600

ТАМОЖНЯ ОСВАИВАЕТ НОВЫЕ ФУНКЦИИ

Впервые в истории Молдовы руководство таможенным ведомствомдоверено женщине. С 17 мая его возглавляет ФеодосияФуркулица, прежде работавшая заместителем министра финансов.Это назначение совпало с коренными изменениями вдеятельности Таможенной службы.- Главное новшество связано с передачей Таможенной службефункций по выдаче преференциальных сертификатовпроисхождения товаров формы "А" при экспорте молдавскихтоваров в страны ЕС, - отметила для "ЛП" Феодосия Фуркулица.- Разработаны и утверждены изменения и дополнения вдействующие нормативные акты или приняты новые. Штатыпополнили 58 сотрудников, которые прошли подготовку и ужезанимаются непосредственно выдачей сертификатовпроисхождения формы А. На каждой из 14 таможен, созданыспециальные отделы или секторы происхождения товаров.В рамках специального проекта, финансируемого Еврокомиссиейи Евротаможней, эксперты из Финляндии провели семинары длясотрудников Таможенной службы, коллеги из Румынииорганизовали специальный тренинг в Пятра-Нямц. ПравительствоВеликобритании совместно с МИД Литвы профинансировали проект"Помощь Таможенной службе РМ в обеспечении сертификациипроисхождения товаров для молдавского экспорта на рынок ЕС".Все это позволило таможенным органам с 1 июля приступить квыдаче преференциальных сертификатов происхождения формы"А". Начальник отдела происхождения товаров Таможеннойслужбы Юрий Чебан отметил для "ЛП", что эти переменыположительно отразились на работе экспортеров. Получениесертификата в том же органе, который осуществляеттаможенное оформление, унифицирует и упрощает процедуруоформления экспорта. Акт экспертизы происхождения товаровэкспортер должен предоставить, если нет всех необходимыхданных для подтверждения происхождения товаров или имеютсяоснования полагать, что предоставленные сведениянедостоверны и/или недостаточны. В то же время, актэкспертизы может быть представлен по инициативе самогоэкспортера, чтобы избежать возможных дополнительныхвопросов. Но при этом акт экспертизы может быть выдан нетолько ТПП Молдовы, но и любой независимой лабораторией,имеющей соответствующую лицензию.Участники внешнеэкономической деятельности подтверждают, чтоособых изменений в порядке выдачи сертификатов не произошло."Стало даже чуть легче: меньше суеты и ненужной беготни поразным инстанциям", - отметила для "ЛП" президент АО "Пиеле"Роза Трейгерман. Для получения сертификата необходимопредставить примерно тот же перечень документов, что ипрежде. Не пострадали хозяйствующие субъекты и в ценовомотношении. Раньше за сертификат происхождения, выдаваемыйТПП, приходилось платить 170 леев плюс стоимость экспертизы,сейчас документ обходится в 6 евро. Прежде работникиТоргово-промышленной палаты заполняли бланк, теперь же этодолжны делать сами экспортеры или их доверенные лица. Этотпорядок вызвал некоторый разнобой при толковании порядкавыдачи сертификатов.- Мы еще не обращались за получением сертификатов послепередачи этой функции таможне, но удивляет необходимостьпредоставления таможенным органам целого пакета документовпри первом обращении, - отметила инженер компании "RDM"Наталья Чегоринская. - Ведь мы давно уже являемсяучастниками внешнеэкономической деятельности, и все этидокументы в базе данных таможни есть. Считаю, что подобноедублирование ни к чему при наличии информационной системыAsycuda и уровня компьютеризации таможни.Однако в отделе происхождения товаров Таможенной службыпояснили, что экспортеры предоставляют данный пакетдокументов только при запросе первого сертификатапроисхождения. Это необходимо для последующего контролясертификатов происхождения в рамках административногосотрудничества со странами ЕС.Развитие информатизации - другое важное направлениедеятельности Таможенной службы. Как отметила ФеодосияФуркулица, Asycuda стала только первым этапоминтегрированной информационной системы. Нужны новые модули ипрограммы, которые позволят максимально автоматизировать исистематизировать работу таможни. Таким образом, рольчеловеческого фактора будет сведена к минимуму. Дляобеспечения выдачи и контроля за движением сертификатовпроисхождения тоже была внедрена своя информационная система"Sicom".- Обслуживание Asycuda World довольно дорого обходитсяТаможенной службе, но она дает конкретные позитивныерезультаты, - говорит Феодосия Фуркулица. - Поэтому мынамерены развивать систему, внедрять новые методы работы ипередовые технологии. Как известно, Молдова первой внедрилановую версию информационной системы Asycuda, поэтому сейчаск нам постоянно едут делегации из разных стран за опытом.В конце этого года в Кишиневе под эгидой UNCTAD пройдетмеждународная конференция с участием 30 стран поинформатизации таможенной деятельности.Внедрение Asycuda позволило Таможенной службе начатьпостепенный переход от контроля товаров на границе к анализурисков и посттаможенному контролю. Такая форма работыпозволяет разделить предприятия на группы доверия. Что, всвою очередь, определяет цвета линий для прохождениятаможенного досмотра на границе - красную, зеленую илижелтую. Специалисты Таможенной службы разработали около 40критериев, по которым проводится анализ рисков, чтопозволяет четко определять степень прозрачности идобросовестности работы любого участника внешнеэкономическойдеятельности.Как утверждает генеральный директор Таможенной службы,преимущества внедрения этого механизма уже ощутили на себе ипредприниматели, и бюджет страны. С одной стороны,возможность осуществлять экспортно-импортные операции по"зеленому" или "желтому" коридору облегчает и сокращаетвремя таможенного оформления и контроля грузов. С другой,предприниматели начинают осознавать преимущества работыстрого в рамках закона и всеми силами стремятся попасть в"группу доверия", что в итоге увеличивает и таможенныесборы. По итогам первого полугодия за счет таможеннойдеятельности в бюджет поступило около 2,9 млрд леев, что на15,4% больше предусмотренного бюджетным заданием. Посравнению с аналогичным периодом прошлого года поступленияот таможни увеличились на 485,2 млн леев.Стремление сконцентрировать работу внутри территории страны,а не на границе, выявило для Таможенной службы еще однузадачу. В Кишиневе до сих пор нет нормального, отвечающеговсем требованиям и международным стандартам грузовоготерминала. Это создает проблемы, как для бизнеса, так и длясамой таможни. Поэтому одной из приоритетных задач наближайшее время стало строительство современного грузовоготерминала в Кишиневе. Как отметила Феодосия Фуркулица, наэто потребуется, как минимум, 50-60 млн леев. С городскимивластями уже рассматриваются различные варианты размещенияэтого важного объекта.
0