребителей". По словам еепредседателя Петра Гуцул, "представители организациипроводят визуальный осмотр продуктов питания, которыенаходятся на виду у потребителя, и фиксируют нарушения,составляя акт в произвольной форме, который впоследствиинаправляется в государственные структуры. На основаниизакона "Об общественных организациях" наши сотрудники имеютправо называться общественными инспекторами. В 2005 годунаша организация по заявлениям потребителей осуществилапроверки рынков и торговых точек, в которых обнаруженыдесятки нарушений. Не соблюдают закон и чиновникигосударственных структур и АО "Термоком", "Апэ-канал" и др."Петр Гуцул буквально забомбардировал обращениями и письмамиПарламент, Правительство и даже посольства, аккредитованныев Молдове. В них он требует отставки Правительства,увольнения с должностей ряда руководителей служб и ведомстви даже привлечения их к уголовной ответственности, ссылаясьна некие экономические преступления на сотни миллионовдолларов, якобы вскрытые его организацией. Одиозность еготребований власти всерьез не принимают. Поэтому Петр Гуцулрешил создать политическую партию, которая будет защищатьинтересы потребителей в Парламенте. Правда, называться онабудет "За возрождение Молдовы". Ну что ж в мировой практикенечто подобное уже было. В одном из штатов СШАпотребительская организация, созданная частным лицом,развила такую "бурную деятельность", что ее руководителядаже выдвинули кандидатом в губернаторы. Вот тольконасколько точна здесь аналогия - не знаю.И, наконец, еще одна общественная организация, защищающаянаши права в области медицины, зарегистрирована в августе2004 года. Республиканская общественная ассоциация "Центр позащите прав пациентов и инвалидов" свою деятельностьосуществляет благодаря финансовой поддержке Миссии ОБСЕ вМолдове и Ассоциации американских адвокатов. На счету этойорганизации около десятка выигранных в суде дел в пользупациента. Она занимается распространением знаний о правечеловека на охрану здоровья, издает брошюры, оказываетюридическую и консультативную помощь в составлениипретензий, жалоб, участвует в досудебных разбирательствах. Вотличие от обществ по защите прав потребителей здесь сферадеятельности более конкретизирована, материальная поддержкамощнее, оттого и первые шаги весомее.
0