«GSM в Молдове: «шок» в прошлом, доступность и выгода сегодня».
Молдова – современная развивающаяся страна, которая пытается идти в ногу со временем. Конечно, из-за политической и экономической нестабильности, не всегда все идет гладко, результаты часто оставляют желать лучшего, но жаловаться на полный застой и стагнацию тоже не приходится. И вот качественный пример – всего пару лет назад, когда в Молдове только начали появляться услуги мобильной связи, беспроводные телефоны считались элементом роскоши – их немногочисленные владельцы (в основном жители крупных городов) с гордостью демонстрировали новинки чудо техники. Громоздкие малофункциональные и смешные они стоили «бешеные деньги», так же, как подключение и тариф за переговоры. К тому же покрытие оставляло желать лучшего.Но... прошло всего несколько лет – и из вещи, которая считалась показателем престижа, нежели служила удобству своих владельцев, мобильные телефоны стали просто жизненной необходимостью. Сегодня карта покрытия услуг GSM по Молдове составляет около 90%, а широкий ассортимент представленных моделей удовлетворит любого клиента. Подробнее о ситуации на рынке услуг GSM в Молдове расскажет директор по маркетингу компании EUROTEL, Мария Мунтян. - Что представлял из себя рынок мобильных услуг, когда молодая компания EUROTEL только появилась на молдавском рынке? - Несомненно, появление услуг GSM в Молдове напрямую связано с открытием представительств компаний Moldcell. Eurotel является, дистрибьютором и сервис-провайдером которой мы являемся, появилась в Молдове около 6 лет назад, в то время, когда Voxtel уже два года функционировала. Этот период, конечно можно назвать «примитивным», но скорее всего, это была так называемая фаза имплементации данного вида услуг. Услуги GSM - было то новшество, которое просто «шокировало» рынок и люди адаптировались и «усваивали» мобильные технологии. Сами модели мобильных телефонов были несколько иных параметров (намного больше, нежели сегодняшние), работали в других стандартах; а цена за предоставляемые услуги была очень высока. И далеко не каждый мог позволить себе такое удовольствие. А низкая покупательская способность не содействовало увеличению объема продаж. - Каким образом вы преодолевали потребительскую «апатию»? - Конечно, мы с этим боролись. Но, самым действенным средством оказалось время. Как говорится в старой поговорке – время лечит, а в данном случае – помогает: как операторам, так и ритэйлерам. Постепенно наши граждане стали работать и учиться за рубежом, покупательская способность стала повышаться – получается, что сами люди способствовали развитию рынка. Это развитие начало «набирать обороты» - потребности все больше возрастали. И, так как каждый из операторов, несомненно, хотел овладеть большей долей рынка, конкуренция начала возрастать. Компании стремились стать ближе своим клиентам, вследствие чего постоянно менялись тарифные планы, предлагались новые услуги по подключению, все больше акций по привлечению новых абонентов, причем не только дорогому ценовому потребителю, но и массовому сегменту рынка. Нельзя забывать про рекламу, различные презентации продукта и маркетинговые программы – все это развивает рынок и потребности, а следовательно, стимулирует спрос. - Не могли бы вы привести пару подобных акций, в качестве примера? - Наверняка многие помнят одну из первых крупных акций компании Moldcell – только появившись на рынке и стремясь его захватить, они распространяли мобильные карточки абсолютно бесплатно. Затем была запущена программа предоплаченных услуг – когда клиенту не нужно каждый месяц оплачивать абонементскую плату. Это тоже был своеобразный фурор. У Voxtel пару лет назад была интересная акция – мобильники по 1 долл. Много было, конечно, разных акций... Подобные мероприятия – это следствие конкуренции, своеобразная «битва» за потребителя. Но их основная цель – сделать услуги доступнее и выгоднее для клиента. И результаты впечатляют: за сравнительно небольшой отрезок времени ситуация изменилась коренным образом – если 6 лет назад мобильный телефон был показателем высокого уровня достатка, то сегодня это просто жизненная необходимость. И если раньше люди меняли свой мобильник один раз в два года, то теперь это происходит гораздо чаще – раз в год как минимум. - Чем это обусловлено? - В основном тем, что производители постоянно выпускают на рынок все новые модели мобильных телефонов, которые ориентируются на различные ценовые категории потребителей. Эти модели включают в себя обширный и разнообразный набор функций – каждый человек может подобрать мобильный телефон по своим желаниям и финансовым возможностям. Сегодня существует несколько подобных ценовых категорий. В первую ценовую категорию включены так называемые «бюджетные телефоны», стоимостью от 55 до 120 долл. – подобные мобильники подойдут человеку, которому просто нужно быть «в контакте». Эта ценовая категория представлена 50 моделями. Во второй ценовой категории (также ее называют средней) представлено самое большое количество моделей телефонов – выбор очень широк. Средняя ценовая категория считается от 120 – 130 долл. и выше. Эти телефоны многофункциональны, с внедренными FM-радио, оснащены MP3 -плеерами, цветными экранами с хорошим разрешением, микрофонами, календарями, и т.д. – перечислять можно очень долго. И последний – дорогой сегмент, от 300 долл. В дорогом сегменте есть мультимедиа – подобные телефоны часто встречаются у людей, которые буквально «помешаны» на музыке, играх, других функциях. Также в эту категорию включены бизнес-телефоны, смарт и палм телефоны-компьютеры (для профессионалов) и фэшн-телефоны – модные, имиджевые. Я думаю, что это главные факторы, которые повлияли на транзицию рынка, на то, чтобы сейчас клиент мог выбирать в соответствии со своими доходами и необходимостями. - Как дела на рынке обстоят сегодня? Целесообразно ли появление третьего оператора мобильной связи? - На рынке у нас хорошо развита конкуренция. Хотя я считаю, что правильнее было бы сказать партнерство, потому что мы работаем на одном и том же рынке, в тех же социально-экономических условиях. Сегодня уже ожидается появление третьего оператора на рынке. Я считаю, что с точки зрения диверсификации услуг и стимулирования конкурентоспособности, появление третьего оператора мобильной связи скорее положительное явление. Конкурентоспособность – одна из важнейших вещей, которые должен соблюдать оператор. Если новые игроки смогут правильно найти свой оригинальный подход к рынку и к своему потребителю, они могут стать очень даже популярными. В зависимости от позиционирования третьего оператора, наши потребители смогут выбирать какой из операторов лучше с точки зрения общения и собственных нужд. И я не исключаю такую возможность, что новому оператору потребуется завоевать рынок посредством тарификации, качества и внедрения новых технологий. Но, есть конечно и отрицательные моменты. На самом деле, рынок мобильных услуг в Молдове насыщен как операторами, так и магазинами, предлагающими мобильные телефоны. Насколько можно судить по заявлениям, появляющимся в СМИ, третий оператор собирается запустить деятельность в стандарте CDMA, а поэтому клиенту придется приобрести новый мобильный терминал, так как существующие поддерживают GSM. Я уверена что возникнет вопрос покрытия, качества связи и тарифами соединения с другими операторами на рынке.Что касается сетей мобильной техники, открывать новые магазины или пункты по продаж телефонов нет смысла. Напротив, стоит улучшать атмосферы тех магазинов которые у нас есть, так как наш потребитель стал более внимателен к качеству обслуживания, пространству и рекламе. Если клиент готов потратить деньги, для него надо создать все необходимые условия. - Каковы тенденции развития рынка? Так как мобильный телефон это уже не роскошь, а потребность, тенденция такова что люди будут пользоваться двумя телефонами – один рабочий, один личный. Что касается тенденций то уже сегодня наши клиенты стали больше внимания обращать на определенные функции телефонных аппаратов – ведь телефон это не только средство общения. Больше стали интересоваться памятью – сколько можно загружать информации, функцией «touch screen», навигацией, полифонией и внедренным плеером, Bluetooth, итд. Конечно имея в виду разновидности моделей телефонов, возникает также и имиджевый вопрос – особое внимание которое уделяется дизайну. Рынок движется вперед и магазины мобильной связи это не только мобильная техника – это уже и цифровая техника цифровые фотоаппараты, MP-3 плееры, карты памяти, аксессуары к ним,... ну и, конечно, развитие дополнительных услуг. То есть, все, что связано с мультимедиа и с будущим, ведь цифровая и мобильная техника – это и есть будущее: они идут «нога в ногу». Ольга ЕМЕЛЬЯНОВА