469

НАШ ЗАКОННЫЙ ПУБЛИЧНЫЙ ИНТЕРЕС

Рынок ценных бумаг не стоит на месте, он постояннореформируется. Национальная комиссия по ЦБ подготовилапоправки более чем к половине из сотни статей закона обакционерных обществах. Проект поправок обнародован, любойжелающий может участвовать в их обсуждении и дажепосоветовать что-нибудь дельное по дальнейшему улучшениюзакона. Изменения коснуться всех проявлений жизни АО, нонаиболее радикальные новшества, возможно, будут внесены в тестатьи, которые касаются корпоративного управления,открытости и прозрачности обществ.Самое интересное, что бросается в глаза - будет упраздненоразделение АО на открытые и закрытые. Вводятся две новыекатегории: акционерные общества простые и "публичногоинтереса" (АОПИ). Так они и будут называться в законе. Кпоследним будут предъявлены особые требования к раскрытиюинформации и проведения внешнего аудита. В их число войдутвсе ныне действующие и создаваемые акционерные общества,которые отвечают хотя бы одному из этих параметров: уставныйкапитал более 500 тыс. леев; более 50 акционеров; акциикотируются на фондовой бирже; выпускается дополнительнаяэмиссия ЦБ (акции, облигации). А также, если предприятиевключено в программу приватизации (независимо от размеровпринадлежащего государству пакета акций). В обязательномпорядке в число публично интересных АО войдут коммерческиебанки, страховые компании, инвестиционные фонды инегосударственные пенсионные фонды - когда появятся.По подсчетам работников НКЦБ акционерных обществ публичногоинтереса наберется не более 500-600 из 3,5 тыс. АО,зарегистрированных в Молдове. Специалисты рынка, которыепока воздерживаются от публичных комментариев, считают, чтоНацкомиссия просто утомилась тащить весь нетранспорентныйобоз акционерных обществ в прозрачное будущее. Поэтомурешено выделить часть АО, предъявить им особые требования,выполнение которых НКЦБ в состоянии будет контролировать.Отсюда такая разношерстность членов будущего клуба АОПИ,как-то выглядящий случайным подбор критериев для членства.Этих избранных и планируется заново открыть миру. К подобнымпланам специалисты относятся скептически, поскольку считают,что проблема закрытости обществ заключается не в заниженнойпланке требований к ним, и уж тем более не в возможностяхНациональной комиссии, которая пока не стала для фондовогорынка тем, чем Национальный банк стал для финансового рынка.Общая мысль - акционерные общества по-настоящему неоткроются до тех пор, пока не почувствуют в этом оструюнеобходимость.А необходимость все не наступает и не наступает. Синдромскрытности у владельцев и менеджеров предприятий развился впостприватизационный период, когда излишняя откровенностьмогла стоить им собственности или рабочего места. Этотсиндром, безусловно, тормозил расширение рынка ЦБ, что, всвою очередь, лишало смысла все требования к повышениюуровня раскрываемости. Чтобы разорвать этот замкнутый кругНацкомиссия могла бы принимать более последовательные шаги,а том числе и в совершенствовании законодательства. Менеджерброкерской компании "Финком" Константин Чобану считает,например, что все требования к раскрытию информации об АОдолжны быть сосредоточены в одном законе - в законе обакционерных обществах. Все девять лет существования этогозакона его коротенькая статья "Опубликование информации одеятельности открытого общества" (ст. 91) требовалафактически лишь две вещи - публикацию годовогобухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Вовсех остальных случаях исполнители "иных требований"отсылались к какому-то неопределенному "законодательству оценных бумагах". Разгадка этих ребусов требуетнерационального расхода времени и сил. Нужно этокакому-нибудь производителю консервов? Он даже нерасценивает дополнительную информацию о своем предприятиикак особо секретную, он просто считает, что она никому ненужна. Он, может быть, и ошибается, но он так считает.Традиционную болезненную непрозрачность отечественныхпредприятий Нацкомиссия пытается лечить второе десятилетие.Член НКЦБ Юрий Цырдя считает, что в целом акционерныеобщества выполняют обязательные требования, которые касаютсяпубликации годовых отчетов. Это та сфера деятельности,которая жестко контролируется Нацкомиссией, а нарушителинаказываются. В сезон 2006 года административное наказаниепонесли 85 должностных лиц АО - в основном за непубликациюотчетов. Максимальный штраф составляет 50 "минимальныхокладов", что означает не более 1000 леев. Но в большинствеэтих случаев речь идет об АО, давно прекратившихпроизводственную деятельность, и для которых общение сакционерами отошло на десятый план.Существует и такая категория информации, сокрытие которойбесполезно. Например, проведение общего собрания невозможнобез публикации соответствующего объявления. Без него решениясобрания просто не имеют силы и в любой момент могут бытьоспорены в суде. Поэтому собственно публикацию объявленийНацкомиссия не отслеживает, как не отслеживает иотчетность о приобретении пяти и более процентов акцийобщества одним инвестором или группой аффилированных лиц.Скрывать этот факт не имеет смысла, поскольку независимыерегистраторы обязаны ежедневно доносить НКЦБ о заключенныхсделках. Поэтому инвесторы обычно сами спешат сдаться. А вотна то, что они не обнародуют эту информацию, хотя обязаны,Нацкомиссия смотрит сквозь пальцы. За это нарушение ещеникто не оштрафован. Оправданием служит ссылка на ежегодныйотчет, где должен фигурировать и список "пятипроцентников",однако именно отсутствие этого списка и является наиболеераспространенным нарушением требований к отчету.И есть еще целый пласт обязательной информации, котораяпрактически не поступает к акционерам. Очень редкопубликуются отчеты о решениях общих собраний, если только покакой-то причине руководство предприятия не заинтересовано втакой публикации. Полностью отсутствуют отчеты озаседаниях советов АО, если на них принимаются решения озаключении, например, существенных сделок (более 25%) симуществом общества. Кроме того, потенциальным инвесторам,аналитикам, консалтинговым фирмам, в конце концов,журналистам могла быть интересна информация о компаниях,которую те совсем не обязаны обнародовать. Речь может идти одовольно широком спектре открытости: от добровольногоразъяснения структуры собственности до ротации менеджерскогосостава.Константин Чобану считает, что действующее в Молдовезаконодательство выдвигает к акционерным обществамтребования не об открытости, а об отчетности. Соблюдениеэтих требований поможет облегчить Нацкомиссии выполнениеконтролирующих функций, но не поможет инвестору сделатьвыбор - уходить с рынка, или выходить на него. Открытымстанет только то предприятие, которое хочет привлечьинвестора. Это особое искусство, для Молдовы оно сегоднядаже важнее, чем кино. Одним словом, этому надо учиться,учиться, и еще раз учиться.Последний номер российского журнала "Секрет фирмы" рассказалчудесную сказку о превращении группы "Мечел", пятой повеличине горно- металлургической компании России, внастоящую принцессу угля и стали. А до этого она была,конечно, Золушкой, "непроницаемым для постороннего взглядаконгломератом металлургических заводов, ГОКов и угольныхкомпаний, принадлежащих неизвестным ООО и кипрским офшорам".К тому же, пишет журнал, "Мечел" практиковал запутанноеперекрестное акционирование, рискованную налоговую политикуи трансфертное ценообразование. Превращение свершилось впрошлом году, когда компания успешно провела первичноеразмещение акций на Нью-Йоркской фондовой бирже. Причем, поцене, "находящейся на уровне верхней планки ценовогокоридора". Это стало возможным только после введениязападных стандартов корпоративного управления и наладкисистемы внешних коммуникаций. Не говоря уже об особых формахфинансовой отчетности.Как это выглядит на практике, пересказывать нет смысла. Сутьв том, что каждая компания сама выбирает для себя границыдозволенного и каналы общения с внешним миром. Но при этомсоблюдается главный принцип: чем более ты открыт, тем лучшевыглядишь в глазах инвесторов, проявляющих здоровыйпубличный интерес.
0