1470

Этот "хитрый" Мокану

Хора как средство воспитанияЛюди всегда диву давались, глядя на него: откуда в таком маленьком человеке такая большая сила, такой темперамент? А он все отшучивался: "Мы, южане, все такие". Спиридон Спиридонович Мокану действительно родился на юге Молдовы, в Кахуле, в обычной крестьянской семье, в которой еще два брата и сестра росли. Когда Великая Отечественная началась, ему было 9 лет.- В 4 утра стали бомбить казармы наши. Вой бомб, крик и плач баб. Казалось, конец света наступил. А потом оккупация, о которой вспоминать не хочется, - нас, вчерашних второклассников, снова в первый класс перевели, так что можете представить, что это за учеба была. Но еще страшней была голодовка 1946 - 1947 годов. Люди мерли, как мухи, зимой их погружали на сани и везли на кладбище. А весной - не поверите, когда трава стала подниматься, выходили в поле и паслись, как животные. Наполнят брюхо лебедой, а это почти верная смерть. Зерно, что было у людей, вымели и потравили - чтобы сеять было что. Но знаете, детское любопытство было сильнее голода - бегали с пацанами в клуб, а там много чего интересного было - кружки разные. В 1947 году меня в музвзвод взяли. Может, это и спасло от голодной смерти. Я там на альтушке играл.Так вот, клуб или ДК. Организовали там драмкружок, которым руководила профессиональная русская актриса. В Кахул она приехала вместе с мужем-банкиром. Я там чем-то вроде рабочего сцены был, ролишки кое-какие перепадали. Играл в пьесах "Вас вызывает Таймыр", "Молодые люди".- Но ведь они на русском.- Пару фраз выучить - большого ума не надо.- И что вы там говорили?- Да вот это и говорил - "Вас вызывает Таймыр". Я в той пьесе почтальоном-рассыльным был. Потом танцевальный кружок организовали, и стал я танцевать. Вообще, красота танца меня пленила, можно сказать, с пеленок. Ходил на хору, смотрел, как пляшут... Если на площадке был очень хороший танцор, он мог "рассечь" хору надвое.- Вам приходилось "рассекать" когда-то? - Да куда уж мне, я же совсем пацаненком был, больше из-за чужих спин смотрел. Вообще, скажу я вам, первейшая культура на селе это была хора. Культура поведения, воспитания... На хоре можно было увидеть, кто талантлив в танце, кто как воспитан, кто на кого глаз положил. На хору ходили и стар и мал. И если кто-то из пацанов или юношей вел себя неправильно, взрослые при встрече с их родителями делали им замечание: мол, сынок ваш ослабил вожжи, вы ж его приструните, негоже на людях так себя вести...По дороге в КишиневЛетом 1948 года в Кишиневе проходила республиканская олимпиада художественной самодеятельности, и коллективы Кахулского дома творчества принимали в ней участие.- Тогда еще ливень страшный был, вокзал затопило, - вспоминает Спиридон Спиридонович. - А выступили мы здорово, наш танцевальный коллектив занял первое место. Вот тогда отобрали шесть пар - лучших танцоров со всей республики (среди них оказался и я) и "прилепили" к ансамблю песни и танца МССР "Дойна". Потом мы разделились - хоровая капелла отдельно и танцы отдельно. Когда мы влились в коллектив, там блистали Надежда Пшеничная и Петр Санду. Балетмейстеров молдавских в то время не было - культуру нашу создавали приглашенные россияне. Первым моим танцевальным "крестным" был Николай Александрович Болотов. Учили нас на основе классического танца - ведь у танцора должна быть форма, он должен владеть пластикой и еще уймой приемов и навыков, чтобы называться таковым. Педагогом по классике был у нас замечательнейший профессионал Роман Григорьевич Рохман, в свое время окончивший Ленинградское хореографическое училище им. Вагановой.Когда стали готовиться к декаде искусства в Москве, пригласили Игоря Александровича Моисеева, поставившего знаменитую "Молдавскую сюиту", в которую входили "Хора", "Чокырлия" и "Жок". Поставил он и другие танцы - "Молдовеняска", "Ла спэлат", "Коаса", "Хитрый Мокану". "Материал" он собирал на тех же сельских хорах, мы тоже с ним ездили. Он старался не упустить ни одну деталь. Боже мой, как гениально он работал...-А "Хитрый Мокану" - это про вас?-Это про парня-проказника, который вечно над кем-то подшучивал, строил козни, этакий спиридуш-чертенок. Говорили, что и я таким был. Но чтобы я особо не заносился, у нас этот танец назвали "Пэкалэ" (солистом был я), а в Москве, в ансамбле Моисеева, он и поныне называется "Хитрый Мокану". А в сюите Моисеева я танцевал "Чокырлию". Это очень сложный и быстрый танец, я на нем грыжу заработал - более 20 лет выплясывал этого "Жаворонка" (чокырлие). А вот с танцем "По дороге в Кишинев" более 40 лет "прошагал". Столько же и с "Баба мя". Поначалу с нами выступали Тамара Чебан и Григоре Уреке как солисты тарафа. Так вот, Уреке пел "М-ам порнит ла Кишинэу". Слова были замечательные - как встретились по дороге в столицу два кума, сделали привал, выпили по чарке, второй, десятой и стали сватать своих детей, при этом торгуясь страшно за приданое... "А почему бы не поставить танец?" - подумали мы с Ионом Фурникэ. Сказано - сделано, и совместно с приглашенным из России балетмейстером Варковицким, композитором-аранжировщиком Шико Арановым "слепили" мы эту "дорогу", а потом и "бабу"... В постановке "бабы" очень помог Глеб Семенович Чайковский. Особенно помогало нам в работе то, что мы встречались со многими коллективами, мастерами хореографии, смотрели, что у них хорошего, сравнивали, перенимали. И это вдохновляло и нас на творчество...12 составов "баб" сменилось. Первой была Антонина Галустян, вторая - Евгения Шебинская, потом Дора Дойбань, Елена Мирон, Серафима Продан... И только "старичок" оставался неизменным более 40 лет."Дядя из телевизора"Как здорово, как зажигательно Мокану и Фурникэ танцевали "По дороге в Кишинев"! Ансамбль "Жок" (а так он стал называться, по словам С.С.Мокану, после той памятной декады 1949 года, когда ансамбль был признан среди лучших в СССР) везде принимали с восторгом, но всегда зрители были в ожидании Мокану и Фурникэ. Однажды, во время поездки по Украине, Мокану заболел. Было это в Житомире, а после предстояли выступления "Жока" на киевских сценах. Из Киева позвонили и спросили: "Мокану есть?" "Он заболел, будем без него выступать". "Тогда можете следовать дальше". Танцору ничего не оставалось, как срочно выздороветь, приняв "лошадиную" дозу лекарств и усиленную терапию.-Мы объездили весь мир - в 64 странах побывали, на всех континентах (кроме Антарктиды), весь Советский Союз исколесили.-И в Африке были?-А как же!-И как на других континентах принимали наших "кумовьев", "Бабу", "Пэкалэ"?-Так же бурно, как и в СССР, хотя говорят, что иностранцы не понимают нашего юмора. Все что от души исходит в толковании не нуждается. Но главное для нас все-таки была Молдова. Не было уголка, где бы мы не выступали. Полевые станы, сельские клубы, даже "толоаки". Помню, в каком-то селе Вулкэнештского района выступали в поле, так там такая пыль поднялась, что с трудом можно было различить, где артисты, а где зрители. Режиссером празднеств на стадионах был Глеб Семенович Чайковский. Устраивались выставки урожая на районных стадионах, на украшенных подводах подъезжали нарядные крестьяне. И в финале праздника - концерт. А сколько благотворительных концертов мы дали - не счесть.-Вы были в составе концертной бригады и в нашем селе, на стадионе выступали. Жители двух сел - Тею и Токмэжиу, объединенные в один колхоз, собрались почти "всем составом", чтобы посмотреть на концерт, но главное - на Мокану и Фурникэ. К тому времени в наших селах появились первые телевизоры, в т.ч. и у нас. Братишка мой (годиков 5 ему было), увидев вас на сцене, стал толкать меня в бок и говорить: "Смотри-смотри, это же дядька из телевизора".-Да, было такое. Мы тогда, разъезжая по селам, несли культуру в массы, как теперь вот Ленуца Бургилэ пытается ее реанимировать в рамках своей "Каравеллы". Молодец, девчонка, так держать. Жаль только, что культура на селе оказалась в таком упадке... И танцы народные, если их не культивировать, могут почить в бозе. А Ленуце скажу "браво!" Чем больше таких неравнодушных будет, тем успешнее будет и экономика, и культура в нашей стране.Зал аплодировал 40 минут-Спиридон Спиридонович, а был у вас еще один культовый танец - "Баде Маковей"...-Хороший танец, везде принимали его на "ура". В Кремлевском дворце съездов 40 минут аплодировал зал, вызывая на "бис". Но в первом ряду сидел постановщик Леонид Якобсон, который глазами и незаметными жестами показывал: "нет". И мы ушли. Когда спросили балетмейстера, с чем связан запрет, он сказал: "Но ребята, давайте быть мужчинами, нельзя дважды прятаться под женской юбкой". Есть в этом танце такая сцена, когда поп-гуляка, чтобы не быть застигнутым у чужой молодухи, прячется под ее юбкой. -Вы знаете, этот момент, когда он туда "шмыгает", очень трудно уловить. Когда сдавали танец, балетмейстер пригласил всех работников "Жока" - костюмеров, гримеров, рабочих сцены - в общем, всех. Меня усадил рядом с собой, - рассказывает супруга Мокану Юлия Ивановна. - Я настолько была заворожена происходящим на сцене, что не заметила, как танцор прошмыгнул под женскую юбку, и стала спрашивать у Якобсона: "А где он, куда подевался?" Он расхохотался и сказал: "Я как раз этого и добивался - чтобы даже родная жена не заметила!"К фольклору надо относиться бережноНаша беседа длится уже третий час, а пища для нее никак не убывает, а наоборот. Мы говорим о красоте танца, и вместе приходим к выводу, что лучшие танцы - наши, молдавские.-Ведь недаром говорят, что где танцуют молдаване, земля стонет под ногами, настолько они зажигательны. За свою жизнь в моем репертуаре было где-то 17 танцев, и не только молдавские. Был и румынский танец с палками (cu bitele), и венгерский "Орлы", и многие другие... С великим сожалением говорил хозяин дома о том, что с нынешним отношением ко всему молдавский танец может исчезнуть. -Если Моисееву около 60 лет назад было из чего выбирать и ставить шедевры, то нынче ситуация иная. И ведь нового ничего не появляется - все старыми танцевальными запасами живем. Но жизнь меняется, следовательно, и танцы должны меняться. Мы же теряем и то, что было. Актерские элементы из танца исчезли, а они вдыхают в него душу... И талантов особо не вижу. Их надо искать. Как некогда искали Моисеев, Болотов... И "лепить" из них настоящих танцоров, потому что если не работать с ними до седьмого пота, талант так и останется в зародыше...Бережно относятся к фольклору в Румынии, а вот во Франции, Германии его мы не увидели - вымер, что ли? Там есть шоу, а народного танца нет. Это ожидает и нас, если не попытаться изменить ситуацию.Век танцора - 20 лет-Так считается, что 20, а я вот "протанцевал" 2,5 пенсии, т.е. 46 лет. Кто-то и 20 не доживает, трудная это работа, пенсию же платят чуть более 200 леев, а нынешним танцорам уже и этого не дают - "выслужил" годы и иди ищи себя дальше. А что можно найти, когда организм уже изнурен танцевальной "болтанкой"? Но ведь не только ради себя, но и ради страны, ее славы кладут на алтарь свое здоровье танцоры. Вы знаете, скольких уже повезли на погост? И еще: танцоров у нас почему-то не поминают и не чествуют, как, скажем, музыкантов, актеров, других людей искусства. Нет и фестиваля международного, как, скажем "Вэ инвитэ Мария Биешу". От кого это зависит? От руководителя. Ведь сумела Мария поднять оперное искусство на высокий пьедестал.Недавно "Жок" праздновал свое 60-летие. Так нас, стариков, чуть не забыли: пригласительный мне лично принесли накануне, иные же ветераны вообще о юбилее узнали из афиш да по радио и TV. Уже у входа во дворец им вручали пригласительные.Слушая выступающих, мы - ветераны поняли, что о нас собираются забыть на этом "пиру". Тогда мы с Фурникой вместе с цепочкой ветеранов, взявшись за руки, вышли на сцену. В сценарии праздника этого не было, и говорят, что за нашу "самодеятельность" попало ведущей юбилейного вечера... Мы, конечно, извиняемся, но нельзя забывать тех, кто стоял у истоков.-Очень интересную передачу о Вас несколько лет назад сделала на NIT Лариса Васильевна Зиновьева...-Да, передача была замечательная, - вспоминает Юлия Ивановна. - Это был второй случай, когда я заплакала, переполненная чувствами восхищения и благодарности за высокий профессионализм. Первый раз слезы потекли от восторга, когда смотрела "Молдавскую сюиту" Моисеева, и вот фильм или передача Зиновьевой.-Скоро юбилей и у Вас, Спиридон Спиридонович...-Да, 27 октября нас с Фурникой будут чествовать. Я не посмею сказать, что в мои 75 я могу танцевать "Чокырлию", а мне, бедолаге, не дают этого делать. Как говорится, кесарю - кесарево, годы берут свое. И все-таки уверен, что не надо спешить списывать стариков. Многое чего они повидали, пережили, поэтому и совет дельный могут дать, а где-то и плечо подставить. Что до артистов, то у них пенсионного возраста нет - в душе они ими остаются до финиша жизни.Однофамильцы-Моему Спиридону если вернуть зрение, он еще многое мог бы сделать, ведь форму он сохранил прекрасную. А стало оно ухудшаться, как с работы ушел. Видимо, непросто дался ему этот уход, - с грустью констатирует Юлия Ивановна. 56 лет прожили супруги вместе, дочку вырастили (и на гастроли с собой таскали). -Помню, ня Костаке рассказывал, что люлькой для их Норочки служил чемодан, когда они гастролировали с театром.-А для нашей Леночки цинковое корыто на плите - мы ставили его туда, чтоб ребенку тепло было, да и места было мало: в двухкомнатной избенке (наш первый дом) жили три семьи, а нам, как самым молодым, досталась кухня... Многие спрашивают, не надоели ли мы друг другу за столько лет. Представьте себе, нет, мы еще бережней стали относиться друг к другу. Более 20 лет в одном ансамбле проработали (там и встретились - я пела в "Дойне", потом костюмером в "Жок" перешла), - вспоминает Юлия Ивановна. - Фамилии у нас только писались по-разному, а суть у обеих была одна. Он Мокану, я - Чобану, и обе означают "пастух". Выходит, мы еще и однофамильцы.Юлия Ивановна достает шкатулку и говорит: "Здесь вся наша жизнь, то есть ее оценка". Медали, лауреатские значки, орден Ленина. У народного артиста Спиридона Мокану, кроме других наград, и две медали "Ветеран труда": одну получил, "заработав" 20 лет стажа, вторую - еще через 20 лет.-Мне очень повезло с женой. Заботливая, бережливая, она и меня сберегла до этих лет. Что ни говори, хорошая у меня семья - и дочь, и внуки, Ион и Алла, и правнучка Катюша. Вот если бы еще и здоровья прибавилось, тогда бы ни на что не жаловались, в том числе и на маленькие пенсии. Разве что на людскую забывчивость...Память должна быть добройЕсли раньше Мокану можно было смотреть, не уставая, то нынче его можно слушать без конца. Он столько знает, столько повидал, в стольких уголках планеты побывал. И отовсюду старался привезти что-то путное (в профессиональном смысле - движение, сюжет, картинку и т.д.).-Я своих персонажей "высматривал" на улице, в зале, на базаре. Смотрел, как деды прицениваются, как денежку считают. Так рождались образы.Вспоминая всякие болячки - свои, жены и соратников, он говорит о вечном спутнике артиста-гастролера - кипятильнике.-Хотелось ведь хоть что-то сэкономить и сувениры родным и детям привезти.В Венесуэле, Уругвае, Парагвае, Франции, Бразилии и далее везде, где побывал Мокану, его принимали за своего. А в Румынии еще и кликуху дали - "Омул де каучук" (резиновый человечек).-Трудную, но интересную жизнь прожили мы. Есть что вспомнить, что рассказать.-А Вы напишите книгу об этом. Вот ведь ваш коллега Курбет их несколько написал.-Опять же скажу - кесарю - кесарево. Да и с моим теперешним зрением - 5 операций, и от глаукомы и от катаракты, перенес. Вроде бы пишет один человек 2 книги - про меня и Фурнику. К юбилею обещает закончить. Надеюсь, там будет сказано и о памяти людской, которая должна быть доброй. А юбилей наш (два в одном) мы с коллегой хотим назвать "М-ам порнит ла Кишинэу". Надеюсь дожить до того дня и увидеть в зале своих самых лучших и добрых друзей. Приходите, буду очень рад. Анна МЕЛЕКА.
0