662

ЭЛЕКТРОННЫЕ СЧЕТЧИКИ ЗА СЧЕТ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ?

Месяц назад вступило в силу утвержденное Национальнымагентством по регулированию в энергетике (НАРЭ) "Положениеоб измерении электрической энергии в коммерческих целях"(см. КОНСУЛЬТАНТ). Документ устанавливает обязательныйхарактер и принципы коммерческого учета объемовпроизведенной, импортируемой, экспортируемой, транзитной,транспортируемой, распределяемой, поставляемой ипотребленной электрической энергии. Он относится ко всемучастникам электроэнергетического рынка, включая бытовыхпотребителей.Положение предусматривает функции и обязанностипотребителей, касающиеся учета электрической энергии,устанавливает категории точек учета, порядок приобретения,установки, эксплуатации и содержания приборов учета, ихметрологической поверки и контроля.Как следует из содержания документа, НАРЭ полагает, чтоновое Положение ускорит процесс замены устаревших системучета электроэнергии современным оборудованием, позволяющимвести почасовой учет потребления энергии, а также сведетпрактически к нулю возможность несанкционированногопотребления электроэнергии. Соответственно, в будущем будутустановлены новые тарифы в зависимости от временипотребления электроэнергии. Такого рода тарифы применяются встранах Европы.В соответствии с данным нормативным актом НАРЭ, в течениегода энергопроизводителям и владельцам электростанцийпредстоит установить в пунктах учета энергии высокоточныеэлектронные счетчики. В течение двух лет электронныесчетчики должны быть установлены в пунктах учетаимпортируемой, экспортируемой и транзитной электроэнергии, атакже на переходах из транспортной системы вэлектрораспределительные сети.Приборы учета бытовых потребителей, не отвечающиетребованиям Положения, могут использоваться до 2010 годавключительно. Вполне логично, что НАРЭ иэлектрораспределительные сети не намерены оплачиватьнововведения из своего кармана. Согласно Положению, бытовойпотребитель сам приобретает приборы учета и оплачиваетмонтажные работы по их присоединению к сети!Отвечая на вопросы корреспондента "ЛП", специалисты НАРЭизложили свою позицию. Она заключается в следующем.Положение нацелено на модернизацию существующей системыучета энергии, создание условий для дальнейшегоосуществления процесса открытия рынка электрической энергиии обеспечения его прозрачности. Положение было принято вцелях приведения национальных норм регулирования к принципамЕвропейского Союза, в соответствии с Планом действий Молдова- ЕС.Специалисты Агентства подчеркивают, что при разработкеПоложения были учтены: необходимость наличия системыизмерения потоков электрической энергии для продолженияпроцесса либерализации рынка электроэнергии; необходимостьточного измерения электрической энергии. Документспособствует созданию автоматизированной системы учетаэлектроэнергии согласно перечню работ, финансируемыхВсемирным банком в рамках второго Энергетического проекта.Кроме этого новое Положение должно помочь при разрешенииразногласий в вопросах учета электрической энергии,возникающих между обладателями лицензий, а также междупотребителями и поставщиками электрической энергии.В интервью для "ЛП" председатель Ассоциации потребителейэнергии РМ Николае Могоряну отметил, что с точки зренияпотребителей это Положение не решает никаких проблем.Возможно, оно решает проблемы в треугольнике:электрораспределительные сети, транспортные сети, системныйоператор (диспетчерская служба). Постановление принятопрактически без учета мнения потребителей. К сожалению, этостиль работы НАРЭ. К потребителям энергии, - именно онидолжны главенствовать на рынке, - отношение со стороны НАРЭостается дискриминационным.Как заявил Николае Могоряну, "надо четко определиться сзадачами, чтобы внедрение системы учета не вылилось вувеличение дополнительных расходов для потребителейэнергии".Идея принятия "Положения об измерении электрической энергиив коммерческих целях" инициирована агентством достаточнодавно, а текст этого документа был практически подготовленеще в прошлом году. Этапы подготовки данного Положения немогут не вызывать ряд вопросов. Как известно, всенормативные акты, в соответствии с Законом "О пересмотре иоптимизации законодательной базы, регламентирующейпредпринимательскую деятельность", должны проходитьэкспертизу, чтобы подтвердить - не препятствуют ли онипредпринимательству. Для этого создана специальная рабочаягруппа, которая дает свое заключение по рассматриваемомудокументу. Только после прохождения т.н. "гильотины"нормативный акт официально публикуется и вступает в силу.Ассоциация потребителей энергии совместно с Национальнойконфедерацией патроната РМ заранее направили в минэкономикисвои предложения по содержанию рассматриваемого Положения.На заседании рабочей группы минэкономики в январе 2006 годаэти замечания были рассмотрены. При обсуждении проектаПоложения свою активную позицию в отношении некоторыхнедоработок в документе изложила Служба стандартизации иметрологии РМ. В результате, после рассмотрения рабочейгруппой, проект Положения не был одобрен.К слову сказать, не только "Положение об измеренииэлектрической энергии в коммерческих целях" не прошлоиспытания "гильотиной". На том же совещании рабочей группы вминэкономики не были одобрены подготовленные в НАРЭположение о функционировании мини-электростанций и положениео двухставочных тарифах на электроэнергию. Более того,"Положение об измерении электрической энергии в коммерческихцелях" было повторно отвергнуто на заседании рабочей группыв апреле 2006 года.В такой ситуации НАРЭ не подавало заявления об апелляции. Тоесть, исходя из принципа гильотины, минюст не должен былдавать свое согласие на публикацию Положения в "МониторулОфичиал". Но оно каким-то образом было опубликовано.История непонятная и запутанная:По мнению Николае Могоряну, "Положение об измеренииэлектрической энергии в коммерческих целях" содержит многопредпосылок, ущербных для потребителей и участников рынкаэлектроэнергии. Некоторые пункты Положения противоречатЗакону об электрической энергии. В частности, в пункте 17говорится о том, что "распределительное предприятие будетдействовать в соответствии с Положением о поставке ипользовании электрической энергии в случае выхода из строясредств учета, установленных у потребителей". Смысл этойфразы в том, что ответственность и затраты по ремонтусчетчика хотят переложить на потребителя.Электрораспределительные сети остаются ни при чем. А надодействовать в соответствии с Законом об электроэнергии, вкотором вся ответственность за состояние средств учетавозложена на поставщика электроэнергии.Положением устанавливаются пять категорий точек учетаэлектроэнергии. Категории определяются в зависимости оттребований, выдвигаемых к средствам учета. Но вполнедостаточно и трех категорий. Излишнее разделение приведет кнеобоснованным дополнительным расходам со стороныпотребителей. К тому же, электрораспределительным сетямдается право указывать потребителям, какие должныустанавливаться системы учета. Проще говоря, потребителяммогут навязывать самые дорогие электронные счетчики.НАРЭ излишне завышает технические требования к средствамучета. Что опять же ведет к их удорожанию. Для электронныхсчетчиков активной энергии в Положении требуется классточности не ниже "0,5" (класс точности соответствуетпроценту погрешности измерений). Очевидно, что чем вышекласс точности измерений, тем дороже счетчик. Почему этодолжны оплачивать потребители? Нельзя не замечать, что весьмолдавский энергорынок состоит из устаревшего оборудования.Очевидно, что в наших условиях для измерений вполнедостаточно класса точности "1" или "2".По этой же причине, излишне завышенного класса точностиприборов учета, может быть увеличена стоимостьмини-электростанций. Они вынуждены будут нести заметныедополнительные расходы, хотя в этом нет никакойнеобходимости. Мини-электростанции предназначены длясельских регионов страны. Но при этом мини- электростанцииподпадают под категорию "А" - самые дорогие высокоточныеэлектронные системы учета электроэнергии. Электроника населе? Тут есть о чем подумать:Существенным недостатком Положения является и то, чтопотребителю не предоставлено право пломбировать средстваучета. Дело в том, что сейчас во многих случаях счетчикивынесены за пределы территории предприятий. Проверяютсчетчики представители электрораспределительных сетей. Ониже и ставят пломбы. А если у потребителя, крупногопромышленного предприятия, возникают сомнения в правильностиучета? Почему бы не разрешить ставить одновременно пломбыпоставщика и потребителя электроэнергии? Однако агентствоНАРЭ лишает потребителей права доступа к электроннымсчетчикам...
0