671

ВНЕШНИЕ ВЫЗОВЫ РОССИИ XXI ВЕКА

Все среднесрочные и долгосрочные прогнозы развития России -как отечественные, так и зарубежные, - как правило,пессимистичны.Предрекается один и тот же набор "ужастиков":демографический упадок и падение качества человеческогокапитала, экономическая и технологическая деградация, закатдемократии и возврат к тоталитарным методам управлениягосударством и т.д. и т.п.Как следствие - откат страны в разряд третьестепенныхгосударств мира, по существу на периферию мирового развитияс последующим ее расчленением и дележом "российскогонаследства" более успешными международными актерами - КНР,США, Евросоюзом, Японией и исламскими странами.Это возможный сценарий, но не единственный. Польза от него втом, что он должен мобилизовать нацию на действия,предотвращающие его реализацию. Однако для правильноговыстраивания таких действий нужны, конечно, не истерики идаже не эмоции, а трезвые и холодные оценки сложившейсявоенно-политической обстановки, на основе которых только иможно строить реалистичные прогнозы развития мира в целом иРоссии, в частности.Попробуем предложить такие оценки, разумеется, в самых общихчертах. В краткосрочной перспективе (3 года - 5 лет) внешняяугроза для Российской Федерации невелика. Труднопредставить, что в ближайшие годы какое-либо государствомира осуществит вооруженную агрессию против России. ХотяНАТО превратилась в доминирующую военную силу в Европе, унас нет острых политических или экономических конфликтов состранами альянса, способных перерасти в крупномасштабнуювойну. В этот период Россия сохранит статус ядерной державы.Надо полагать, что полностью не будет разрушен и режимконтроля над вооружениями, который в целом обеспечивает какпредсказуемость военно-политической ситуации, так идостаточное стратегическое предупреждение и, по существу,устраняет опасность внезапного нападения. На новые серьезныесоглашения в этой области с США рассчитывать, однако, нестоит. Вполне вероятно в этот период расширение "ядерногоклуба", дальнейшее распространение ракет и ракетного оружия.В целом возможность внешней военной агрессии представляетсейчас для России куда меньшую угрозу, чем достаточновероятная внутренняя социально-политическая дестабилизация,растущий разрыв в уровне жизни богатых и бедных граждан,демографический упадок, продолжающаяся технологическаядеградация, экологические и техногенные катастрофы,связанные, в частности, с изношенностью основных фондов.Следует признать, что главные угрозы жизненно важныминтересам России исходят сегодня не извне, а являютсяследствием процессов, происходящих внутри государства и натерритории бывших республик Советского Союза.Исходя из этого, приоритеты национальной безопасности Россииследует расставить следующим образом. На первом местенаходятся внутриполитические и социальные задачи - защитаправ и свобод личности, построение основ гражданскогообщества и эффективного демократического государства. Навтором - технологическая модернизация, включающаяобновление основных фондов, обеспечение перехода кинновационной модели экономического развития и мировойконкурентоспособности, формирование доступной и качественнойсоциальной инфраструктуры, присущей успешнымпостиндустриальным обществам (здравоохранение,образование, пенсионное обеспечение, доступное жилье ипроч.) и повышение благосостояния граждан. Наконец, натретьем месте находится необходимость защиты всех этихзавоеваний от угроз извне, т.е. сдерживание внешней агрессиии обеспечение жизненно важных интересов за пределаминациональной территории.В среднесрочной перспективе (10-15 лет) угроза можетвозрасти прежде всего на Юге. В условиях, когда исламскийэкстремизм в мире нарастает, Россия оказывается перед лицомагрессивных режимов Ближнего и Среднего Востока. Если неудастся дипломатическими средствами предотвратитьконфронтацию с исламским миром, возможно развитиепротиворечий с некоторыми мусульманскими странами,стремящимися добиться господства в широком географическомрегионе, - от Боснии до Таджикистана. При худшем вариантеразвития событий Россия может столкнуться здесь даже снесколькими войнами масштаба афганской на своей территорииили на территории СНГ.Весьма вероятна в этот период дальнейшая деградацияимеющихся механизмов международной безопасности (ООН, НАТО,ОБСЕ и др.), а также основных режимов нераспространения ОМУи средств его доставки, в первую очередь ракет и ракетногооружия.Что касается Запада и Востока, то здесь нельзя исключатьухудшение ситуации, но прямая военная угроза с этихнаправлений маловероятна. Правда, если за это время не будетсоздан механизм реального партнерства между Россией и НАТО,альянс останется замкнутым военным блоком и не будеттрансформирован в миротворческую организацию с участиемРоссии, а военная инфраструктура НАТО вплотную придвинется кнашим границам, то положение может существенно осложниться,не исключая возобновления противостояния между Россией иЗападом. Кроме того следует отдавать себе отчет в том, чтоуже в среднесрочной перспективе роль ядерного оружия вобеспечении национальной безопасности будет неуклоннопадать, а Соединенные Штаты в этот период выйдут на созданиеи оснащение своих вооруженных сил оружием "пятого" (а затеми "шестого") поколения (новейшим высокоточным обычныморужием с мощной информационной составляющей), с помощьюкоторого они смогут решать любые военные задачи практическибесконтактным способом. Россия вряд ли сможетконкурировать в этом с США. Следует ожидать развертыванияСША в течение 10 лет не только тактических систем ПРО,способных решать задачи борьбы с некоторыми (но не всеми)стратегическими силами России, но и элементовтерриториальной системы ПРО.Кроме того, если России не удастся наладить серийноепроизводство вооружений "пятого" поколения (включая,например, аналог американского истребителя "JSF"), -возможно, и через кооперацию с ведущими странами ЕС, томировой рынок вооружений будет монополизирован США, иРоссия, скорее всего, навсегда утратит свои позиции мировогопоставщика современного оружия. Тем самым ею будет утраченвесьма серьезный рычаг влияния на мировую политику в целом.В среднесрочной перспективе не исключено возникновениесерьезных противоречий между Китаем и российскими союзникамив регионе (Казахстан, Киргизия, Таджикистан), а также междуКитаем и важной для России нейтральной Монголией. Хотя внастоящее время нет оснований прогнозировать какие-либоагрессивные намерения со стороны Китая, ряд объективныхфакторов не позволяет полностью сбросить со счетоввозможность серьезных противоречий между Китаем и Россией,способных создать проблемы безопасности и для российскойтерритории (Забайкалье и Приморье).Наиболее сложно дать долгосрочный прогноз (20-25 лет). Еслине удастся создать региональной системы безопасности вЕвропе и АТР, укрепить механизмы обеспечения глобальнойбезопасности под эгидой модернизированной ООН, то нельзяисключать возобновления острого соперничества между новымицентрами силы, их попыток установить господство надрегионами, имеющими жизненно важное значение для России идаже над некоторыми районами самой Российской Федерации. Вэтих условиях России грозит вытеснение на периферию мировогоэкономического развития.Наибольшую потенциальную угрозу для нового российскогогосударства - особенно после событий в Чечне - представляетформирование недружественного, а порой и агрессивного к немуотношения со стороны целого ряда государств по периметруграниц России. Возможно втягивание ее в локальные ирегиональные вооруженные конфликты различного масштаба.Речь, в первую очередь, идет о регионах, граничащих сбывшими среднеазиатскими республиками и Закавказьем.Для сохранения целостности России наибольшую опасностьпредставляет риск отделения некоторых регионов, в частности,Дальнего Востока, Калининграда и Карелии от России исоздание вокруг нее подобия санитарного кордона. Он будетвсе дальше нас отодвигать от наиболее развитых иэкономически перспективных партнеров в Азии - Японии,Южной Кореи, Китая, Филиппин, Малайзии, Тайваня, а в Европе- Финляндии.Особую тревогу в этом отношении вызывает продолжающаясядепопуляция Сибири и Дальнего Востока. Этот процесс несопровождается целенаправленной государственной политикой попривлечению сюда инвестиций и людей на новой основе. Этирегионы - стратегический резерв развития России - могутпревратиться в зону геоэкономической, а затем игеостратегической уязвимости. Вместо источника роста России,Европы, азиатских государств, эта территория можетпревратиться в источник нестабильности и объектсоперничества великих держав.С этим связана еще одна проблема: явное желание Западаослабить Россию как конкурента на мировом рынке. Это виднона примере высоких технологий, уже не говоря о торговлеоружием. Все обещания помощи России немедленно заменяютсяжесткими декларациями как только дело доходит доперераспределения сфер влияния на мировом рынке. И хотяинтеграция России в мировое экономическое пространство,контролируемое Западом, осуществляется достаточно высокимитемпами, может оказаться так, что она произойдет далеко нена равноправной основе, а в международных экономическихорганизациях Россию будут по-прежнему держать "в передней".Наконец, есть риск (хотя и кажущийся сегодня маловероятным)реализации сценария, который уже пытались осуществить в 1917году - расчленения всего постсоветского пространства насферы влияния Японии, Китая, Германии, Турции, США и другихкрупных государств. Если это произойдет, Россия будетсброшена в геополитическое небытие. Ее просто растащат "покускам" другие центры силы.Конечно, это наихудший сценарий из возможных. И есть всепредпосылки к тому, чтобы его избежать. Если, конечно,активно действовать. Ведь следует признать бесспорнуюистину: в истории России никогда международная обстановка небыла столь благоприятна для относительно спокойноговнутреннего развития, как в начале XXI века. Отсутствиеширокомасштабных внешних угроз, ставивших и в ХХ, и в XIX, ив XVII, и в XII веках под вопрос само национальное выживаниеРоссии и русского суперэтноса, возможно, впервые позволяетстране сосредоточиться на проблемах внутренней политики. Всфере внешней политики Россия должна продолжать спокойно итвердо отстаивать свои национальные интересы, участвуя, повозможности, в европейских и международных делах.С другой стороны, следует отдавать себе отчет и в том, чтоникогда в истории России ее ресурсы не были стольограниченными для осуществления не только внутреннегоразвития, но и проведения политики внешней. Этодвойственное положение и определяет на данном этапенекоторую размытость внешней политики России, в том числе потаким вопросам, как СНГ, расширение НАТО, ближневосточноеурегулирование, ядерные программы Ирана и КНДР,взаимодействие с ЕС и мусульманским миром, Договор по ПРО,иракский кризис. С учетом безусловной приоритетностирешения внутренних проблем устойчивого и демократическогоразвития и ограниченности ресурсов, Россия не можетпозволить вовлечь себя в чужие войны и авантюры. Ейнеобходимо беречь силы и экономить ресурсы. В этомконтексте внешняя политика России не может быть не толькоагрессивной, но даже слишком амбициозной. Еевнешнеполитическую стратегию, которая отвечала бынациональным интересам страны, следовало бы назвать"стратегией избирательной вовлеченности".Впрочем, слишком сожалеть об этом не стоит. Примерыпослевоенного развития Японии и Германии показывают, чтостатус (де-факто) великих держав можно удерживать призначительном ограничении внешнеполитических претензий.Правда, в Европе был план Маршалла, а в Японии - некий егосистемный аналог. Но ведь Россия не проиграла мировойвойны, как Германия и Япония, и ее юридический статусвеликой державы, подкрепленный к тому же статусом державыядерной, никто не оспаривает. Отечественная история в томотношении также весьма поучительна. Возьмем хотя быпоследние четыре столетия. После окончания Смуты, по времениДеулинского перемирия с Польшей в 1619 г. Россия была непросто слаба, она была дотла разорена и физическиобескровлена. До конца XVII столетия - т.е. примерно 80 лет- Россия старалась не ввязываться в крупные затяжные войнысо своими основными и наиболее сильными противниками (хотя ивоевала с крымскими татарами, турками, подавляла внутренниебунты, в т.ч. Степана Разина и т.д.). Однако за это жевремя, благодаря достаточно умелой внешней политике иинициативе, она присоединила левобережную Украину и Киев, атакже Сибирь вплоть до Тихого океана и Китая, практически невоюя. Именно тогда, уклоняясь от крупных внешних конфликтов,не проводя агрессивной политики, страна увеличилась больше,чем когда-либо еще в своей истории. За восемь десятилетийвоенно-политического "прозябания" некогда разоренная Россиянакопила такой потенциал, в том числе и экономический, чтопотом непрерывно воевала двадцать один год (по меркамэпохи способность вести успешные войны была показателемгосударственного могущества) и нанесла такое поражение однойиз мощнейших держав Европы (Швеции), от которого та уженикогда не смогла оправиться.После смерти Петра I вплоть до Семилетней войны почтиразоренное государство вновь минимизировало своивнешнеполитические амбиции, особенно на самом опасномнаправлении - в Европе. Казалось, что она вообще не веласамостоятельной внешней политики, а действовала лишь какчей-то союзник. Однако и этот период мира и, как будто даженекоторого унижения России, обернулся в итоге накоплениемсил для последовавших вскоре внешнеполитических побед итриумфов Екатерины II, когда была воссоединена почти всяЗападная Русь, нанесено сокрушительное поражение Турции, и"Российская государственная территория почти достигла, - пословам В.Ключевского, - своих естественных границ как наЮге, так и на Западе".Из 50 губерний, на которые была разделена Россия, 11 былиприобретены в царствование Екатерины. Если в начале этогоцарствования российское население составляло не более 20 млнчел., то к его концу - не менее 34 млн (т.е. увеличилось натри четверти). При этом сумма государственных доходовувеличилась более чем в 4(!) раза. Россия прочно встроиласьв мировую (тогда это была европейская) политику в качествеодной из самых влиятельных держав. Граф Безбородко поучалмолодых дипломатов России: "Не знаю, как будет при вас, апри нас ни одна пушка в Европе без позволения нашеговыпалить не смела".После поражения в Крымской войне в 1856 году (которуюнекоторые историки считают Первой мировой войной) Россиявновь ограничила свои внешнеполитические претензии игеополитические аппетиты. Двадцать лет она, по словамА.М.Горчакова, "не сердилась, а сосредоточивалась", т.е.занималась по преимуществу внутренними делами, накапливаясилы. Но уже в начале 80-х годов XIX века Россия вернуласьна Балканы и на Черное море. И никто, даже "единственнаясверхдержава" тогда, Великобритания, проводившаяантирусскую, даже русофобскую политику, ничего не смогласделать.Таким образом, периоды относительной внешнеполитическойпассивности далеко не всегда являются абсолютным злом. Исегодня об этом стоит задуматься некоторым российским"державникам", которые - кто искренне, кто и в личныхпопулистских целях - разыгрывает карту "великодержавности",не утруждая себя оценкой имеющихся у страны ресурсов.Следование их рекомендациям может привести страну кнациональной катастрофе, что уже не раз происходило вотечественной истории, в том числе дважды - в близком нам ХХвеке.
0