625

ТРУБА НЕ РАССОРИЛА ДВУХ ПРЕЗИДЕНТОВ

На одном из мероприятий проходившего на днях в Москвенеформального саммита глав стран СНГ, можно было наблюдатьсидящих бок о бок за одним столиком президентов России иАзербайджана. Таким образом ожидавшегося некоторымиэкспертами похолодания отношений между странами из-за пускатранскавказского нефтепровода Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) непроизошло.Тем временем первая азербайджанская нефть уже пришла натерминал имени Гейдара Алиева в турецком порту Джейхан.Правда, на год-полтора позже, чем первоначальнопланировалось.Баку-Тбилиси-Джейхан (БТД) - это самый крупный нероссийскийинфраструктурный проект на всем постсоветском пространстве ипо вложенным деньгам ($4 млрд.), и по количеству участников,и по возможным геополитическим последствиям. ОтношениеРоссии к этому вопросу неоднозначно. С одной стороны, онаприветствует экономические успехи соседей по СНГ, а с другой- ее настораживает политическая суета с антироссийскойнаправленностью вокруг завершения сооружения трубопровода.На Западе все время строительства БДТ постоянно "твердили",что Кремль против проекта, ведет деструктивную пропаганду ивообще всячески мешает реализации "проекта века". На самомделе еще в начале 1990-х годов, когда только обсуждалисьмаршруты и характеристики будущего нефтепровода, Москваотказалась от приглашения участвовать в нем. Причины былисамые обычные, мало напоминающие политические.Во времена, когда начинался проект БТД, от миллиона с лишнимазербайджанцев, торгующих в России овощами и фруктами, Бакуполучал гораздо больше, чем от своего нефтяного экспорта.Нефтегазовая отрасль Азербайджана стагнировала. И нужен былбольшой оптимизм, чтобы в нее вкладывать. При этом низкаямировая цена на нефть делала окупаемость проектанедостигаемой. Все расчеты по сырьевой базе нефтепроводастроились на зыбком фундаменте до конца не проверенныхкаспийских месторождений. Степень риска была слишком великаи по причине прохождения "трубы" по турецким районам,заселенным курдами, и грузинским районам с преобладающимармянским населением.Так что отказ России от участия в строительстве БТД быллогичен и понятен. И тот же BP - оператор БТД вряд ли взялсябы за него, если бы не мощное давление администрациипрезидента США.Жизнь подтвердила многие тогдашние догадки. Азербайджанскойнефти пока не хватает для заполнения трубы в режимепостоянной работы. Месторождения Азери - Чираг - Гюнешли, накоторые делалась ставка как основных поставщиков БТД,добывают 20 млн тонн нефти в год. При этом вся странапроизвела в 2005 году 22 млн тонн.Российско-азербайджанские экономические связи, в том числе ив нефтяной сфере, успешно развиваются. Согласно действующиммежгосударственным договоренностям Азербайджана и России,ежегодно в экспортный нефтепровод Баку-Новороссийскотгружается более 2 млн тонн каспийской нефти.И, как сказал автору Сергей Григорьев, вице-президенткомпании "Транснефть", удивительно, но в последние месяцы,уже после запуска БТД, экспортные поставки Азербайджаначерез Новороссийск даже несколько выросли. Хотя все равноони далеко не дотягивают до ежегодно резервируемыхроссийской "Транснефтью" 5 млн тонн.На вопрос о возможных потерях российской стороны, если всяазербайджанская нефть уйдет в новый нефтепровод, СергейГригорьев заметил, что потери от транспортировки такихмизерных объемов нефти практически незаметны для"Транснефти". В прошлом году она переработала почти 454 млнтонн. Доля азербайджанской нефти составила 0,55%.Во многом из-за нехватки своего сырья для полноценнойэксплуатации первой очереди нового нефтепровода Баку ищетсебе партнеров. На недавнее приглашение турецкого премьераРеджепа Эрдогана принять участие в БТД, Россия дала понять,что пока интереса к новому трубопроводу у нее нет. Темболее что нынешние тарифы БТД в $21 за прокачку тонны нефти,по сравнению с $15,6 на трассе Баку-Новороссийск менееинтересны.Иначе поступил Казахстан, который имеет желание увеличитьсвой экспорт. Эта страна подписала соглашение об экспортесобственной нефти через БТД. На первых порах обещанотранспортировать ежегодно 7,5 млн тонн. В перспективепоставки могут возрасти до 20 млн тонн. А могут и невозрасти - твердых гарантий на будущее Казахстан не дает.Известно, что увеличиваются его поставки "черного золота" вКитай. Есть у Астаны и большой интерес к странам Прибалтики- Литве и Латвии.Но в сотрудничестве с Казахстаном есть одна проблема. Посравнению с легкой азербайджанской нефтью Azeri Light (однойиз лучших в мире) казахская нефть - более сернистая.Соответственно и мировая цена за баррель разная. В Бакуломают голову над проблемой, как избежать снижения цены ине потерять стратегического партнера. Но согласится лиАстана платить компенсацию за снижение качестваазербайджанской нефти?Американский президент Джордж Буш, не принявший, кстати,участие в торжественной церемонии открытия БТД, назвалтрубопровод "воротами на мировой нефтяной рынок". Ипозаботился о надежной охране "этих ворот", выдвинув идеюсоздания в регионе специальных сил - "Каспийская охрана".Для чего Вашингтон намерен выделить $150 млн.Предполагается, что помимо наземных войск, будетосуществляться воздушный и космический мониторинг регионагосударств, участвующих в проекте БТД. Ясно, что такаяплотная опека и присутствие вооруженных сил третьих стран напостсоветском пространстве - не может оставить Кремльравнодушным.На границах России фактически создается новый прозападныйблок. Может, отсюда у Москвы такое равнодушное отношение кБТД как транспортной магистрали для жидких углеводородов итревога ко всему тому, что происходит вокруг него. Россияопасается, того, что новая нефтяная магистраль может стать,по сути, "троянским конем" на ее границах. Однако целый рядвзаимовыгодных и долгосрочных экономических проектов,наличие огромной азербайджанской диаспоры в России, а так жетрадиционная многовекторность внешней политики Алиевых, -как отца, так и сына, - все это придает стабильность ипредсказуемость отношениям двух стран, служит своеобразной"подушкой безопасности".
0