773

AZPETROL УХОДИТ, ПРОЕКТ ОСТАЕТСЯ

Идея строительства в Джурджулешть нефтеналивного терминала,а затем и ряда других стратегически важных для страныобъектов, пережила уже много стадий и крутых поворотов всвоей истории. В начале 2005 года Правительство Молдовы иазербайджанская компания Azpetrol International Holding BVподписали инвестиционное соглашение, которое было оценено в$250 млн. Оно предусматривало не только завершениестроительства злополучного терминала, но и возведениегрузопассажирского порта и нефтеперерабатывающего завода, атакже открытие сети автозаправочных станций.Казалось, с того момента проекту обеспечена счастливаяжизнь. Он получил полную поддержку на высшем уровне, как вМолдове, так и в Азербайджане, компания Azpetrol процветалаи не скрывала своих амбициозных планов. Она намереваласьвсерьез обосноваться на европейском рынке нефтепродуктов, ав качестве плацдарма для этого рассматривала как раз своипроекты в Молдове.Но все в этой жизни меняется. Не прошло и года послеподписания контракта, как у азербайджанского инвестораначались проблемы у себя на родине. Azpetrol InternationalHolding BV понес значительные потери из-за экспроприациичасти своих активов правительством Азербайджана. Этоподорвало ее способность осуществлять дальнейшеефинансирование дочерних компаний в Молдове. Вновь подвопросом оказалась судьба "золотых ворот" на Дунае, какназвал проект в Джурджулешть премьер-министр Василий Тарлевна церемонии подписания инвестиционного соглашения. Скептикивновь заговорили о бесперспективности и авантюрностипроекта. И каждый день неопределенности в судьбестратегического инвестора увеличивал этот скептицизм, даженесмотря на несколько пресс-релизов Azpetrol о безусловномвыполнении всех предусмотренных контрактом обязательств.Ситуация изменилась в июне этого года, когда молдавскиедочерние компании азербайджанского холдинга - Azpetrol SRL,Azertrans SRL и Azpetrol Refinery SRL - были купленыголландской компанией EasEur Holding BV, специализирующейсяна инвестициях в энергетическом секторе стран ВосточнойЕвропы. Проект в Джурджулешть стал первой инвестиционнойинтервенцией холдинга на восточных территориях,осуществленной за счет привлечения частного капитала. Всовет директоров компании в Молдове вошли представителиГермании, Азербайджана и три местных специалиста.- В связи с проблемами азербайджанского холдинга у себя народине смена владельца представлялась единственнойвозможностью реализации в полной мере инвестиционныхпроектов в Молдове, - отметил в интервью для "ЛП"генеральный директор компании Azpetrol Томас Мозер. -Хотелось бы подчеркнуть, что переговоры и приобретениекомпаний Azpetrol SRL, Azertrans SRL и Azpetrol Refinery SRLхолдингом EasEur Holding BV проводились по согласованию спредставителями руководства Молдовы. И мы изначальногарантировали руководству вашей страны, что сменавладельца этих трех компаний никак не отразится на сроках иобъемах выполнения базового инвестиционного соглашения. Мыпрекрасно осознаем значимость этого проекта для Молдовы, дляобеспечения ее энергетической безопасности и повышенияинвестиционной привлекательности. Поэтому всеобязательства Azpetrol International Holding BV перешли кEasEur Holding BV, и будут соблюдаться неукоснительно.Сегодня, как сообщил Томас Мозер, основные усилия компаниинаправлены на завершение строительства нефтеналивноготерминала. Степень его готовности оценивается примерно в80%. Работы ведутся по первоначальному проекту, поэтомудополнительных согласований и экспертиз не потребовалось.Хотя в инвестиционном соглашении оговорен срок в 30 месяцевдля завершения строительства терминала (октябрь 2007года), новый инвестор намерен сдать в эксплуатацию объектнамного раньше намеченного срока - к концу нынешнего года.- В молдавской прессе уже назывались разные даты открытиятерминала, но они исходили из планов прежнего инвестора, -уточняет Томас Мозер. - Мы же реально оцениваем ситуацию иуверены в том, что к концу года сможем отпраздновать нашпервый успех в Молдове. Одновременно рассчитываем открыть,как минимум, шесть автозаправочных станций. Затемежеквартально будем сдавать в эксплуатацию еще по 4-5 АЗС,чтобы к концу 2008 года завершить реализацию своихинвестиционных планов и в этом сегменте. Параллельно будутвестись работы по возведению грузопассажирского порта ипроектированию нефтеперерабатывающего завода. Порт мы хотимсдать в эксплуатацию к концу 2007 года, что тожезначительно раньше предусмотренного контрактом срока(октябрь 2010 года). Хочу отдельно подчеркнуть, что с первыхдней работы в Молдове мы находимся в тесном контакте спредставителями Министерства экономики и торговли РМ,которые помогают нам в решении многих вопросов. В своюочередь, при подключении строящегося терминала к источникамэнергоснабжения мы участвуем в развитии инфраструктуры селаДжурджулешть.С момента заключения инвестиционного соглашения сПравительством Молдовы Azpetrol инвестировал в экономикунашей страны порядка $25 млн. К концу 2006 года, по словамгенерального директора компании, эта сумма составит $33 млн.Значительно возрастет и количество новых рабочих мест.Если сейчас на объектах трудится около 70 человек, то послеоткрытия терминала и нескольких АЗС их число возрастет до300. Томас Мозер отметил, что EasEur Holding BV пришел нарынок Молдовы всерьез и надолго. И намерен не только самвыполнить в полном объеме взятые прежним инвесторомобязательства, но и способствовать привлечению в нашу странудругих иностранных инвестиций.- Сейчас мы работаем над разработкой генерального планаразмещения всех запланированных объектов, - говорит Мозер. -Эта работа ведется совместно с консалтинговой компанией изГермании, являющейся дочерней фирмой концернаDaimler-Chrysler. В октябре мы намерены представить этотплан потенциальным инвесторам из разных стран. Мы считаем,что в зоне свободного порта Джурджулешть возможно развитиесамых разных видов деятельности, включая транзитныеоперации, обработка грузов, сборочные производства и т.д.Для этого есть все условия: и законодательные льготы игарантии, и выгодное стратегическое размещение порта в устьеДуная, и наличие подготовленных трудовых ресурсов. Крометого, с 1 января 2007 года эта зона станет приграничной дляЕС. Поэтому мы уверены, что потенциальные инвесторы синтересом ознакомятся с нашими предложениями и воспользуютсяновыми возможностями, которые открывает строительство вДжурджулешть терминала и грузопассажирского порта.Если все задуманное новым инвестором будет реализовано, тоДжурджулешть станут не просто "золотыми воротами" Молдовы, аполновесным "золотым прииском". Томас Мозер не исключает,что у EasEur Holding могут появиться компаньоны из разныхстран в процессе реализации намеченных проектов. В том числеиз числа компаний, работающих в Молдове. "Мы намерены вближайшее время встретиться с другими участниками местногорынка нефтепродуктов и предложить им пользоватьсясоздаваемыми возможностями для транспортировки нефти", -отметил наш собеседник. Он также подчеркнул, что изначальносоглашение между Azpetrol и Правительством Молдовы неподразумевало поставки сырой нефти обязательно изАзербайджана. Поэтому разрыв отношений с прежниминвестором не создаст проблем с обеспечением сырьемтерминала и будущего НПЗ. "Мы будем покупать нефть наоткрытом рынке.Продолжаются переговоры с производителями и торговымикомпаниями из регионов побережья Дуная, бассейнов Черного иКаспийского морей. В ближайшие месяцы мы планируем подписатьважные контракты на поставку, - подчеркнул Мозер. - В то жевремя, мы намерены в ближайшем будущем сменить названиенашей компании, так как она уже не имеет ничего общего сAzpetrol".Что касается экологической безопасности возводимых объектов,что стало предметом острых дискуссий на последнем заседаниимолдавско- украинской межправительственной комиссии, тостратегический инвестор поспешил нас успокоить."Безопасность наших зданий и оборудования является нашимбезусловным приоритетом, - отметил Томас Мозер. - Мы оченьтесно сотрудничаем с Министерством экологии и нашимиподрядчиками, которые обеспечивают соответствие всехпроводимых работ национальным и международным стандартам.Первоначальная экологическая экспертиза нефтяного терминалабыла разработана предыдущим владельцем терминала ипредоставлена украинской стороне. Azertrans SRL ведетстроительство в соответствии с этим проектом. Сейчасготовится пакет с дополнительной информацией о строительственефтяного терминала, который будет представлен украинскойстороне Правительством Молдовы в следующем месяце.Экологическая экспертиза документов на другие объекты будетпредоставлена Украине до начала их реализации".
0