615

ОДИН, ДВА, ТРИ - ЗА ВСЕ ПЛАТЯТ ПАССАЖИРЫ!

Муниципальный совет Кишинева утвердил во вторник новыетарифы на проезд в общественном транспорте. С 1 августа 2006года стоимость проезда в троллейбусе увеличится с 0,75 до 1лея, в автобусе - с 1,25 до 2 леев, в маршрутных такси - с 2до 3 леев. Первоначально управление транспорта примэриипредлагало увеличить тарифы в троллейбусах до 1,5 лея,автобусах - до 2 леев, а стоимость проезда в маршруткахоставить неизменной. После бурных дебатов муниципальныесоветники нашли свой вариант. Это только подтверждает тотфакт, что реальных расчетов по тарифам не существует, арешения принимаются вдогонку все более ухудшающейсяситуации в транспортной сфере столицы.Как заявил начальник управления транспорта кишиневскойпримэрии Вячеслав Цернэ, принятые сейчас тарифы являются"переходными", и это не последнее повышение цен на проезд вобщественном транспорте в этом году. По его словам,реальная стоимость проезда в троллейбусе составляет 1,57леев, в автобусе 4,12 лея, в маршрутном такси - 4-5 леев. Ноглядя на переполненные троллейбусы и автобусы остаетсятолько удивляться, как им удается быть убыточными.В настоящее время из муниципального бюджета финансируетсяубыточная деятельность городских автобусных и троллейбусныхпарков. На 2006 год было запланировано выделить субсидии наперевозки пассажиров в сумме 138 млн леев. Однако уже сейчасочевидно, что этих денег не хватает, и до конца годанеобходимые субсидии могут достигнуть 200 млн леев. В своюочередь, директор управления электрического транспортаКишинева Виктор Мартынюк заявил на заседании в примэрии, чтона данный момент уже израсходованы деньги за четвертыйквартал этого года, остался только резерв, чтобы выплатитьзарплату работникам за месяц. И это все.Словно не замечая глубокого кризиса в транспортной сфере,руководство примэрии предлагает к внедрению новыедорогостоящие проекты. На состоявшемся в середине июля 2006года оперативном совещании исполняющий обязанностигенерального примара Василе Урсу сделал сенсационноезаявление о том, что примэрия намерена ввести с 1 августаэтого года, или, самое позднее, с 1 сентября пластиковыекарточки для оплаты проезда в автобусах и троллейбусах. Длявнедрения системы электронных пластиковых карточекмуниципалитет планирует израсходовать около 200 тысяч леев.После того, как решение одобрит муниципальный советКишинева, будет установлена стоимость карточек взависимости от числа поездок. Интересно, что местные властиуже "провели ряд консультаций со специализированнойизраильской фирмой, которая предлагает подобные услуги".Кратчайшие сроки введения в Кишиневе пластиковых карточек,сравнительно высокая стоимость такой системы и еетехническая сложность порождает ряд вопросов. Чтопредставляют собой электронные смарт-карты и насколько онинеобходимы Кишиневу? Бесконтактные электронные пластиковыекарточки используются во многих крупных городах зарубежныхстран для оплаты проезда на всех видах городскогопассажирского транспорта. В карточку встроенмикропроцессор, в котором записывается информация о сумме идате оплаты проезда, количестве поездок. Для пенсионеров ильготных пассажиров эта же пластиковая карточка называетсясоциальной, разница в том, что она содержит персональнуюинформацию: фамилию, имя, отчество владельца и егопаспортные данные.В Голландии внедрение электронной системы и смарт-карточек,при помощи которых пассажиры смогут оплачивать проезд,началось в 2003 году. Только на пробные проекты должно уйти10 млн евро, а переход на такой способ оплаты в крупныхгородах Голландии планируется в начале 2007 года. Конечно,Молдова не Голландия, но огромная стоимость и длительныесроки внедрения говорят нам о многом.В западных странах ставка делается именно намногофункциональность пластиковых карт, что удешевляетстоимость всей системы. Это и есть та изюминка, о которой унас забывают. Пластиковой карточкой можно оплачивать нетолько поездки в транспорте, но и пользоваться банковскимивкладами, оплачивать различные счета и т.д. Например, вЮжной Корее недавно введена в действие система, котораяпозволяет использовать новые модели мобильных телефонов вкачестве пластиковой карточки для оплаты проезда вобщественном транспорте.Местные власти С.Петербурга в 2005 году приняли решение опереходе на бесконтактные электронные пластиковые карты дляоплаты проезда на всех видах городского наземногопассажирского транспорта. С внедрением этой системыпенсионеры и граждане льготных категорий получат новыекарточки в сберкассах и в почтовых отделениях при оплательготного месячного проездного билета. Стоимость проезда дляльготников при этом не изменится. Для всех остальныхгорожан электронная пластиковая карточка со сроком службыпять лет будет стоить около 30 рублей. Переноснымисчитывающими устройствами будут обеспечены кондуктора вавтобусах, троллейбусах и трамваях. В Москве ситуация такженаходится пока на уровне эксперимента. Карточкой уже можнорасплачиваться в метро, а с лета 2006 года они должны бытьвведены в автобусе, троллейбусе и трамвае.В Киеве в июне 2006 года состоялась презентация системыбесконтактных карточек для оплаты проезда в маршрутках,автобусах и троллейбусах. Пассажир информирует кондуктора:на какое расстояние и в каком направлении он планируетсвою поездку. Кондуктор сканирует карточку на переносномсчитывающем аппарате, отмечает стоимость поездки и выдаетпассажиру квитанцию (на случай появления контролера)! Чемдальше поездка, тем она дороже. Согласимся, что это сложнодля кондуктора, которому в переполненном автобусе илитроллейбусе придется постоянно носить на груди аппарат ипроизводить арифметические вычисления. Стационарныетурникеты для метрополитена уже частично устанавливают нановых киевских станциях. Схема линий метро делится на зонытарификации в зависимости от продолжительности поездки:максимальная оплата поездки составляет 1-1,5 гривны,минимальная - 50 копеек. На выходе со станции можнопополнить счет на карточке. Дата введения в действие новойсистемы оплаты проезда в наземном транспорте поканеизвестна.В беседе с корреспондентом "ЛП" директор Союзатранспортников и дорожников РМ Евгений Дацко заявил, чтопластиковая карточка в Кишиневе не решит никаких проблемобщественного транспорта. Пассажир просто становитсяпокупателем карточки. Он не только оплатит тариф проезда, нок тому же и карточка будет стоить каких-то денег. Кондукторупридется носить с собой считывающий аппарат, который,возможно, будет ломаться. Абсурдно выглядит то, чтокондуктор будет выдавать квитанцию. В чем же тогда отличияот выдачи обычного билета?В интервью для "ЛП" муниципальный советник, председательАссоциации частного автотранспорта Ион Мэмэлигэ высказалмнение, что "внедрение в Кишиневе системы оплаты проездапластиковыми карточками оправдана. Это необходимо, и мы кэтому обязательно придем. Но в будущем времени. Такиесистемы стоят очень дорого, и я не уверен, что сейчас этонам по карману. Неизбежно последует очередное повышениетарифов на проезд".- Поскольку я являюсь членом комиссии муниципального советапо энергетике и транспорту, могу сказать, что в нашейкомиссии вопрос электронных карточек не рассматривался, -заявил Ион Мэмэлигэ. - Когда вопрос очень серьезный,требующий больших денежных вложений, то должны бытьзадействованы и бюджетная комиссия, финансовое управление,лишь потом проект выносится на обсуждение муниципальногосовета. Ничего этого не было.На вопрос об израильской фирме, с которой руководствопримэрии якобы вело консультации, Ион Мэмэлигэ ответилследующее. "Удивляет то, что кто-то находит некую фирму иведет с ней переговоры. Ведь существует определенныймеханизм: проводятся аукционы, открытые тендеры, чтопозволяет сделать контракт дешевле. Опыт внедренияпластиковых карточек на транспорте имеется в Румынии,Прибалтике, Польше. Зачем обращаться так далеко, в Израиль?Есть и местные специалисты. А если придется закупать, тотолько ту систему, которая уже прошла испытания напрактике".Для консультации по техническим проблемам использованияпластиковых карточек на транспорте корреспондент "ЛП"обратился к директору ведущей кишиневской IT-компании"Deeplace" Вячеславу Куневу. Он сообщил, что "в нашу фирмуи, насколько мне известно, в другие молдавские IT-компаниизаказа на разработку такой системы не поступало. Намизвестно только то, что опубликовано в СМИ. Если примэриянамерена закупить израильскую систему, то, очевидно, что этодолжно быть готовое действующее оконечное оборудование.Страна-производитель особого значения не имеет, выбиратьнадо путем тендера по соотношению цена- качество.Техническая проблема в том, что нужно будет, как минимум,обучить водителей и кондукторов нажимать на кнопки".Аналогичным образом оценивают ситуацию с пластиковымикарточками специалисты в автотранспортных предприятиях. Вбеседе с корреспондентом "ЛП" заместитель директора поэксплуатации муниципального автобусного парка № 2 МарчелЛупанчук сказал, что "я не хотел бы комментировать вопросэлектронных пластиковых карточек, поскольку пока никакойинформации или официальных документов по этому поводу небыло. Соответственно, мы не изучали, какой из маршрутовможет быть оборудован такой системой. Единственное, о чемсейчас известно - речь будет идти о внедрении одного извидов электронного инкассирования. Это точно не будутмеханические компостеры".
0