630

"ПОЛУЧИ СПЕЦИАЛЬНОСТЬ - СТАНЬ НЕЗАВИСИМЫМ!"

Демографический спад, отток рабочей силы и снижениепроизводственного потенциала сделали свое черное дело -экономика Молдовы в последние годы стала испытывать острыйдефицит квалифицированных рабочих, особенно в легкойпромышленности и сельском хозяйстве. В то время как в Европена одного инженера в среднем приходится 10 рабочих, в нашейстране на сегодня пропорция 1 : 1. Учебные заведения, гдеможно обучиться ремесленным специальностям, молодежь неочень жалует. По данным Министерства просвещения, в течение15 лет число учащихся таких училищ сократилось более чем вчетыре раза. Причем самих учебных заведений подобного родастало вдвое меньше.Чтобы выровнять дисбаланс, власти решили популяризировать вобществе рабочие специальности. В республике стартовалаакция под девизом "Получи специальность - станьнезависимым!" По телевидению и радио будут транслироватьсясоциальные рекламные ролики с призывом поступать впрофессиональные учебные заведения. Появится и нагляднаяагитация - будут расклеены плакаты, и распространятьсялистовки, сообщающие о преимуществах такой подготовки.Открыта также горячая телефонная линия, позвонив по которой,можно получить информацию об учебных заведениях, в которыхготовят рабочих профессионалов."На волне рыночных реформ советская система образования быларазрушена, и на первых порах последствия этого поворота былине слишком заметны. Со временем выяснилось, что самымужасным был отказ от системы массового профессиональногообучения бывших школьников в ПТУ, и техникумах. Сегодня встране колоссальное перепроизводство людей с высшимобразованием и огромная нехватка профессиональных рабочих, -комментирует сложившуюся ситуацию начальник департаментапрофобразования минпросвещения Василий Ногай. - Ведомства непредпринимают достаточных усилий по возобновлению массовойподготовки кадров для рабочих специальностей. По инициативеминистра просвещения Виктора Цвиркуна состоялись встречи закруглым столом с участием руководителей профессиональныхучилищ и работодателей. Интерес последних к обозначеннойтематике отнюдь не праздный. Огромная проблема -дезориентация нынешних учебных заведений. Многие из нихпродолжают готовить специалистов по старинке на давноустаревшем оборудовании, "устаревшими" преподавателями -работников, которые потенциально не востребованы на рынкетруда. В том виде, в котором они проходят подготовку, ониуже не нужны экономике. Справедливости ради необходимоотметить, что многие предприятия (швейные фабрики на югестраны и совместные предприятия) предпочитают самостоятельноготовить рабочие кадры, но делают это весьма осторожно.Проблема в том, что обученные работники, окрыленныевозможностью зарабатывать больше, покидают своихблагодетелей. Сегодня необходимо связать воединообразовательную и производственную цепочки при подготовкеквалифицированных рабочих, ориентировать государственныеучреждения на потребности рынка".Пустующую нишу заняли коммерческие учебные заведения,которые работают исключительно на заказ и проводятнеобходимую подготовку и переподготовку кадров. Естественно,за немалые деньги. Но предприятия идут на это, посколькуработники соответствующих квалификаций и требований -абсолютный дефицит. Умелым рабочим, как выяснилось,работодатели готовы платить хорошие деньги. "Недавно мнепришлось искать криогенщика по заказу фирмы, - пожаловалсяруководитель агентства по трудоустройству, - как оказалось,бесполезно". Профессия пролетария непрестижна, при этомникто толком не знает, сколько и каких специалистовпотребно стране - училища стали социальными отстойниками длянеуспевающих по разным причинам учащихся средних школ, а 70%пэтэушников - из неполных и социально незащищенных семей.Участники круглого стола предлагали два выхода изсложившейся ситуации: объединить ПТУ и техникумы в единыекомплексы или готовить рабочих на самих предприятиях. Врезультате выходит дешевле, чем обучение обычногопэтэушника, не имеющего представления о сложных технологиях.Так, к примеру, поступают ремесленные училища, созданные набазе Кишиневского тракторного завода и производственногокомплекса "Альфа". У училищ и техникумов свои претензии кпредпринимателям: раньше шефы делились деньгами,оборудованием, принимали учеников на практику. Теперьприходится выживать самим. Вот и открываются в строительномПТУ группы парикмахеров, официантов и кондитеров. А какиначе? Хозяева стройфирм деньги на подготовку маляров,каменщиков и штукатуров не дают, предпочитают переманиватьих друг у друга. В Германии, например, если компания нехочет сама учить рабочих, платит в казну специальныйналог. Собранные средства идут на профобразование. И всемхорошо: у молодых - специальность, у предпринимателей -квалифицированные кадры, а госбюджет освобождается от лишнихтрат...У нас же получается так, что за счет госказны сначала учатсяплохие рабочие, а потом частные фирмы вынуждены тратитьнемалые деньги на их переподготовку. Пока ПТУ и колледжи неначнут как следует готовить выпускников, а потом "продавать"их за реальные деньги фирмам. Пора понять: дешево хорошо небывает. Желаете получить качественных рабочих -раскошеливайтесь на их учебу... Как говорит Василий Ногай,училищам приходится решать множество задач. С одной стороны,они должны удовлетворять желание учащегося получитьопределенную профессию, не всегда бесплатно (для некоторыхвостребованных специальностей - повара, кондитера, плотника,плиточника, швеи, сварщика, автослесаря - предусмотренодополнительное контрактное обучение). С другой, -обеспечить ее востребованность на рынке труда. К тому жевыполнить функцию соцзащиты - подкормить ребят из малоимущихсемей, не дать им сбиться с пути: с нынешнего года будутвыделены дополнительные бюджетные ассигнования на питаниеучащихся ПТУ, а вопрос с подготовкой рабочих специальностейстоит на особом контроле у Президента страны.В XXI веке стране нужны умные и "золотые" рабочие руки. Этотфакт подтверждают ежегодные отчеты департамента занятости иотделов трудоустройства различных регионов республики. Передсистемой профессионального образования стоит задача - выйтииз тупиковой ветви подготовки кадров и обеспечитьпреемственность ступеней образовательного процесса. Другимисловами, у ремесленных училищ должен измениться статус истандарты преподавания общеобразовательных дисциплин, чтобывыпускник имел возможность продолжить образование на высшихстадиях обучения. В Министерстве просвещения подготовленновый законопроект, предусматривающий искоренить этунесогласованность. В 2005-2007 гг. планируется адаптироватьк рынку труда процесс обучения в системах среднегопрофессионального и среднего специального образования. "Вэтих целях будет откорректирован Перечень рабочих профессийи специальностей, а в некоторых случаях будет пересмотрен исрок обучения, - сообщила "ЛП" начальник управленияминэкономики Анна Пунга. - В подготовленный к рассмотрениюдокумент вошло 370 специальностей, из которых около становых, соответствующих классификатору видов деятельности".Планируется создание гармоничной системы, в которой ступениобучения и специальности будут взаимоувязаны в системе"среднее профессиональное - среднее специальное - высшееобразование". В целях улучшения качества подготовки учащихсяпредусматривается разработка и внедрение новыхгосударственных образовательных стандартов и переход кдвухуровневой системе подготовки кадров с разными срокамиобучения. Эти изменения будут происходить уже в контекстепреобразований, предусмотренных Болонским процессом."В последнее время контингент средних специальных заведенийстабилизировался на уровне 15 тыс. человек. Однако в среднемпо стране учебные учреждения укомплектованы лишь на 60%. Этоприводит к нерациональному использованию средств, ибообучение в большинстве случаев бесплатно. В странефункционируют 70 заведений (52 ПТУ и 18 ремесленных училищ),обучающие по 85 специальностям. В столице - 17 ПТУ,контингент которых сократился с 12,5 тыс. до 5,2 тыс.человек. Многие из ПТУ дублируют друг друга, поэтому стоитзадача их объединить по профильному признаку и высвободитьмощности для улучшения качества образования", - считаетВасилий Ногай. Директора ПТУ с этим категорически несогласны...
0