790

ДЕШЕВЛЕ КУПИТЬ, ЧЕМ СОБРАТЬ

Не знаю как у кого, а в нашем обществе лучшим другомчеловека уже давно стал телевизор. Поиграть в этом сегментепокупательского спроса можно тремя основными законнымиспособами: стать импортером известного бренда; заказать вКитае изделия no-name и присвоить им собой придуманноеназвание; заняться сборкой на месте.Естественно, интереснее всего (теоретически) последнийвариант, производство в большинстве случаев хлопотнее, новыгоднее торговли. Технологию сборки согласился описатьдиректор по производству компании "Акчент электроник"Любомир Кирияк: "Мы получаем комплектующие из Китая отсерьезных проверенных поставщиков. Сама процедура сборкиблочная, пайка применяется очень мало: шлейфы,размагничивающая петля, динамики. Причем все производствоосновано на компьютерной базе, человеческий фактор играеточень небольшую роль. Затем наступает черед специалистов:настройка, проверка, технологический прогон, сдача ОТК. Самасборка занимает намного меньше времени, чемвысокотехнологические операции. С их осуществлением успешносправляются специалисты, подготовленные Техническимуниверситетом Молдовы, с кадрами проблем нет".Таким образом, основная добавленная стоимость создается засчет интеллектуального труда: то о чем грезят высшиечиновники страны. Казалось бы, живи, плодись и развивайся!Вместе с тем именно 2006 год становится, пожалуй,краеугольным камнем очередного надгробия отечественнойТВ-промышленности.Напомню: когда реформы развалили флагмана всесоюзнойтелепромышленности, - кишиневскую "Альфу", предприимчивыехедхантеры из Симферополя переманили к себе практически весьсредне-технический персонал. Еще бы: квартира в Крыму,работа, зарплата. "Сейчас некоторые из них, - говориткоммерческий директор АО "Тебас" Тудор Чернобровчук, -работают в компании "Филипс", в Австрии, Бельгии, России.Некоторые остались в Кишиневе, но никто из них ктелепроизводству отношения сейчас не имеет"."Тебас" - одна из пяти компаний, которые возникли на руинах"Альфы" и единственная из них, занимающаяся производствомтелевизоров. "Сейчас мы производим 4 модели телевизоров сдиагональю 54 см с плоским и обычным экраном под торговоймаркой CNT, - продолжает Тудор Чернобровчук. - Готовим кпроизводству еще 10 моделей, однако в Молдове рынокперенасыщен, конкурировать очень сложно"."С тех пор, как нам пришлось платить все пошлины, -рассказали мне на рыбницком предприятии ПТНП-ММЗ, на которомдо последнего времени собирались телевизоры Daewoo, -работать стало невыгодно, поэтому Молдавскийметаллургический завод решил вообще отказаться от такогопроизводства".В молдавском представительстве белорусской компании "Лекоинтернешнл коммуникешн" сообщили, что пока сборочногопроизводства открывать не собираются, торгуют готовымиизделиями.Компания "ЖТСи электроникс", владелец торговой марки JTCнаходится в процессе несостоятельности. Банкротство компанииинициировал "Молдиндконбанк". Как сообщил начальникюридической службы банка Иван Гудумак, "предприятие получилоу нас очень большой по молдавским меркам кредит иотказывается его возвращать"."Осколок" представительства известной российской корпорацииТВТ, занимавшего значительную долю молдавского рынка лет 10назад и даже выполнявшего услуги по сборке для России,Украины, Польши, компания "Лэнд-ТВ", также несколько месяцевназад прекратила сборку телевизоров Lux, перейдя пока наимпорт изделий Funai. "Сейчас все плюсы собственной сборкинивелировались, - сообщили мне на предприятии, - сталоабсолютно бессмысленно этим заниматься".С чем же связан подобный анти-энтузиазм? Естественно, стаможенными пошлинами. Было время, когда пошлины на готовыетелевизоры составляли 15%, на комплектующие - 5. Было -10/0. Сейчас 5/5. Плюс намного проще получить молдавскийсертификат соответствия по готовому сертификату иностранногопроизводителя, нежели проводить аттестацию приборов,подвергаться периодическому контролю со стороны службы"Молдовастандарт", сертифицировать производство и пр."Сейчас разве что табачные киоски не занимаются импортомтелевизоров, - сказал в сердцах один предприниматель. -Тактика такая, взять в Китае максимально дешево и чтобывнешне было симпатично. И дать гарантию год. Давали быменьше, но нельзя по закону"."Соотношение легальный импорт/"серый" импорт и контрабандана молдавском рынке сейчас составляет 30/70, - считаетначальник департамента аудио, видео и бытовой электроникикомпании "Акчент электроник" Марчел Заманягрэ. - Импортерыуказывают в инвойсах заниженные цены на готовые изделия илизавозят их под видом комплектующих, так проще "спрятать"реальную стоимость. Мы не можем с ними конкурировать, таккак платим все налоги, а наценка идет минимальная"."Акчент электроник" и "Альфа-аджил" - два частныхпредприятия, остающихся в сегменте сборки. Об "Альфе-аджил"я подробно рассказывал год назад, к сказанному могудобавить, что обещанное производство плазменных панелей онипока не освоили. "Акчент электроник" собирает в ЗСП"Молдэкспо" телевизоры трех китайских торговых марок: TCL(недавно компания объединилась с французской "Томсон" истала едва ли не крупнейшим производителем телевизоров вПоднебесной); Changhong, доминирующий на рынках Китая иИндии; Haier, более известный нашим потребителям покондиционерам и холодильникам. При вывозе собранныхтелевизоров с территории ЗСП "Акчент" уплачивает пошлину иНДС (акциз на телевизоры недавно сняли) и все 100% продукциипродает в Молдове. "Реально, - говорит Марчел Заманягрэ, - с2003 года мы продали в стране телевизоров на миллиондолларов".Можно предположить, ради чего сборщики продолжаютудерживаться на этом рынке, создавая рабочие места длявысококвалифицированного персонала. "Акчент электроник"удалось получить от Торгово-промышленной палаты РМ правомаркировать свои телевизоры Made in Moldova. Что, припредполагаемом введении антидемпинговых барьеров на путикитайских товаров в страны Евросоюза в будущем может датьмолдавским компаниям значительные преимущества. Однаконаблюдается и другая тенденция, которая может их разорить довозможного выхода на рынки ЕС.В России, например, первой волной no-name импортеров былиоптовики, которые заказывали в Китае продукцию под своимибрендами и затем создавали дистрибуторскую сеть. Затем им насмену пришли крупные сети типа "Эльдорадо", которые теперьсами заказывают и продвигают китайскую технику уже подсвоими торговыми марками и создают собственнуюинфраструктуру сервиса. То есть рынок становится всенедоступнее для местных производств. Подобное наблюдается иу нас, есть примеры, когда предприниматели, объявлявшие освоих намерениях развернуть в Молдове сборку переключилисьна импорт.Но ведь телевизоры - это только первый шаг. За ними следуютDVD-плееры, аудиотехника, цифровые фотокамеры и мобильныетелефоны, LCD и плазменные телевизоры, а на подходе уже ицифровые. Причем все это не может развиться до уровнямировых стандартов, до углубленной переработки, не пройдястадию примитивной сборки.
0