590

КОМПРОМИССНЫЙ КОДЕКС ТЕЛЕВИДЕНИЯ И РАДИО

Вступил в силу документ, который давно стал синонимомполитических раздоров - Кодекс телевидения и радио РМ. Вомногом протесты оппозиции против "установления цензуры" нанациональном телевидении и послужили причиной затяжногокризиса 2002-го, с палаточным городком в центре Кишинева ирезолюциями ПАСЕ. Принятый в июле с.г. вариант, разумеется,не идеален. Главный итог - компромисс между Партиейкоммунистов и ХДНП.Практически все парламентские фракции разработали своипроекты законов, регулирующих работу телерадиоорганизаций.Серафим Урекян представил целых два, потрудились сторонникиДумитру Брагиша, Олега Серебряна. Альтернативу отклонили безособых дискуссий. Была образована специальная комиссия, подпредседательством спикера Мариана Лупу, которая и выступилаавтором итогового варианта. К разработке активноподключалось и так называемое "гражданское общество" -специалисты частных телекомпаний. Поправки, предложенные"обществом", конечно, обсуждались, но большинство из нихотклонили.Кодекс получился весьма объемным, он регламентирует работуКоординационного совета по телевидению и радио, принципыразмещения рекламы, правила вещания и ретрансляции.Отечественная "первая кнопка" опять переименована, она нынченазывается Общественная национальная телерадиоорганизацияКомпания "Телерадио-Молдова"... Ну, и, собственно, оновшествах. Государство гарантирует гражданам доступ кпросмотру важных событий. Депутаты поначалу отнесли к нимдаже трансляции заседаний Парламента, но потом скромность издравый смысл взяли свое. Важные события - это олимпийскиеигры, чемпионаты Европы и мира, полюбившееся "Евровидение".При этом тяжелее станет частным компаниям: эксклюзивноеправо трансляции предоставляется лишь при условии, что ононе лишит значительную часть аудитории возможности наблюдатьза действом в прямом эфире или в повторе.Наиболее спорный пункт для отечественных телевизионщиковкасается объема вещания на государственном языке и вещаниясобственной продукции. С января 2010-го 70% всего эфирадолжно идти на молдавском, за исключением музыкальныхпроизведений. Также с 2010 года не менее 80% объемапрограммных комплексов будут составлять свои передачи (илиевропейские, в целях, так сказать, дальнейшей интеграции).При этом половина их эфирного времени - в прайм-тайм."Думаю, многим компаниям будет непросто выполнить этитребования Кодекса", - говорит генеральный директор"DIXI-media" (канал СТС) Дан Лозован. - "Мы началиготовиться к нововведениям загодя. Сейчас около двух часовэфира мы титруем на государственном языке, в перспективеобъем будем увеличивать. Мне кажется, что самая большаяпроблема - в наличии профессиональных переводчиков. Полгодапроводили конкурс, выбрали 60 человек, из них взяли наработу лишь троих. Требования к переводчикам жесткие, помимосвободного владения литературным языком, они должны знатьтайпинг, то есть, сперва практически синхронно переводить, азатем и набирать строку. Не скажу, что такие услугиобходятся дешево. В России, к слову, стоимость часа (!)титрования доходит до 270 долларов. Что же касается самогоКодекса... Поскольку он разработан в соответствии срекомендациями СЕ, в нем есть много прогрессивных моментов.Правда, мы не принимали участия в его обсуждении".Специальная глава кодекса посвящена рекламе и спонсорству.По обычаю, правила игры усложняются. В частности, втелевизионной рекламе и телеторговле не допускаетсяиспользование техники, воздействующей на подсознание.Правда, другим законом - "О рекламе" - была запрещенареклама, воздействующая на подсознание; теперь запрещенатехника. Какой закон следует теперь выполнять? Нельзясниматься в рекламе ведущим и комментатораминформационно-аналитических передач, чтобы не спуталителезрители, где новости, где коммерция. Показательно, чтозапретили прямо или косвенно пропагандировать оккультныепрактики. Это новшество. Верующую часть разработчиковКодекса достали изображения потомственных исцелителей,обещающих 100-процентный приворот.Надоело и просто обилие рекламы. В Кодексе прямо указано,что, например, передачи могут прерываться рекламой лишь приусловии, что это не наносит ущерба целостности показываемогоматериала. Промежуток между рекламными паузами составляет неменее 20 минут. А художественные и телевизионные фильмы (заисключением сериалов и документалки) могут прерыватьсярекламными роликами через каждые 45 минут. Похожие нормысодержит и закон "О рекламе", но в несколько иныхформулировках.Прайм-тайм на Пасху и Рождество останется не у дел,поздравления от молдавских фирм будут звучать в другоевремя. Ни до, ни после, ни уж тем более во времябогослужения телезрители не должны увидеть ни одного роликаили рекламного блока. Закон "О рекламе" менее строг, онгласит: "Реклама не может размещаться в период трансляциибогослужений".Объем рекламы на ТВ договорились установить на уровне неболее 15% времени вещания (т.е. 9 минут в час). А рядом ужедругой норматив - в течение одного эфирного часа максимум 12минут на рекламу.Вещательные организации, ретранслирующие зарубежныепрограммы, обязаны заменять содержащуюся в них рекламусвоей. При этом неясно, где они ее возьмут, внушительныйрейтинг есть далеко не у каждого канала. И пятиминутныепустые картинки во время российской/украинской рекламы егоне подымут. Не допускается спонсирование новостных и другиеинформационных программ на политические темы.Расформирование ожидает Координационный совет по телевидениюи радио. Его девять новых членов осенью утвердитПарламент, на очередной сессии, после принесения имиприсяги. Срок действия их полномочий составляет шесть лет.Председатель КСТР приравнен по своей должности кзамминистру.Функции КСТР особо не поменялись, совет по-прежнему выдаетлицензии на вещание, осуществляет мониторинг эфира иизбирательных кампаний. Бюджет совета состоит изгосударственных субсидий и платы, получаемой за выдачулицензий. "Помогут" и телекомпании, которые обязаныперечислять на счет КСТР 1 процент от своего годовогооборота."Полагаю, что изменения, касающиеся совета, будут оченьполезны, и для общества в целом, и для телерадиовещания", -комментирует нынешний председатель КСТР Ион Михайло. -"Обеспечена ротация членов совета, трое избираются на двагода, трое - на четыре, трое - на шесть. Наконец-то онисмогут получать зарплату, до сих пор большинство членовработало на общественных началах. Будет способствовать ростутранспарентности и тот факт, что состав КСТР утвердитПарламент, это позволит достичь понимания между политиками иСМИ. Я желаю новому председателю совета успехов в работе.Согласно Кодексу, на эту должность могут претендовать лицаот 25 до 65 лет, я уже пенсионер, так что надо уступатьдорогу молодым и энергичным".Генеральный продюсер телекомпании NIT Диана Стратулат,наоборот, выражает озабоченность: "Порядок избрания составаКСТР вызывает некоторые вопросы", - говорит она. -"Насколько прозрачной, неангажированной и, соответственно,независимой будет работа Координационного совета, если весьего состав будет назначаться Парламентом? Принятие Кодекса,конечно, важное событие для рынка аудиовизуальных СМИ. Этопервая серьезная попытка навести в этой области порядок. Нодаже после широкого обсуждения документа на стадии проекта вего конечном варианте все же остались некоторые неясныемоменты, нечеткие формулировки, дающие возможность разныхтрактовок. Отсутствует четкое определение понятия"собственная продукция".Подразумевает ли оно только то, что произведенонепосредственно местной компанией, или же и то, чтоприобретено у других производителей?Не совсем ясен механизм мониторинга выполнения положенийКодекса. Кем, как и в каком режиме он будет проводиться? Всеэти неточности и недоработки могут оказать серьезное влияниена работу аудиовизуальных СМИ, и, как следствие, на ситуациюна рынке вообще".Придется перестраивать работу многих кабельных сетей.Определено, что оплату за подключение, ремонт и пр. следуетвзимать исключительно на основании счетов-фактур в офисе, вбанках или на почте. Принимать деньги наличными на дому употребителя запрещено. Не говоря о провинции, недовольныдаже столичные кабельщики, имеющие более-менее разветвленнуюсеть. Кто из них не сталкивается с проблемой взиманиядолгов? Чтобы простимулировать забывчивых граждан, к нимдомой приходят сотрудники кабельных компаний, предоставляютсчет, берут месячную оплату и выдают приходно-кассовый ордер(бланк не строгой отчетности). Если сетка насчитываютнесколько сотен пользователей, это удобно и потребителям, ипродавцам. Желание властей уменьшить оборот нала,разумеется, понятно, но самими компаниям придется нелегко.
0