533

СОВРЕМЕННИКИ НОВОЙ МУЗЫКИ

С 18 по 22 июня в Кишиневе прошел XV Международный фестиваль"Дни новой музыки". С каждым разом программа фестивалянеуклонно сокращается, однако оптимизма его идейномувдохновителю и организатору, руководителю Союзакомпозиторов Молдовы Геннадию Чобану это не убавляет."Раньше у нас бывало и по восемнадцать концертов, сейчас -только восемь, - комментирует Геннадий Чобану. - Это связанос сокращением бюджета фестиваля: если в 1996 годугосударство выделяло на него 100 тысяч леев, то сейчас в двараза меньше. И мы уже не можем пригласить многихкомпозиторов, произведения которых предполагаем исполнять,так как практически ничего им не в состоянии оплатить.Иногда только - гостиницу и питание. Полностью оплачиваемлишь молдавских исполнителей, таким образом поддерживая их.Также по двустороннему соглашению с министерством культурыРумынии оплачиваем выступления ее музыкантов. Все меньше именьше помощи со стороны спонсоров". Союз композиторов, каки другие творческие союзы, несколько лет назад лишилсябюджетного финансирования. С той поры государственныесредства выделяются только на поддержку мероприятиймеждународного и национального значения. "Но это почему-топроисходит непропорционально, без учета важности событий".О важности Международного фестиваля "Дни новой музыки"свидетельствует участие в нем многих известных композиторови исполнителей, лауреатов международных конкурсов. Четвертыйгод на него с большим желанием приезжает канадскийкомпозитор, профессор Майя Бадян - личность, известнаядалеко за пределами музыкального мира Канады, где проживаетсейчас. Майя Бадян получила образование в Румынии. Еепроизведения звучат в лучших концертных залах Канады и нетолько. Майя Бадян пользуется большим уважением какпреподаватель. Сейчас она получила статус "сеньор экзаменер"- по сути является председателем государственных комиссий навыпускных экзаменах по всем музыкальным факультетам в высшихучебных заведениях страны. Из Молдовы она прямикомотправится на концерты в Голландию. С Майей Бадян мыпообщались на импровизированной пресс-конференции в Союзекомпозиторов, после открытия фестиваля. "Наше сотрудничествовозникло после конференции в Бухаресте, на которую меняпригласили, чтобы рассказать о современной канадской музыке,- говорит Майя Бадян. - Там я услышала много интересного оруководителе Союза композиторов Молдовы Геннадии Чобану иего фестивале, и мне захотелось узнать как можно больше окомпозиторах соседней страны. Так я попала на "Дни новоймузыки", и с тех пор не расстаюсь с ними".Майя не только участвует в симфонических и камерныхконцертах фестиваля со своими произведениями, но и изучаетмолдавскую композиторскую школу. Была приятно удивлена ееуровнем. Настолько, что решилась на продвижениеотечественных произведений в Канаде. Теперь Майя Бадянотбирает и публикует партитуры в издательстве, котороепринадлежит ее мужу. "Пока молдавские композиторы в Канадене звучат, - комментирует Геннадий Чобану. - Толькопубликуются. Дело в том, что там совершенно иным образоморганизован этот процесс. Музыкальных фестивалей много, ноотдельного мероприятия, посвященного современной музыке,нет. И попасть на крупный фестиваль со своими сочинениямизначительно сложнее, чем у нас: фестивали формируются подругим критериям, иногда организаторов не столько интересуетуровень произведений, сколько другие параметры. И канадскимкомпозиторам для того, чтобы исполнились их сочинения,приходится выдерживать огромные очереди. Далеко не все ихпроизведения исполняются в своей стране".Чем хорошо такое сотрудничество для наших композиторов? Всеопубликованные в канадском издательстве сочинения сразупопадают в международное информационное поле, включаяПарижский Центр, библиотеку Конгресса США и т.д. Майя Бадянуверена в том, что благодаря такому продвижению молдавскихавторов через несколько лет их обязательно услышит мир.Исполнением своих произведений молдавскими музыкантами МайяБадян очень довольна. "Канадские исполнители на репетициивсе время смотрят на часы: у них есть контракт, в которомсказано, что они должны работать только два часа, и нисекунды больше. Поэтому, даже если их время застало насередине музыкальной фразы, они поднимаются и уходят. У васвсе не так. Меня очень впечатлил Георгий Мустя, его манераработы с музыкантами".
0