598

ПЕРВЫЙ ЭТАП СИСТЕМЫ УЧЕТА

На этой неделе в Министерстве здравоохранения и социальнойзащиты РМ подводили предварительные итоги первого этапавнедрения автоматизированной системы учета оборота лекарств.Согласно плану, система, в первую очередь, должна охватитьотечественных производителей медпрепаратов, оптовыефармакологические склады и розничную аптечную сеть Кишинева.На сегодня ситуация такова: из 29 предприятий, выпускающихлекарства, автоматизированный учет внедрен на 16-ти.Остальным разрешено производить пока только косметическиеили парафармацевтические средства. Из 111-ти оптовых складовсистему внедрили 67,остальные не работают. Из 360кишиневских аптек с филиалами система учета работает на150, еще часть из них проходит стадию внедрения. Остальныедумают. А чтобы они "сильно не задумывались" (в устахспециалистов минздрава это звучит как саботаж и неподчинениерешениям Правительства), разработан проект закона,предусматривающий ужесточение наказания за осуществлениедеятельности с фармацевтическими препаратами без системыих учета. При обнаружении случаев хранения или реализациилекарств без этикеток с латентной полосой правонарушительбудет наказан штрафом в размере от 50 до 500 у.е. Приповторном нарушении штраф увеличивается от 750 до 1000 у.е.Предполагается, что новый закон вступит в силу уже вдекабре. Деваться некуда."Одна из основных причин, на которую ссылаются владельцыаптек, мотивируя отказ от внедрения - отсутствие финансовыхсредств, - говорит начальник Центра автоматического учетамедикаментов при Агентстве лекарств Николай Робу. - Но этоже не столь большие затраты. Для запуска системы необходимыкомпьютер, сканер, принтер. В сумме примерно 11-12 тыс.леев. Иногда приходиться приобретать новый кассовый аппарат,совместимый с компьютером. Установка программы - еще 7 тыс.леев. По нашим подсчетам обустройство одного рабочего места,которого вполне хватает для небольшой аптеки, стоит 22 тыс.леев. Ежедневно даже в самой маленькой аптеке реализуетсялекарств на сумму от 2 тыс. до 5 тыс. леев. Конечно, дляоптовых складов, уже имевших в своем арсенале хоть какую-тотехнику, переход на автоматизированную систему прошел легче,но и для аптек столь небольшие затраты не могут бытьреальной причиной отказа. Дело в другом. Простоавтоматизированная система учета практически "перекрывает"реализацию "левой" продукции. Это и была одна из задач.Сегодня мы можем сказать, что свели к минимуму объем продажконтрафактных медпрепаратов.В том, что лекарство подлинное, легально ввезенное изарегистрированное в РМ, а значит безопасное и действенное,может убедиться и сам пациент. Для этого на упаковку клеитсяэтикетка с латентной полосой. Аптеки обязаны иметьспециальное устройство, которым может воспользоватьсяпокупатель лекарств, если что-то у него вызывает сомнение,И, наконец, немаловажный факт. Денежные поступления в бюджетот реализации медицинских препаратов с февраля по июнь т.г.по сравнению с аналогичным периодом прошлого годаувеличились на 50 процентов. Это говорит не столько о том,что вырос фармацевтический рынок, сколько о том, чтосократилась "подприлавочная" продажа лекарств. Большинстволекарств, поступающих в продажу, взяты на учет". (Отредакции "ЛП": один из главных факторов роста поступлений вбюджет - введение НДС на лекарства, но об этом не всепомнят).На втором этапе система будет внедряться в аптеках другихгородов Молдовы. На третьем этапе предполагается внедритьавтоматизированную систему учета лекарств в сельскихаптеках. Если нет для этого средств, Правительствопредлагает взять необходимую технику, в том числе и б/у, вкредит. Пока не включено в систему учета движение лекарств ваптеках при лечебных учреждениях (больницах и амбулаториях).В одном из последних отчетов Счетной палаты отмечено, чтоотпуск лекарств в этих точках осуществляется с коммерческойнаценкой. В то время как они не имеют статуса хозяйствующегосубъекта, не зарегистрированы как налогоплательщики, азначит, и на наценку не имеют права. Будут лилечучреждения, на балансе которых находятся эти пункты иаптеки, подключены к системе - пока неясно. Под вопросом иучет лекарств в аптечных филиалах. В общем, картина ещеочень далека от идеала. На практике потребитель ощущает покабольше минусов, чем плюсов.Начнем с того, что лекарства подорожали. Правда, это можнообъяснять не только внедрением системы учета, а введением8-процентного НДС, ростом курса евровалюты, общей инфляцией.Казалось бы, ну что такое 26 банов (столько стоит латентнаяполоса) за возможность быть уверенным в качествепрепарата. Это же мизер - считают специалисты. Но сложилосьвсе сразу. При этом особенно ощутимо подорожали самыеходовые недорогие лекарства. Прежде операторы рынка,конкурируя меду собой, играли на понижении цен за счетминимальных наценок. Сегодня, чтобы покрыть расходы налатентную ленту, практически все оптовики используютразрешенный максимум наценки - 15% от стоимости.Кроме этого в аптеках увеличилось время обслуживания одногопациента, в результате чего образуются очереди из больных ираздраженных людей. Все ждут сканирования каждой упаковки.Если в упаковке 10 флаконов, вносить информацию в компьютернадо было с каждого. И только сейчас эту проблему взялисьрешать. Потребитель такими "благами", как сверка данных налатентной ленте, практически не пользуется. Это вамподтвердят в любой аптеке. Потребителя заботит тольконаличие в продаже интересующего его препарата и цена. Болееничего. Если препарата официально нет в наличии, то егопо-прежнему можно купить из-под прилавка. И клиентыпокупают! Таков менталитет. И отсутствие латентной наклейкиих не останавливает.Есть и другие интересные открытия. Так, в аптеках, где естьпроизводственные отделы, пациенты приносят компоненты,которых не хватает для того, чтобы составить препарат,поскольку на фармацевтический рынок в данный момент они непоступали. Где они их достают - тайна, но исследованияпоказывают, что эти компоненты натуральные, т. е. можетконтрафактно завезены, но не подделка."Учет лекарств - дело само по себе очень нужное, - говоритНаталья Афтений, заведующая аптекой № 280 (бывшаяцентральная районная аптека в микрорайоне Рышкановка,располагающая шестью филиалами), - но, как всегда, у нас всепроисходит по принципу: "с начала делаем, потом думаем".Во-первых, когда только собирались внедрять систему учета,никто даже не обратился к нам, практикам, хотя бы заинформацией или за советом. Приобретение соответствующейтехники - это не самое сложное. Никуда не годитсяпрограммное обеспечение. По поручению Министерстваинформационных технологий им занялась одна единственнаяфирма, программа сырая, в ней столько недочетов. Для отпускакомпенсированных лекарств - один вариант, по рецептам -другой, без рецепта - третий. Чтобы упростить, а вернеесократить время обслуживания покупателей, пришлосьприобрести несколько компьютеров. Увеличить штатсотрудников. Но самое страшное - это отчеты. Они вообще нестыкуются. Не учтен отпуск медикаментов компенсированных пополису для больных, лечащихся амбулаторно (перечень этихмедикаментов утвержден в этом году).Отсутствует программа по отпуску лекарств филиалам. Отчеты влечучреждения и в Национальную медицинскую страховуюкомпанию раздельные. Путаница страшная. Испециалистов-консультантов с этой самой фирмы недозовешься".В Центре автоматического учета медикаментов считают,логичным, что практическим внедрением системы занимаетсяодно юридическое лицо. -Это государственный программныйпродукт, - говорит Николай Робу, - содержащий закрытую базуданных. Есть нюансы, которые доверены только данному лицу ионо несет за это ответственность. Но почти все директора ивладельцы аптек говорят одно и то же: "продукт никуда негодится". Ко второму этапу специалисты обещают егоусовершенствовать. Однако скептики продолжают настаивать насвоем: система ничего не дает, они категорически не согласны"подключаться" к системе и даже готовы отстаивать своиправа. Говорят, что практики зарубежного опыта, кактакового, тоже нет. Каждая страна контролируетфармацевтический внутренний рынок по-своему.
0