686

ВОСПИТАННИК ЩУКИНКИ МОДЕРНИЗИРОВАЛ МОЛЬЕРА

Как правило, самые интересные, интригующие спектакли театры готовят к открытию сезона. С точностью до наоборот поступили во флагмане театральной «флотилии» Молдовы – Национальном театре имени Михая Эминеску, закрыв сезон блестящей премьерой.Речь идет о постановке «Доктор без разрешения» по пьесе Жана Батиста Мольера. Знаменитый драматург для прокорма писал свои фарсы нон-стопом - труппа постоянно подталкивала его сочинять легкие вещицы на злобу дня, в которых можно было молниеносно откликаться на события средневековой Франции. Первый показ «Доктора» состоялся в Париже, в Пале Рояль в августе 1666 года.Поразительная получилась коллизия: через магический кристалл искусства вроде бы сиюминутные проблемы далекого прошлого приобрели режущую остроту современности.Представьте себе труппу актеров, кочующую от селения к городишке на огромной повозке. Между ними - сложные человеческие отношения. Но вот – привал. Набежали зрители. Артисты напялили парики, оделись в бесподобно смешные костюмы и принялись кривляться на все лады, то есть лицедействовать. Получился театр в театре.Зал от хохота лежал. Артисты выложились по полной программе, продемонстрировав публике всю гамму мимического остроумия, потешных жестов, прыжков, пинков, дураченья, балбесничения, озорства и хохм. Живет себе поживает наивный, простодушный господин Жерон (Николай Дарие). Он хочет выдать замуж свою красотку дочь Люсинду (Анжела Чобану) за богача, а она по уши влюблена в хорошенького, но отнюдь не состоятельного Леандра (Геннадий Гылкэ).Провидение, что ли, вмешалось в ситуацию и послало на выручку влюбленным хитрого, шустрого, ушлого проныру Зганарелля (Петр Ойстрик), которого вынудили стать доктором, могущим излечить вдруг онемевшую Люсинду, которая только и умеет говорить, что «хи, ха, хе, ху!».Ловкач «налапшил» перепуганному папаше столько всего в научнейших терминах, что тот проникся абсолютным доверием к самому искусному на свете «господину доктору» и неукоснительно подчинился всем его рекомендациям и требованиям. В результате влюбленная парочка получила согласие папаши на свадьбу. Актеры потешно дубасят друг друга тряпичной «колбаской», Люсинда выходит на смотрины с огромным чупа-чупсом во рту (смертельно больная девица – с румянцем во всю щеку, кровь с молоком). Все действия героев музыкально комментирует четверка лохматых оркестрантов, то и дело получая от Люсинды тычки и пинки. Но самая смешная реприза получилась у доктора с деревенским увальнем, полуглухим крестьянином, который ткнул эскулапу в нос «полицэ» (страховку) и в качестве взятки всучил курицу, фасоль и муку. А когда доктор дал ему по башке, вдруг запел по-французски и по-английски. Липовый врачеватель вручил деревенщине лекарство - кусок протухшей брынзы.После всех перипетий невеста излечилась и затараторила так, что мало никому не показалось. Суфлер с перепугу выскочил из своей будки. Великолепные костюмы придумала Татьяна Попеску – многослойные, стилизованные под средневековье, но насквозь модерновые. Как всегда, остроумную пластику поставила Виктория Букун. Декорации – невысокий помост и вместительную повозку – дело рук Бориса Голя.Срежиссировал замечательный спектакль Санду Козуб, выпускник московской Щукинки. По его словам, это уже пятая его постановка.Идея возвращения к Мольеру витала в воздухе. Он позволил стать ближе к народу, к площадному театру, к его корням, и все это – в пестром стиле барокко.Артисты живут в нищете и грязи, зато одной большой семьей – ссорятся, радуются, срывают аплодисменты у провинциальной публики. И ни за что не хотят изменить свой образ жизни, то есть лишиться радости творчества. Режиссер показал зрителям блистательный образец вахтанговской школы театра представлений (в отличие от театра переживаний Станиславского). Зрители зарядились мощной дозой смехового витамина, а что может быть лучше в этом мире, чем радость и веселье?Александра Рябинина
0