942

Как повышать зарплату?

На этот деликатный с многих точек зрения вопрос существуетнесколько ответов. С одной стороны, законы рынка требуютотказаться от механического повышения тарифных ставок.Иностранные эксперты считают, что в Молдове зарплаты итакрастут слишком быстро, опережая экономический рост ипроизводительность труда, составляя около 30% в ВВП. Сдругой, - уровень жизни, цен и потребительских стандартовнаселения требуют постоянного роста зарплат.Руководство республики поставило цель: построить Европу вМолдове, создать к 2009 г. 300 тыс. рабочих мест с зарплатой$300 в месяц. Или мы трудимся и получаем по европейскиммеркам, или признаем свою неготовность к равному соседству.В рейтинге европейских зарплат Молдова находится напоследнем месте. Заработная плата у нас составляет 2% отзарплат самых высокооплачиваемых в Европе трудящихся Дании.Среди стран СНГ Молдова тоже не блещет высокими показателямив этой области, оставив позади себя только среднеазиатскиереспублики и Грузию. Средняя зарплата в Молдове в 5 разменьше, чем в России, почти в 4,5 раза меньше, чем вКазахстане, в 3,5 раза меньше, чем в Белоруссии, почти в трираза меньше, чем на Украине. И поскольку внешние сравненияне в нашу пользу, перейдем к внутренним. В первом полугодии2006 г. номинальная среднемесячная зарплата по республикевыросла на 28%, по сравнению с аналогичным периодом прошлогогода, и составила 1563,5 леев. Насколько официальнаястатистика отстает от реальной картины уровня заработнойплаты, не известно. Сложившиеся на сегодня зарплаты дляквалифицированных работников (с учетом серых схем) ужеперешагнули целевую отметку в $300. Иначе сложно удержатьспециалистов на производстве.Другое дело - минимальные гарантии оплаты труда. Они у насразные для разных секторов экономики, и в этом социальныепартнеры Правительства видят главный недостаток существующейсистемы. Но уравнять бюджетников с работникамипроизводственной сферы пока нет возможности, считаетзамминистра экономики и торговли Сергей Саинчук. Хотягосударство хотело бы устранить разрыв - какая разница, гдетрудится, к примеру, электрик, в бюджетной организации илихозрасчетном предприятии - труд единой квалификации долженбыть оплачен одинаково. Сегодня в бюджетном сектореминимальная зарплата установлена на уровне 400 леев. Нотолько для гражданских лиц, работающих в силовыхструктурах, и для занятых в сфере образования. Для всехостальных - 320 леев. Но вот парадокс - за первое полугодие2006 г. среднемесячная зарплата по бюджетному секторудостигла 1386 леев. А как объяснить этот разрыв? Дело в том,что в бюджетном секторе до сих пор действует сложная системанадбавок и доплат, считают в Конфедерации патроната.Естественно, если уравнять минимальную зарплату поэкономике, никакой бюджет не выдержит. Поэтому мы ипредлагаем отказаться от такой категории, как минимальнаязарплата, и перейти к понятию минимальный размер оплатытруда, на который не будет влиять сложная системакомпенсирующих добавок как в бюджетном, так и в реальномсекторах экономики, считает исполнительный директорконфедерации Адриан Аксенти.Мы настаиваем на том, что любое повышение, в том числе врамках трехсторонних переговоров, должно быть мотивировано -ростом производительности труда, инфляцией, прожиточнымминимумом. Любое искусственное регулирование системы оплатытруда чревато дополнительными проблемами.Одна их них - регламентация тарифной сетки для рабочиххозрасчетных предприятий и повышающие коэффициенты дляслужащих и руководства предприятий. Начиная со второгополугодия в республике действуют новые минимальные зарплатыдля производственников - 700 леев. Для работниковсельхозпредприятий, малого бизнеса с количеством работниковдо 9 человек социальные партнеры делают послабление - 550леев (см. "ЛП" № 28, КОНСУЛЬТАНТ). Есть и другие компромиссныерешения. Во-первых, поскольку работодатели хотели быоттянуть введение нового минимума, партнеры пришли ксоглашению, что хозяйствующим субъектам предоставляетсяправо вводить новый размер тарифной ставки постепенно, помере финансовых возможностей, но не позднее 1 сентября.Во-вторых, Правительство согласилось, вместо жесткофиксированной, ввести плавающую шкалу тарификации разрядныхкоэффициентов для рабочих специальностей. К примеру,тарифная сетка, начиная со второго квалификационногоразряда, содержит уже по два повышающих коэффициента. Наэтом либерализация формирования зарплат в производственнойсфере не закончилась. Конфедерация добилась исключения изправительственного постановления, увенчавшего коллективныедоговоренности, обязательного применения утвержденнойтарифной сетки. Такими же рекомендательными становятсякоэффициенты сложности, которые теперь служат лишьориентирами в переговорах по установлению тарифной ставкипервого квалификационного разряда на отраслевом уровне илина уровне отдельного предприятия. Коэффициенты сложности -самые "чувствительные" в плане повышения окладов: от 2-6 -кратного размера для руководителей среднего звена, 3-7 -кратного - для менеджеров подразделений и замов до 4-8 -кратного повышения для руководителей "сложных" производств.Особенностью новой плавающей тарифной сетки станет то, чтосущественное повышение зарплаты почувствуют только рабочиепервого и второго квалификационного разряда, т.е.низкооплачиваемые. Для высококвалифицированных рабочихзарплата может не повыситься, если, к примеру, работодательсочтет нужным применить минимальный коэффициент плавающейшкалы. Другой случай, когда отраслевые коллективные договорадавно перешагнули установленный минимум 700 леев (например,в строительстве). Работодателям высокооплачиваемыхпроизводственных специальностей тоже предстоит подумать:повышать или не повышать тарифную ставку, и насколько, посравнению с общенациональной. Беда в том, что отраслевыедоговора распространяются только на те предприятия, которыеподписали коллективное соглашение на уровне отрасли, вотличие от коллективного договора на национальном уровне,имеющем универсальное применение. К примеру, строительнаяорганизация, не присоединившаяся к отраслевому повышенномутарифу, может работать по общенациональному, - пояснилАдриан Аксенти. - Служащий персонал производственныхпредприятий, для которого применяются другие повышающиекоэффициенты, уже "не плавающие", почувствует повышениезарплаты на 30%. Хотя мы предлагали для них также ввестискользящую шкалу тарификации, Правительство настояло наустановлении "твердых" коэффициентов кратности к тарифнойставке для первого квалификационного разряда, установленнойпо стране для соответствующей отрасли. Таким образом, длявспомогательного персонала - коэффициент 1 (минимальныйгарантированный размер месячного должностного оклада неменее 700 леев), для административных служащих - 1,15(минимальный оклад 805 леев), для специалистов со среднимспециальным образованием - 1,5 (1050), с высшим образованием- 1,8 (1260), для руководителей среднего звена, главныхспециалистов - 2,0 (1400), руководителей подразделений ифилиалов, заместители руководителя предприятия - 3 (2100),руководитель предприятия - 4 (2800 леев минимальногооклада).* * *Молдова занимает последнее место в Европе по размерузаработной платы за час работы - 0,3 евро. В списке 48европейских стран, составленном Федерацией европейскихработодателей (FedEE), Молдова включена в 5-ю группу стран ссамым низким уровнем заработной платы за час работы, в туже группу вошли Украина, Албания, Сербия, Белоруссия,Болгария, Россия, Румыния, Латвия, Македония, Литва, Боснияи Герцеговина. Размер оплаты часа работы в РМ составляетоколо 2% от максимальной европейской зарплаты - 14,5 евро,которую получают работники в Дании. За этой странойследуют Швейцария, Норвегия, Лихтенштейн, остров Мэн,Люксембург, Германия, Швеция, Голландия.При составлении рейтинга учитывались официальные данные озаработной плате, в том числе доплаты и другие выплаты, нобез "тринадцатой зарплаты" и выплат за счет прибылипредприятия, выплаты дивидендов. Данные приведены посостоянию на 1 февраля 2005 года, уточняет также Федерацияевропейских работодателей. В пресс-сообщении FedEE такжеуказывается, что правительства Белоруссии и Молдовыподнимают уровень заработной платы во избежание общественныхвозмущений.
0