649

"ПЕРЕВОДНЫЕ" КАРТИНКИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА

Нынешний год войдет в историю как год испытаний молдавскойэкономики на прочность. Сбываются худшие ожидания, связанныеструктурным дисбалансом экономики. Масло в огонь подливаютриски дальнейшего подорожания энергоресурсов и потеритрадиционных рынков сбыта. Промышленный спад в первомквартале 2006 года был пока "с успехом" компенсированналоговой составляющей и сферой услуг, вытянувших 6,2%роста ВВП и обеспечивших рост бюджетных поступлений. А вот синфляцией справиться не удалось, несмотря на многообещающиезаявления Нацбанка, поставившего себе цель удержать уровеньинфляции в пределах 8-9%. Судя по всему, "переводную"экономику Молдовы ждут новые потрясения инфляционногохарактера. Эксперты осторожничают, надеясь удержать к концугода инфляцию хотя бы в пределах 15-16%, против ожидаемых10-11%. По данным Национального бюро статистики, кумулятивноза первые шесть месяцев текущего года инфляция достигла уже7,4%. Двукратное повышение тарифов на газ обернется новымскачком цен, и инфляция, которая и так, несмотря на всеухищрения официальной статистики, уже выходит зазапланированный уровень, больно ударит по всем фронтам. Дажевозможное возобновление экспортных поставок алкогольнойпродукции еще не скоро компенсирует последствия "винно-газового" шока. Будет хорошо, если по итогам года удастсявыйти хотя бы на нулевой уровень "экономического роста".Дает о себе знать застарелая проблема, которая состоит втом, что экономический рост на протяжении последних летсопровождался растущей несбалансированностью междувнутренним спросом и производством, считают эксперты. Ростконечного спроса регулярно опережал рост ВВП. Главную роль врасширении спроса сыграл приток денег от работающих зарубежом мигрантов. Данный фактор настолько серьезно влияетна всю экономику Молдовы, что ее можно назвать "экономикойпереводов".Поскольку темпы роста экономики и ее структурнаятрансформация отставали от спроса, возникающий разрывпокрывался за счет наращивания импорта. Результатом сталвозросший дефицит внешней торговли. Этот дефицит постоянноподдерживает значительный внешний долг, обслуживаниекоторого отвлекает остро необходимые экономике ресурсы.Наконец, немалую проблему для Молдовы представляетэкономическая отсталость регионов, большое различие вуровнях социально-экономического развития между столицей идругими частями страны. В кризисные годы это различиеувеличилось. Данный факт объясняется деградациейпромышленности и инфраструктуры в малых городах и низкойэффективностью аграрного сектора. Более 80% населенияпроживают в регионах, которые привлекают менее 20%иностранных инвестиций и обеспечивают менее 40% экспортастраны. Эта часть населения получает зарплату, равнуюполовине средней зарплаты в столице. Валовой региональныйпродукт на душу населения вне Кишинева составляет треть отстоличного. В производственной структуре регионов доминируетсельское хозяйство, и его доля там вдвое выше, чем поэкономике страны в целом. Доля услуг в экономике регионовсоставляет 37%, в Кишиневе - 71%. Регионы Молдовы нерасполагают ресурсами для финансового самообеспечения.Бюджеты всех административных и территориальных единицполучают субвенции из государственного бюджета. Тем неменее, этих средств, в лучшем случае, хватает только напокрытие текущих расходов, но не на инвестиции и развитие.Если ситуация кардинально не изменится, в этом году нампридется пережить еще одну неприятность, связанную с тем,что показатели валовой добавочной стоимости изменят своезначение с положительного на отрицательное, прогнозируютспециалисты минэкономики. По итогам первого квартала ВДСросла гораздо медленнее, чем в прошлом году, и была восновном обеспечена налогами на импорт и услугами.Промышленное производство в январе-мае снизилось на 6,9%, втом числе в перерабатывающей промышленности - на 9,5%, на38% сократили производство виноделы. Почти на 14% снизилосьпроизводство машин и оборудования. Экономисты также отмечаюткак следствие сложившейся ситуации небывалый рост остатковготовой продукции и снижение грузовых перевозок на 18%, посравнению с соответствующим периодом прошлого года.Стоит отметить, что основные последствия роста тарифов наприродный газ еще не дали о себе знать в полной мере.Очередное повышение "газовой" цены произошло в преддвериенового отопительного сезона, и новый виток инфляциинеминуем. Национальное бюро статистики значительно снизило в2006 г. долю "продовольственных товаров" в расчетахинфляции, "что должно значительно улучшить качествостатистических расчетов". Но, как видим, ловкий маневр непринес существенного оздоровления показателей "инфляции длябедных", где отсутствуют такие позиции, как мобильнаясвязь и расходы на бензин.Всемирный банк прогнозирует на среднесрочную перспективузамедление экономического роста Молдовы из-за повышения ценна российский природный газ примерно до 5% в год. Дальнейшееувеличение цен на энергоресурсы принесут замедление ростаВВП еще на 0,5-1 п.п. и дефицит платежного баланса вышерекомендуемых 5% - примерно 6-7% от ВВП. Эксперты ВБподчеркивают, что на 2006 г. прогнозировался дефицитбюджета Молдовы на уровне 0,8% от ВВП. После увеличения ценына газ до $160 дефицит бюджета вырастет еще на 0,5-0,8% отВВП (190-290 млн леев). Более того, увеличение цен на газповлечет скачок инфляции до 12-15%, что негативно отразится,прежде всего, на беднейших слоях населения.С такими "успехами" республика может оказаться на порогемасштабного кризиса. Среди наиболее характерных симптомов -медленное пополнение валютных резервов, дилемма междунеобходимостью "дополнительной" стерилизации инвалюты дляторможения инфляции и поддержкой кредитных ресурсов банков,скачкообразное увеличение отрицательного сальдовнешнеторгового баланса (41%). Только за пять месяцев 2006г. экспорт из Молдовы сократился на 10,6%. Молдавскиепоставки в страны СНГ сократились на 19%, в Евросоюз - на3%, хотя, по словам чиновников, предпринимаются успешныепопытки диверсификации экспорта. После потери позиций нарынках алкоголя и фруктов в России, республика планомернопревращается в чистого импортера. Статистика свидетельствуето беспрецедентном росте импорта в первом полугодии. Причем,никаких подвижек в структуре товарооборота с соседями -Румынией и Украиной также не наблюдается.Высшее руководство страны продолжает связывать надежды сфинансовыми инъекциями Запада, прекрасно осознавая при этом,что таким образом спасти традиционные направления экономики,лишенные основных рынков сбыта, просто невозможно. Похоже,импорту (читай - налогам на импорт) выпала завиднаябюджетообразующая роль - демонстрировать устойчивость"переводной" экономики к "внешнеполитическим неприятностям".Национальный публичный бюджет за полугодие выполнен на105,7% и составил почти 7,8 млрд леев, превысив прошлогоднийуровень за соответствующий период на 24,7%.
0