853

Исследование

Политико-культурные механизмы формирования идентичности конфликтной группы (на примере русскоязычного населения Приднестровья) В результате приднестровского конфликта 1989 - 1992 гг. образовалась Приднестровская Молдавская Республика (ПМР) как реальный социальный субъект. Это особая идентификационная общность, сформировавшаяся в условиях радикальных социально-политических трансформаций — кризиса традиционных советских идентичностей и политического конфликта Конфликт вызвал к жизни аффективные элементы содержания приднестровской идентичности. Ее символика, мифология и биография оформились уже в постконфликтный период. Таким образом, осознание общего интереса и политическая мобилизация предшествовали символическому оформлению идентичности и возникновению соответствующих поведенческих стратегий. Можно сказать, что приднестровская региональная идентичность стала результатом как массового энтузиазма, так и «впрыскивания» заинтересованными политическими акторами соответствующих идей в массовое сознание через различные каналы. Основными средствами формирования приднестровской идентичности выступили СМИ, исторические публикации, государственные праздники, награды и символика ПМР, а также законодательство новой республики. А основным механизмом — было создание представлений о Молдове и Приднестровье в терминах оппозиции «мы»-«они». Для этого в средствах массовой информации перепечатывались конфликтогенные статьи из кишиневских газет и аналитические статьи приднестровских авторов, опровергающие их содержание. Подобные действия говорят о формировании группового эгоморфизма и включении механизма «положительной перезаписи». Для формирования идентичности решающую роль, играет создание ее биографии. С самого начала существования ПМР ее лидеры осознавали значимость истории нового политического образования,12 марта 1991 г. Верховный Совет ПМССР принял специальное постановление «О первоочередных мерах по сохранению самобытности молдавского народа, его языка и культуры». В связи с проводимой в ССР Молдова «антинациональной политикой забвения самобытности молдавского народа» Верховный Совет постановил «во всех учебных заведениях в обязательном порядке ввести преподавание историй родного края «Молдавии» и истории СССР и прекратить преподавание истории румын» (именно гак называется курс истории Отечества в Республике Молдова). В пункте 7 постановления Комитету по науке, народному образованию, делам молодежи, свободы совести и спорту предлагалось «утвердить авторский коллектив по написанию учебников по истории», а также создать при педагогическом институте (теперь Приднестровском государственном университете им. Т.Г. Шевченко) научно-исследовательскую лабораторию по изучению истории Молдавии и Приднестровья. Наравне с учебником «История Приднестровья», написанным специалистами лаборатории, в школах используются советские, русские и украинские учебники по истории Отечества. Исторические мифы отражают наиболее болезненные для данной общности моменты действительности, а также содержат представления о предпочтительном решении такого рода проблем, претензии этой группы на особое место в политической структуре мира и стимулы к мобилизации идентификационной общности. Государством инициируются и финансируются исследования и публикации по истории ПМР. Еще в ходе конфликта были подготовлено изданы документы, оправдывающие отделение от Молдовы и создание Приднестровской Республики, 19 мая 1994 г. правительство ПМР приняло постановление «О создании «Книги памяти защитников Приднестровья», к десятилетнему юбилею ОСТК выпущен сборник воспоминаний его членов. К первому юбилею ПМР подготовлена двухтомная «История Приднестровской Молдавской Республики». А к президентским выборам 2001 г. выпущены воспоминания Н.И. Смирнова и книга А.З., Волковой о нем. Выпущено огромное количество краеведческой литературы. В мифологизированном сознании, с помощью, которого формируется содержание идентичности время разделяется на два периода — «предысторию», в которой отдельные элементы необходимы лишь для объяснения происходящего в настоящем, и «историю», которая делается людьми именно сейчас (сегодня). Мифологизированное представление об историческом времени сделало возможным возникновение идеи «воссоздания государственности». Большое значение для воспроизводства регионально-гражданской идентичности в Приднестровье имеют государственные праздники. Это, по сути, своеобразные ритуалы. К «красным дням календаря» советского периода (1 и 9 мая, 7 ноября) в ПМР прибавились праздники, связанные с приднестровской государственностью, такие как 2 сентября - День Республики, 24 декабря - День Конституции ПМР/Широко отмечаются юбилейные даты в историй отдельных населённых пунктов республики. Государственные награды непризнанной республики также способствуют утверждению приднестровской идентичности. Они маркируют значимые для идентификационных процессов поведенческие стратегии, а также содействуют укоренению сознаний исключительности приднестровского населения — его мужества и любви: к труду. Первой наградой, которая была учреждена в ПМР в июне 1993 г. стала медаль «Защитник Приднестровья». Через три месяца - в сентябре 1993 г. - была утверждена медаль «За трудовую доблесть»; Позже k государственным наградам Приднестровья прибавились ордена «За личное мужеотво», «За службу Родине в Вооруженных силах ПМР», орден Почета, орден Трудовой Славы. Высшей государственной наградой ПМР является орден Республики, учрежденный в 1994 г. Г С начала существования ПМР ее законодательство имело явную политическую окраску и было направленно на консолидацию приднестровской общности. В Конституции ПМР и законе «О языках в ПМР» гарантируется право каждого человека на сохранение своей национальной принадлежности, культуры и языка своей этнической группы. Равноправие всех национальностей, населяющих ПМР, является гордостью приднестровцев. Этот факт поддерживает в них представление о регионально-гражданской уникальности Приднестровья. Говоря о законодательных средствах формирования идентичности в Приднестровье нельзя не отметить закон и «О государственной символике ПМР». Приднестровье живет под флагом и гербом Молдавской ССР. На гербе на ленте, оплетающей колосья, написана аббревиатура ПМР нa русском, молдавском и украинском языках. В гимне ПМР отражены наиболее характерные мотивы когнитивной составляющей приднестровской идентичности - прежде всего вера в дружбу народов, объединенных любовью к приднестровской земле, в которую вложен труд людей различных национальностей. Наследие советской идентичности остается если не решающей, то во всяком случае неотъемлемой частью приднестровской идентичности. В te биографии советское прошлое - это предмет гордости, а не отрицания. Политическая культура ПМР, основанная на роли трудовых коллективов и широких слоев населения посредством протестной активности и референдумов, является источником для возникновения мифа о «Республике свободы». Попытки укоренения в глубокой истории региональной идентичности связаны с памятью о «былинных подвигах» и «славе отцов». Таким образом происходит формирование образа «земли предков». Архетип «волшебного предка» является основополагающим для архаического сознания, актуализирующегося в период кризиса идеатичности. Для Приднестровья образ предков непосредственно связан с мифологемой «своя земля». Мифологема «своя земля» возникла в ходе самоопределения приднестровской общности, ее отграничения от правобережной Молдовы и оформила претензии на территорию Приднестровья. Мифологема «своя земля» и архетип предка нашли отражение в ряде документов периода создания ПМР и продолжают тиражироваться в пограничных ситуациях. Важное значение для приднестровской идентичности играют «мифоритуальные сценарии ограждения и защиты своей земли». Защита «своей земли» от посягательств «чужих», т. е. Кишинева, была одним из основных мобилизационных мотивов в приднестровской прессе периода конфликта. А главными «культурными героями» приднестровской идентификационной общности стали защитники ПМР. В приднестровских картах и атласах воспроизводятся основные элементы мифологемы «земля». В них создается грамматика определения приднестровской идентичности, Противопоставление мифологемы «своя земля» и мифологем «чужая земля»,; и «Правый берег» порождает мифологему «граница», которая воспроизводит представления об уникальности населения Приднестровья, об особом характере межнациональных отношений на этой территории. В приднестровской историографии тиражируется представление о том, что, находясь на границе нескольких цивилизаций -западно-христианской, восточно-христианской и мусульманской, Приднестровье стало уникальным регионом, в котором толерантность и интернационализм преобладают над интересами отдельных этнических общностей. В приднестровском.пограничном сознании значительную роль за счет выполнения мотивационных функций приобретает принадлежность к более широкой общности. Так, Приднестровье, - это не просто приграничная земля, а именно русское пограничье, издревле защищавшее, интересы русского государства За десять лет существования ПМР; как независимого и непризнанного государства был создан комплекс представлений, биографии, мифрв и символов приднестровской идентичности, в которых можно выделить две базовые мифологемы - «своя земля» и «граница». Именно на их основе формулируется когнитивное содержание регионально-гражданской идентичности в Приднестровье.http://liber.rsuh.ru/Conf/New-Russia/sokolova.htm
0