964

ПРИКЛЮЧЕНИЯ "БЕЛОГО АИСТА"

Самая доходная молдавская торговая марка - "Белый аист". Онапоявилась в 1978 г. в качестве фирменного ординарногоконьяка Молдавии, чтобы отличаться от аналогичных напитков,производимых в других советских республиках. И, как показаловремя, настолько хорошо отличилась и выделилась из общегоряда, что в эпоху новейшей истории ее стали подделывать нетолько на родине, но и за границей. В настоящее время ТМ"Белый аист" является собственностью государства.Представляющее его интересы агропромышленное агентство"Молдова-вин" пытается отстоять права Молдовы на этот брэнд.Молдова заявила свои права на данную марку в 1999 г., подавзаявление на ее международную регистрацию по Мадридскомусоглашению и протоколу о международной регистрации знаков в27 стран. В том числе она получила охрану и в Болгарии.Однако в течение многих лет в этой стране занимаютсяфальсификацией дивина и бренди "Белый аист", причем некакие-нибудь умельцы из подполья, а легально работающиезаводы.Как сообщил консультант юридической службы агентства"Молдова-вин" Серджиу Пынзару, борьба за эту марку ведетсядовольно давно. В 2003 г. тогда еще департамент"Молдова-вин" направил письмо в АД "Винпром Лом" (г. Лом,Болгария), чтобы предприятие прекратило незаконноеиспользование ТМ "Белый аист". Адресат признал, чтодействительно в 2002 г. он изготавливал продукцию под такимнаименованием, но с 2003 г. пообещал ее не производить и неэкспортировать. Но обещания хватило не надолго. "ВинпромЛом" не ограничился только "Белым аистом". Его ассортиментпополнился такими молдавскими марками дивинов, какпятилетним "Cezar" и семилетним "Marshal" (принадлежат АО"Vinaria-Bardar"). Мне довелось увидеть эту "продукцию". Наэтикетках было написано "Moldova", а на бутылке "Marshal" -еще и "divin matur". Болгарский изготовитель даже молдавскийштрих-код (4840016000504) не постеснялся нанести на своюподделку. В его ассортименте также имеются вина "Лидия","Изабелла", "Земфира".Агентство "Молдова-вин" объединило усилия с МВД, ЦБЭПК и СИБреспублики. Премьер-министр Василе Тарлев подписал обращениек своему болгарскому коллеге Сергею Станишеву. ПремьерСтанишев и министр внутренних дел РБ Румен Петков оказалисодействие молдавским правоохранительным органам попресечению этой деятельности. В частности, в ходеоперативных мероприятий было установлено, что ООД "ВинарнаПоломье" (г. Лом) производила и имела на складе готовуюпродукцию под ТМ "Белый аист". Она вывозилась в Израиль, вадрес компании "Карми Фуд Интернэшинэл", что подтверждаютэкспортные декларации. Против ответственных лиц предприятия,среди которых оказался и гражданин Молдовы Иван Ариков, быловозбуждено уголовное дело по статье 227 УК РБ, касающейсянезаконного использования чужих торговых марок. Кроме того,продукция ООД "Винарна Поломье" ввозилась по демпинговымценам в Российскую Федерацию в адрес компании "ЯнтарныйГрозьдь".Образцы под маркой "Белый аист" производства ООД "ВинарнаПоломье" были представлены на дегустацию в Центральнуюдегустационную комиссию агентства "Молдова-вин". Натермоусадочном колпачке такой бутылки нанесено: "ВинарнаПоломье" и логотип "Аист с гроздью винограда в полете" (знаккачества и гарантии Молдовы). На контрэтикетке нет данныхо производителе, а о самом продукте сообщается: "Обладаетгармоничным сочетанием тонкого цветочного аромата, мягкогоцветочного вкуса и янтарного цвета". Кто знает, какойцветочный вкус? Напомним, что настоящий дивин "Белый аист"должен соответствовать следующим параметрам: цветзолотистый, аромат цветочно-ванильный, вкус мягкий,полный, достаточно экстрактивный, сбалансированный, слегкими тонами выдержки.Вот как оценили болгарский "вариант" профессиональныедегустаторы: "Образцы алкогольной продукции - с легкимопалом, слабо-соломенного цвета, не характерного данномутипу. В букете выражен искусственно добавленный ванильныйтон, отсутствуют тона выдержки. Вкус простой, жгучий,негармоничный, не характерный для коньяка. Образцы поорганолептическим показателям не соответствуют требованиямдействующей нормативной документации".Образцы этого "аиста" прошли испытания в лабораторииНационального института виноградарства и виноделия. Их цель- определение основных физико-химических показателей насоответствие стандарту "divin" и технологической инструкции"Белый аист" или стандарту "brandy" и соответствующей ТИ. Врезультате испытаний был сделан вывод: продукт несоответствует ни одному нормативному документу. Кроме того,достаточно высокое содержание ванилина не характерно дляпродукции данного типа и может быть расценено какискусственная добавка.Кроме нелегального использования молдавских знаков и самогоназвания нашей страны, некоторые местные фирмызарегистрировали в Патентном ведомстве РБ товарные марки, назаявки по которым должно быть отказано. Например, АД"Блумфийлд инвесткъмпани България" получила права наторговые марки "Аист", "Бял щъркел" (по-болгарски "Белыйаист"), логотип "Аист с гроздью винограда в полете". ТМ"Fluieras" сначала "принадлежала" АД "Винпром Лом", потомона перешла к "Блумфийлду". Последняя компания настолькополюбила молдавские товарные знаки, что подала заявку вПатентное ведомство с просьбой аннулировать регистрацию ТМ"Белый аист", принадлежащей агентству "Молдова-вин". Поэтому поводу 23 июня 2006 г. было вынесено положительноерешение, т.к. в течение пяти лет в Болгарии марка неиспользовалась. Но при такой нелояльной конкуренциипоставлять легальную продукцию из Молдовы было практическиневозможно.Решение об аннулировании международной регистрации натерритории Болгарии ТМ "Белый аист" "Молдова-вин" оспариваетв Софийском суде. Любопытно, что, даже когда она действовалав течение пяти лет с 29 ноября 1999 г., Патентное ведомствоРБ зарегистрировало 2 февраля 2004 г. за тем же"Блумфийлдом" ТМ "White stork" (по-английски "Белый аист"),хотя, по условиям Мадридского соглашения, запрещаетсярегистрация переводов охраняемых торговых марок.- К сожалению, мы являемся свидетелями нелояльнойконкуренции по отношению к молдавским производителям, когдакто-то незаконно использует авторитет и достижениямолдавской винодельческой отрасли для получения личнойвыгоды. Подделки под нашими марками наносят большой вредимиджу молдавской продукции и ущерб экономическим интересамстраны, а потребителей вводят в заблуждение относительноизготовителя товаров. Производство и экспорт подобнойпродукции сомнительного качества может послужить основаниемдля применения другими странами по отношению к Молдовесанкций, аналогичных российским, хотя молдавскиепредприятия к ней не имеют никакого отношения. Мы ожидаемрезультатов всех следственных мероприятий уголовного дела пофакту использования ООД "Винарна Поломье" чужого товарногознака и обратимся в суд с иском о возмещении причиненногоэтими действиями ущерба. Остальным болгарским производителямбыли разосланы письма с предупреждениями, чтобы они ненарушали наших прав на товарные знаки. Если это непокажется достаточно убедительным, то мы будем отстаиватьсвои права всеми доступными средствами, - говорит СерджиуПынзару."Белый аист" производят и на Украине. В коллекции подделок,собранных "Молдова-вин", есть и такой образец. На этикеткесообщается, что это - коньяк, возраст 4 года. Производитель- ООО "Винконцерн", г. Белгород-Днестровский, Украина. Напродукт наклеена акцизная марка Белоруссии, импортеромявляется ИЧУТП "Белвингрупп". Министерство аграрнойполитики Украины отказалось прекратить действие нормативнойдокументации на изготовление коньяка "Белый аист",сославшись на отсутствие правовых оснований. ООО"Винконцерн" выпускает алкогольную продукцию под такимназванием согласно договору, заключенному с латвийскимпредприятием ООО SIA "Aroma-Floris" 8 сентября 2005 г., опредоставлении права использования технологическойинструкции на производство коньяка ординарного специальногонаименования "Белый аист". А также - в соответствии слицензионным договором о предоставлении неисключительнойлицензии на право использования знаков для товаров и услуг,подписанном с латвийской Ассоциацией производителей идистрибьюторов "Белый аист" 2 января 2006 г., тоже неимеющей ничего общего с молдавскими производителями.Агентство "Молдова-вин" уже судилось с ООО SIA"Aroma-Floris" в Риге по поводу аннулирования незаконнозарегистрированных молдавских товарных знаков и прекращенияих использования, и решение было принято в нашу пользу. Судпостановил аннулировать ТМ "Белый аист", зарегистрированную"Aroma-Floris", и обязал предприятие уничтожить всюконтрафактную продукцию. Данное решение уже приводится висполнение. После этого должны последовать соответствующиедействия на Украине и в Белоруссии.В Казахстане был прецедент с маркой "Белый аист", которыйтам зарегистрировала местная фирма - ТОО "Недорогой"."Молдова-вин" удалось решить эту проблему в апелляционномпорядке. Апелляционный совет Комитета по праваминтеллектуальной собственности Министерства юстицииРеспублики Казахстан признал недействительной регистрацию ТМ"Белый аист" на основании того, что она вводит потребителя взаблуждение относительно производителя товаров.Борьба с фальсификаторами продолжается.
0