559

Кэролайн Гилби: "Молдавским виноделам необходимо потрясение"

Кэролайн Гилби - по образованию ботаник. В 1988 г. онарешила, что работать с вином более интересно, чем смикроскопом. В 1992 г. защитила степень магистра в виноделиии получила звание "Master of Wine". До 1995 г. была агентомпо закупкам вина для крупной британской торговой компании,затем открыла собственный консалтинговый бизнес. Участвовалав подготовке книг о виноделии в Восточной Европе и регулярнопишет о вине для специализированных журналов "Harpers","Decanter", "Wine & Spirit Journal". Хобби - бег намарафонские дистанции (42 км). Следующий забег - 9 сентября,который состоится во французском регионе Бордо, известномсвоими виноградниками. В любом деле взгляд со стороны всегда полезен. Посколькумолдавская винодельческая отрасль сегодня переживает кризис,точка зрения западного специалиста может помочьотечественным виноделам посмотреть на свой бизнес другимиглазами и сделать необходимые выводы. Наш собеседник -консультант и винный критик из Великобритании КэролайнГилби."ЛП": Это Ваш второй визит в Молдову. Как вы узнали промолдавские вина? Это вызвано потребительским интересом илисвязано с профессиональной деятельностью?- Так как я имею дело с винами из Восточной Европы какжурналист и консультант, мой интерес - профессиональный.Когда я работала менеджером по закупкам вина для крупнойбританской компании, Восточная Европа была географическойзоной, за которую я была ответственна. Мой первый приезд вМолдову состоялся в марте 2006 г. по приглашению проекта"Повышение конкурентоспособности и развитие предприятий"(CEED), финансируемого Агентством по международному развитиюСША (USAID), чтобы сделать предварительный анализ группыпредприятий с точки зрения их готовности экспортироватьпродукцию на западные рынки. Так я познакомилась с 13молдавскими компаниями - "Acorex Wine Holding","DK-Intertrade", "Salcuta", "Doina-Vin", "Lion-Gri","Chateau Vartely", "Basvinex", "Vinaria-Purcari","Vitis-Hincesti", "Taraclia", "Leovin", "Milestii Mici","Dionysos-Mereni". В этот раз я приехала для оказанияконсалтинговых услуг одной частной винной компании в рамкахдеятельности проекта CEED."ЛП": Каковы главные тенденции мирового рынка? И как выдумаете, может ли Молдова интегрироваться и найти свое местона этом рынке?- В настоящее время основная тенденция мирового рынка вина -это перепроизводство. Даже те страны, которые считаютсяуспешными экспортерами, как, например, США, в этом годупредпочитают оставлять виноград на плантациях, чем егособирать и перерабатывать. Вторая тенденция - росттребований к вину и повышение его качества путемприменения новых технологий и приемов, а также благодаряусилению контроля над процессами производства. В потреблениивина наблюдается возрастающий интерес к красным сортовымвинам. Они более популярны, чем купажные вина с названием поместу происхождения. Также потребитель уходит от полусухих иполусладких вин.У Молдовы тоже есть потенциал и возможность занять место намировом конкурентном рынке вина. Но вместе с тем в странедолжны понять, что большинство вин, которые здесьпроизводят, не соответствуют тому уровню качества, чтобыбыть конкурентоспособными. И стиль производства тоженеконкурентен. Для винодельческой отрасли Молдовы необходимопотрясение. И виноделам необходимо провести очень глубокийаудит и переоценку своих технологических процессов, которыедолжны быть современными и исключать ошибки. А вина -постоянного качества и без недостатков. Необходимо, чтобывино из одной партии было таким же, как и из последующих.Потребителю нужна уверенность, что он не зря потратитденьги, покупая вашу продукцию. Поэтому необходимо избежатьпоявления у него негативного опыта, связанного с молдавскимивинами.Кроме того, государство должно ввести минимальные стандартыдля экспорта, включая вина, поставляемые в страны СНГ,которые также должны соответствовать минимальным требованиямкачества."ЛП": Какие главные задачи стоят перед Молдовой, для тогочтобы эффективно конкурировать на мировом рынке?- Одна из проблем, которую надо решить, - производствовинограда. Виноградарство находится в достаточно запущенномсостоянии, т.е. ощущается недостаток профессионализма в этойсфере. А качество винограда является основой качества того,что будет налито в бутылку. Некоторые заводы не имеютсовременного оборудования, или даже при наличии такогооборудования у руководства (владельцев) компаний нетпонимания, как эффективно его использовать. Также ощущаетсянедостаток глубокого понимания мирового рынка вина ипонимания, почему определенные стили вина завоевалимеждународное признание. За исключением нескольких,большинство компаний недостаточно внимания уделяют вопросаммаркетинга и брэндинга. Кроме того, в отрасли малоконсолидации, для того чтобы работать сообща, как единоецелое. Приятной новостью для меня было то, что определеннаягруппа руководителей предприятий обсуждает планы осовместных действиях."ЛП": Как, по вашему мнению, Молдова должнапозиционироваться на мировом рынке как винопроизводящаястрана?- В первую очередь Молдова должна осознать, в чемуникальность ее предложения, которое она делает мировомурынку. Что является уникальным в молдавском вине настолько,что позволяет им гордиться виноделу и каждому гражданинуМолдовы? На мой сторонний взгляд человека из другойстраны, у вас хорошая почва и благоприятный климат. Но, сдругой стороны, людям, которые выращивают виноград и делаютвино, и являются важной составляющей позиционирования иуникальности вина, не хватает опыта, соответствующегосовременным стандартам виноградарства и виноделия. Отрасльдолжна производить хорошие вина по приемлемой цене."ЛП": Российский запрет на ввоз вин из Молдовы повлиял навосприятие молдавских вин не только потребителями России, нои из других стран. Как, по-вашему, нам необходимо разрешитьэту ситуацию, чтобы поднять статус отечественнойвинодельческой продукции?- Как я уже говорила, Молдова должна ввести строгий контрольнад экспортом и продемонстрировать, что предпринимаютсякакие-то меры в этом направлении, и гарантии того, чтопродаваемые вина соответствуют минимальному уровню качества.Конечно, отрасли необходимы знания тенденций развитиямирового рынка и большая работа по консолидации сил длясовместного маркетинга, public relations, продвижения имиджапродукции. Но всё это может оказаться неэффективным, если нерешить основную проблему - качества винограда."ЛП": Какой Вы видите роль Правительства в поддержке секторадля выхода из создавшегося кризиса?- Роль Правительства может быть определяющей в поддержкевиноделия. Оно должно, в первую очередь стимулироватьинвестиции для покупки нового оборудования, помочь ввопросах образования, современного маркетинга и контролякачества. Запрет на импорт вина в Россию - серьезноеиспытание, но молдавский экспорт в том виде, в каком онсуществовал до сих пор, в любом случае в течение двух-трехлет был обречен на сокращение.Правительству следует предпринять определённые шаги длястимулирования потребления вина в самой Молдове, т.е. навнутреннем рынке. На данный момент ситуация вналогообложении фактически стимулирует потребление крепкихспиртных напитков, таких как водка. Она дает им преимуществоперед вином. Однако, если принять меры, эту диспропорциюможно изменить, что произведет как экономический эффект, таки положительно скажется на здоровье нации."ЛП": Учитывая ваш опыт в качестве эксперта по закупке винадля импортеров из Великобритании, какие вина, по вашемумнению, имеют наибольший шанс на успех на данном рынке?- Что касается Великобритании, то там пользуются спросомсухие сортовые вина, особенно такие, как "Совиньон-блан","Пино-гри", "Пино-нуар" и розовые. То есть вина из техсортов винограда, которые эффективно выращиваются в условияхМолдовы. Также отрасль должна развивать уникальные сорта -местные, такие как Фетяска, Рара Нягрэ, Бастардо Магарач,позволяющие придать уникальность винному производству иэкспорту."ЛП": Какой подход наиболее приемлемый для работы спокупателями вина в Великобритании? Каковы ваши рекомендациипо поводу маркетинговых стратегий?- Винодельческим предприятиям в первую очередь необходимонайти хорошего агента или дистрибьютора вина в этой стране -того, кто имеет налаженные контакты с крупными торговцамивином и понимает их требования. Производителям нужно статьуправляемыми потребителями, а не существующим продуктом. Тоесть они должны понять, какое вино и почему предпочитаютпотребители, какие их ожидания и требования в отношениицены, и стремиться им соответствовать. Следует отойти оттого, что сначала произвели вино, а потом думают, что с нимделать. Нужно проводить сравнительные дегустации(benchmarking) самых популярных вин разных стран из одногоценового сегмента с молдавской продукцией, чтобы узнать, чемона отличается, и насколько вписывается в конкурентнуюсреду. На основе полученной информации важно постояннопересматривать маркетинговую стратегию."ЛП": Понравились ли вам какие-то молдавские вина?- Я бы отметила белые вина "Acorex", серию "Firebird" от"DK-Intertrade". "Dionysos-Mereni" делает необычные вина,такие как ice-wine, ботритизированное вино, "Рарэ Нягрэ". Наэтом предприятии виноделы экспериментируют с нетрадиционнымидля Молдовы сортами винограда, и у них получаются интересныевина. Классическое шампанское "Lion-Gri" представляет собойуспешный образец нового поколения молдавских шампанских вин.У молдавских предприятий есть потенциал, который нужноразвивать."ЛП": Спасибо за ваш сторонний взгляд на наше виноделие.Интервью взяла Ангелина ТАРАНРедакция "ЛП благодарит за помощь в организации интервью проект "Повышение конкурентоспособности и развитие предприятий" (CEED), финансируемый USAID
0