567

"ЗАГРАНИЦА НАМ ПОМОЖЕТ"

20 июля, накануне завершения очередной миссии МВФ в Молдове,ее глава Томас Ричардсон и постоянный представитель МВФ в РМЙохан Матисен пообщались с узким кругом журналистов, пишущихна темы экономики.Свое выступление Томас Ричардсон начал с того, что запрет,введенный Российской Федерацией на экспорт молдавских вин,несомненно является существенным ударом по экономикеМолдовы. Еще одно внешнее потрясение - это увеличение цен наприродный газ, сначала в январе, затем сейчас, в июле."Сейчас, когда цены на природный газ в течение полугодавыросли вдвое, можно сказать, что ваша страна испытываетдвойное потрясение. Но при этом следует признать, что ценына природный газ для Молдовы являлись, и до сих пор ещеявляются, более низкими, чем рыночные. Таким образом нельзяотрицать, что российский "Газпром" в течение предыдущих летсубсидировал Молдову. Я думаю, мы должны называть вещисвоими именами".Задача для нас состояла в том, чтобы решить с ПравительствомРМ как наилучшим образом обеспечить переход через этотсложный период. Мнение МВФ заключается в том, что Молдовеследует помочь в этот непростой для нее ситуации. Со своейстороны МВФ рассматривает возможности для внесения некоторыхизменений в параметры действующей с мая текущего годапрограммы. Мы также считаем, что было бы правильно, привлечьпомощь на двусторонней основе со стороны стран-доноров, атакже со стороны Европейского Союза.По нашей просьбе господин Ричардсон уточнил, что речь идет офинансовой помощи на безвозмездной основе, в форме целевыхгрантов, а также, если потребуется, в форме льготныхкредитов Правительству страны. С тем, чтобы за счет этихсредств была снята острота проблемы, и экономика Молдовыимела время приспособиться к новому уровню цен на природныйгаз и другие энергоносители.Задача для молдавских властей, по мнению МВФ, заключается втом, чтобы детально проанализировать и признать сложностьситуации, и пойти на некоторые жертвы. Под "жертвами", какуточнил г-н Ричардсон, в первую очередь, надо понимать болееосторожное и рачительное использование бюджетных средств.Государственный бюджет в первом полугодии исполняется спрофицитом, это хорошо, но имея ввиду создавшуюся ситуацию иварианты ее развития в дальнейшем, следовало бы ненаправлять дополнительно полученные средства наинвестирование, а какое-то время придержать их в качестверезерва для решения задач, связанных с преодолениемпоследствий роста цен на энергоресурсы."Очевидно, что вследствие увеличения цен на энергоресурсы в2006 году произойдет увеличение инфляции. Но мы считаем, чтоу властей есть возможность удержать в рамках стабильностиструктурную инфляцию", - сказал Томас Ричардсон.Представители МВФ одобрительно отозвались об оперативномрешении Национального агентства по регулированию вэнергетике увеличить цены на природный газ для конечныхпотребителей. "Это нелегкое, но необходимое решение". Онитакже с удовлетворением отметили совпадение взглядовэкспертов МВФ и Правительства РМ на то, как следуеторганизовать компенсации "малоимущим домашним хозяйствам"(мы обычно обозначаем их как "социально уязвимые слоинаселения"), с тем, чтобы они могли пережить сложный период.При этом представители МВФ подчеркнули, что власти не должныпрепятствовать увеличению рыночных цен на энергоресурсы,когда цены во всем мире растут. "Это было бы неправильно,так как искажало бы положение в реальной экономике,препятствовало бы ее работе в новых условиях".Постоянный представитель МВФ в Молдове Йохан Матисенспециально отметил, что сейчас ведется работа по определениюмеханизмов четкого и прозрачного выделения социальных групп,которым следует оказать компенсационную поддержку за счетбюджетных средств. С другой стороны, сказал он, та частьнаселения, которая способна оплачивать потребляемые ресурсы,должна это делать самостоятельно. Дотировать хозяйствующихсубъектов также не рационально, да и просто непосильно длягосбюджета. Им придется приспосабливаться к новым ценам,больше заботиться об энергосбережении и о внедренииэнергосберегающих технологий.Государство также может и должно "затянуть пояс", или"устранить протечки". Вопросы, касающиеся рациональногорасходования средств и использования имеющихся возможностей,мы обсуждали с Правительством и до последнего повышения ценна газ. Это одно из кардинальных направлений нашегосотрудничества. Но сейчас эти вопросы стали еще болееактуальными и безотлагательными, считает Томас Ричардсон. Вэтой связи он назвал подготовленный проект закона "Огоспредприятиях", который должен помочь решить вопрос обэффективном управлении собственностью, находящейся враспоряжении государства. Идея нового закона - внестиэлементы корпоративного управления в деятельностьгоспредприятий, а также повысить прозрачность ихдеятельности и финансового состояния. "Мы не рассматриваемвопрос приватизации госпредприятий как идеологический, мывидим его чисто в финансовом аспекте. Государство, каквсякий хозяин, должно проанализировать - приносит ли егопредприятие прибыль сопоставимую с прибылью таких жепредприятий, находящихся в частной собственности. Зачемдержаться за неэффективную собственность, когда проданнаяпредпринимателям она будет приносить доход в форменалогов. И, мы уверены, управление остающимися всобственности государства предприятиями может бытьсущественно оптимизировано". В этой же связи представителиМВФ упомянули о технической помощи по совершенствованиюналогового администрирования - оптимизации структурыфискальных органов. Решение этой задачи, намеченной в Планедействий ЕС - РМ, позволит снизить издержки на налоговоеадминистрирование и сделает его более эффективным.Важным назвали представители МВФ реализацию оговоренного вМеморандуме решения о предоставлении Национальному банкуМолдовы дополнительных законодательных гарантий егоавтономии в проведении кредитно-денежной политики. Парламенттакже принял поправки в Закон, предусматривающие, чтоценовая стабильность является первоочередной задачей НБМ. Вкомплексе это усиливает позиции центрального банка всложный для экономики Молдовы период и позволяет в полноймере использовать находящиеся в его ведении инструменты дляподдержания стабильности на макроэкономическом уровне.Отвечая на вопросы относительно прогнозов ВВП и инфляции,Томас Ричардсон сказал: учитывая неблагоприятные внешниефакторы, валовой внутренний продукт РМ в 2006 году будет,вероятно, ниже, а инфляция, наоборот, вырастет в сравнении спрежними оценками. "Сейчас пока еще много неопределенности вразвитии ситуации, я не хочу делать точных прогнозов. Однимиз таких не проясненных факторов остается цена на газ,которая будет установлена для Молдовы на 2007 год. А онаспособна повлиять на ожидания товаропроизводителей ипотребителей и, таким образом, сказаться на росте инфляцииуже в этом году, - сказал представитель МВФ.Уступив настойчивости журналистов, Томас Ричардсон все-такивысказал осторожную прогнозную оценку: "По сравнению спрогнозировавшимся ранее пределом в 10% в год инфляция напотребительском рынке вырастет на несколько процентов". Вовсяком случае, подчеркнул г-н Ричардсон, пока нет причинговорить о гиперинфляции в Молдове. Существенное повышениецен на ГСМ в 2005 году и повышение цен на природный газ вначале 2006 года экономика Молдовы выдержала без серьезныхотступлений от стабильности в сфере структурной инфляции.Достаточно оптимистично представители МВФ оценивают исохранение стабильности курса молдавского лея в 2006 году.Они напомнили, что обзоры валютного рынка Молдовы напротяжении последних нескольких лет показывали, чтомолдавский лей имеет стойкую тенденцию к укреплению. На этов значительной мере влиял постоянно растущий потокпереводов из-за рубежа в адрес физических лиц и, в меньшейстепени, рост объема иностранных инвестиций и кредитов.Покупка "избытка" иностранной валюты на внутреннем рынкепозволила НБМ значительно увеличить валютные резервы страны.Благодаря подписанию властями новой программы с МВФ в маетекущего года, Молдова реструктурировала свои долгистранам-членам Парижского клуба, что значительно сократилонагрузку на госбюджет по обслуживанию внешних обязательств.Эти факторы, даже на фоне сокращения притока инвалюты насчета винодельческих предприятий, с одной стороны, иувеличения расходов на импорт энергоносителей в связи сростом их цен, с другой, позволяют рассчитывать насохранение сложившегося сегодня курса молдавского лея поотношению к валютам основных торговых партнеров.P.S. На этой неделе актуализировался вопрос о стабильностикурса лея, как мы думаем, связанный с попыткамиспекулировать на негативных ожиданиях населения в связи сповышением цен на газ. Самые нелепые слухи поползли поКишиневу и, в еще большей степени, получилираспространение в сельских районах. НБМ уже опубликовалкороткий пресс- релиз с советом "не поддаваться наспекуляции и дезинформацию относительно возможногообесценивания или замены отечественной валюты". Иллюстрируяэтот тезис, скажем, что по данным НБМ чистые - то естьполученные минус отправленные - денежные переводы черезбанки Молдовы в адрес физических лиц за первые 5 месяцев2006 года возросли по сравнению с аналогичным периодомпрошлого года на 23%. Согласно оперативным сведениям изкоммерческих банков, темпы роста переводов и продажииностранной валюты оставались высокими и в июне, и в первойполовине июля. По прогнозам наших экспертов курс лея кдоллару до конца года не имеет объективных оснований дляснижения ниже отметки 14 к 1.
0